Дети и родители на школьном старте
Родительское собрание – практикум для родителей будущих первоклассников
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать,
писать и считать. Быть
готовым к школе – значит
быть готовым всему этому
научиться» (Венгер Л.А.).
Тест “Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?”
1 . Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1
2
1/
3
2/
6/
4
7/
3/
11/
4/
12/
5
8/
9/
13/
5/
10/
14/
15/
Результаты тестирования :
- до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
- 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
- 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах
получено 2 или 3 крестика.
- 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
- 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
- 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
- 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
- 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери .
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Готовность ребенка — стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира.
Готовность к школьному обучению:
- Физиологическая готовность
Здоровье, моторика рук, движения, возраст
- Психологическая готовность
* интеллектуальную готовность;
* мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
- Педагогическая или специальная готовность
Чтение, счет, учебные умения
Физическая готовность
- Состояние здоровья.
- Физическое развитие.
- Развитие анализаторных систем.
- Развитие мелких групп мышц.
- Координация движений в соответствии с возрастной нормой
- Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Психологическая готовность
1. Интеллектуальная готовность:
предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
ПАМЯТЬ
ВОСПРИЯТИЕ
МЫШЛЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
РЕЧЬ
ВНИМАНИЕ
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
*свой адрес и название города, в котором он живет;
* название страны и ее столицы;
* имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
* времена года, их последовательность и основные признаки;
* названия месяцев, дней недели;
* основные виды деревьев и цветов.
- ему следует уметь различать домашних и диких животных,
- понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
2. Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
3. ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ - предполагает наличие у ребенка: * способностей ставить перед собой цель, * принять решение о начале деятельности, * наметить план действий, * выполнить его, проявив определенные усилия, * оценить результат своей деятельности, * а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
4. Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
- Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
«Портрет» первоклассника, неготового к школе:
* чрезмерная игривость;
* недостаточная самостоятельность;
* импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
* неумение общаться со сверстниками;
* трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
* неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
* низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
* плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
* недостаточное развитие произвольной памяти;
* задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Как организовать занятия с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим как человек усваивает информацию.
В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.
То, что ребенок сам выполняет руками, он усваивает на 90%! Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно написать пример, приклеить кружочки и т.д. даже если ему кажется что ничего непонятно.
70% от того, о чем мы говорим — откладывается в памяти. Ребенку необходимо проговаривать за Вами информацию, а не молча слушать ее. Обсуждайте вместе все проделываемые действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.
Лишь 20% того, что ребенок слышит — он запоминает. Поэтому одних Ваших объяснений будет недостаточно.
30% того, что ребенок видит — он усваивает . Поэтому проявите свою фантазию и творчество: лепите из пластилина, наклеивайте, рисуйте картинки, объясняющие изучаемый материал.
Как помочь ребёнку подготовиться к обучению в школе?..
Письмо…
- Не учить письменным буквам, а готовить руку к письму, т.е. красить, штриховать, обводить, вышивать, вязать, играть в мозаику, писать графические диктанты
Обучение грамоте…
Учить вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним и т.д.
Математика…
- Учить считать что-то, пересчитывать, а не просто называть по-порядку цифры,
- Научить отвечать на вопрос «сколько?»
Общая осведомлённость…
- научить ориентироваться на листе и в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, сзади, спереди и т.д.)
- различать предметы по величине, форме, цвету;
- сравнивать, находить сходство и различие;
- выполнять задания по образцу, отвечать на вопросы: зачем? почему?
- выражать свои чувства, уметь радоваться
Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей.
Необходимо подсчитать количество положительных ответов на вопросы теста.
( «да»)
* 13-15 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
- 10-12 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий ;
* меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
ЗАПОМНИТЕ: В ы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры), ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Спасибо за внимание!
Успехов, терпения и радости
в общении с детьми!