Презентация
к выступлению по теме:
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Автор работы : воспитатель МБДОУ –
Детский сад №24 «Звездочка»
Задонская Надежда Геннадьевна
Развитие цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятию насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Таким образом, проблема развития чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях.
Согласно ФГОС дошкольного образования, содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование …первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Теоретические подходы к вопросу формирования восприятия цвета у дошкольников могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов. В своих исследованиях отечественные психологи опираются на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о рефлекторной природе психики. Большой вклад в разрешение принципиальных вопросов формирования восприятия цвета, ее сущности, внесли работы Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, И.М.Соловьева, Б.М.Теплова, П.А. Шеварева и других.
Целью работы является изучение и эмпирическое решение проблемы развития цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объектом нашего исследования является восприятие цвета у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является организация педагогических условий по развитию восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования - процесс развития восприятия цвета у ребенка младшего дошкольного возраста будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – изобразительной не только на занятиях, но и в другие режимные моменты;
- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала;
- активная работа с родителями воспитанников по теме сенсорного развития младших дошкольников.
Задачи :
- изучить теоретические аспекты развития восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать изобразительную деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста;
- рассмотреть варианты реализвации педагогической деятельности по развитию восприятия цвета в условиях ДОУ;
- представить примерное содержание занятий по развитию восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение. Обоснованность и достоверность результатов и выводов работы обеспечиваются методологическим подходом к анализу проблемы, использованием принципов, методов, адекватных предмету, целям, задачам исследования
Экспериментальная база исследования – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад № 24 «Звездочка» города Димитровграда Ульяновской области. В исследовании принимали участие
- подгруппа детей 1 младшей группы «А» в количестве 10 человек.
Теоретический анализ литературных источников показал, что восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета важно пользоваться зрительной ориентировкой; осознанное, целенаправленное, восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Цель проведения практического исследования разработать и оценить эффективность педагогических условий по развитию восприятия цвета у младших дошкольников.
Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала.
Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня развития восприятия цвета у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика осуществлялась по двум направлениям:
- определение уровня развития восприятия цвета,
- определение уровня развития знаний о цвете.
Для определения уровня развития восприятия цвета применялась методика «Найди цветок для бабочки».
Исследование уровня знаний детей о цвете проводилось при помощи беседы с детьми, составленной в соответствии с прогораммой Н.В. Дубровской «Игры с цветом».
Результаты констатирующей диагностики
Формирующий педагогический эксперимент был проведен с 9 сентября 2014 г. по 22 ноября 2014 г. Цели и задачи формирующего этапа:
- развивать цветовосприятие: учить обследовать предметы, выделять и называть их по цвету; соотносить и группировать однородные и разнородные предметы по цвету; сравнивать предметы и устанавливать тождество по одному из сенсорных признаков; выбирать цвет самостоятельно для передачи особенностей хорошо знакомого предмета.
- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»; по словесному заданию находить предметы по цвету; различать 6 цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный); учить называть 4 цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий);
- воспитывать умение играть без конфликтов (рядом, со 2 полугодия –вместе);
- развивать цветоощущение, мелкую моторику рук.
По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по использованию изобразительной деятельности в процессе развития восприятия цвета у детей четвертого года жизни) было проведено повторное исследование показателей развития цветовосприятия и знаний о цвете.
Результаты контрольной диагностики
Сравнительный анализ результатов исследования
Решение задач по формированию цветового восприятия осуществлялось через создание необходимых условий для успешной работы над этой проблемой: системной работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности; использование в работе с детьми цвета, колорита произведений народного и классического изобразительного искусства; систематических наблюдений в природе; использование в работе дидактических игр; эстетическое оформление среды.