Дети и война
- Дети блокадного Ленинграда
на Сокольской земле
Автор:
Абабкова Нина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Сокольская СОШ
Дети войны – это те дети, у которых война отняла отцов и матерей
8 сентября 1941 - 27 января 1944
900 дней и ночей город находился в огненном кольце
- Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград: гибли взрослые и невинные дети
- В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города, включая приблизительно 400 тыс. детей, 343 тыс. войско, защищавшее город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены , только на 1-2 месяца.
Текст слайда
- Самая страшная была зима 1941 – 42 года. В городе не было топлива и электроэнергии. Люди жили в неотапливаемых квартирах, при свете тусклых коптилок. Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на реку Неву, спускались на лёд, делали проруби и под обстрелом доставляли воду домой. В городе не ходил транспорт, на работу жители ходили пешком по занесённым снегом улицам.
Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь.
- 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е.Бадаева. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Хлеб был единственным питанием ленинградцев. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Были сокращены его нормы выдачи. Рабочие, инженерно – технические работники получали по 250 граммов хлеба, служащие, иждивенцы, дети – по 125 граммов. В городе наступил голод. Смерть входила во все дома. Люди умирали от голода и холода.
Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинграда ворот не открыли И не вышли к стене городской.
Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей.
Однако юным ленинградцам - детям блокадного города – приходилось вместе со взрослыми переносить всю трагедию осажденного города.
Детям было хуже,
чем взрослым!
Они не понимали, что происходит:
почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...
Много детского почему?
Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
- Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва, даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе . Вот что было написано в отчете одной из таких школ – 251 - й Октябрьского района: “Из двухсот двадцати учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили. «Но учеба шла. Шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков – папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта». А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.
- Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде, через Ладожское озеро. Только автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, помогла выжить жителям Ленинграда. Её называли «Дорога Жизни».
- В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей.
… Хлеб - в Ленинград, А детей – в тыл …
- Детей из блокадного Ленинграда эвакуировали в разные города нашей страны. Привезли их и в Сокольский район Ивановской области… Жители Сокольского тепло и радушно встретили детей и окружили их теплом и заботой.
- Александра Макаровна Проскурякова - жительница п. Сокольское. Работала в интернате ночной няней, потом завхозом, уборщицей.
- А.М. Проскурякова:
- «Это был страшный 1942 год. В интернат ( это д/с №3, сейчас – Дом милосердия) привезли блокадников. Все как один были стриженные, больные, голодные. Мало кто из детей двигался. Они лежали и не плакали, а лишь постанывали от боли. Мы собирали для них лекарственные травы, пытались хоть как-то подлечить».
Дети блокадного Ленинграда на гостеприимной Сокольской земле
Дети блокадного Ленинграда
Младшая группа детского дома п. Сокольское 1942 г.
- А.М. Проскурякова: «Хорошо помню мальчика Витю Лебедева. Ему было всего восемь годиков, но он постоянно ходил за взрослыми и плакал, плакал… Малыш, вздрагивая от пережитого испуга, все время вспоминал, как на его глазах убили отца и мать».
- А.М. Проскурякова: «А еще помню мальчика, у которого все документы были потеряны: ни имени, ни фамилии. И тогда все единогласно решили дать ему имя – Вовочка, а фамилию – Сокольский».
А.М. Проскурякова: «Не знаю, из жалости, или из каких иных побуждений, но ребятишек наших в семьи брать стали. Сначала взяли Люсеньку. Её взяли Пешевы – сокольчане. Ирочку взяли Карповы. После их смерти она поступила учиться в Кострому, так и живет там до сих пор, весточки шлет мне, помнит».
А.М. Проскурякова: «В 1946-1947 годах для нас начались горькие расставания. Хотя для осиротевших ребятишек было все уже родное: и койка, сохранившая горькие детские слезы подушка, и абажур, сделанный своими руками, и веранда, где играли все вместе, и люди, которые стали роднее родных… Ленинградцы уезжали. Казалось, не хватит слез, вот как тяжело было…».
В Нижегородской области, Шатковском районе, на поселковом кладбище есть могила, в которой покоится тело ленинградской девочки Тани Савичевой. Её и ещё 140 других детей удалось эвакуировать на Большую землю, в Горьковскую область. Два года врачи боролись за её жизнь, но болезнь была уже неизлечимой - менингит. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла.
Памятник «Дневник Тани Савичевой»
- Таня Савичева родилась 25.1/1930 г. Жила в Ленинграде. У нее была большая семья: бабушка, мама, сестра (Нина), младший брат (Лека), старший брат, два дяди (братья отца), и сама Таня . Таня жила в обыкновенной ленинградской семье, которая и до войны испытала тяготы жизни. Началась война, затем блокада. На глазах девочки погибли: сестра, бабушка, два дяди, мама и брат. Двенадцатилетняя Таня вела дневник, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Страницы из Дневника Тани Савичевой
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»
«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
Детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник «Цветок жизни». На лепестках этого цветка высечены слова из известной песни: «Пусть всегда будет солнце!», а рядом с ним можно увидеть каменные страницы Таниного дневника…
Памятник «Дневник Тани Савичевой»
Памятник детям блокадного Ленинграда
Вот о вас напишут книжки: «Жизнь свою за други своя», Незатейливые парнишки, — Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, — Внуки, братики, сыновья! Анна Ахматова 1944
Памятник детям блокадного Ленинграда (Ярославль)
900 дней блокады
– 900 берёз.
Пискарёвское мемориальное кладбище. Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты -красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград…
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она
Как сила нам нужна…
Юрий Воронов.
«Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?»
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Литература
- Приложение к журналу «Литература в школе». №4 – 2008г.
Презентация «Дети блокадного Ленинграда».
Презентация «Дети блокадного Ленинграда» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад №7»
Презентация «Блокада Ленинграда».
3. Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
4. Презентация «Дни воинской славы России в истории земли Нижегородской». Учитель Зотова Л.В. МКОУ Мамонтовская ООШ Сокольского муниципального района.