СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская деятельность в образовательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детская деятельность в образовательном процессе»

Лекция №1 Детская деятельность в образовательном процессе

Лекция №1

Детская деятельность в образовательном процессе

План лекции: 1.  Сущность понятий «деятельность», «детская деятельность». 2.  Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву. 3.  Виды детской деятельности по ФГОС ДО. 4.  Подходы к организации детской деятельности. 5.  Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности.

План лекции:

1. Сущность понятий «деятельность», «детская деятельность».

2. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву.

3. Виды детской деятельности по ФГОС ДО.

4. Подходы к организации детской деятельности.

5. Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности.

1. Сущность понятий «деятельность», «детская деятельность» Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. Краткий психологический словарь Деятельность — динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Словарь практического психолога

1. Сущность понятий «деятельность», «детская деятельность»

Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Краткий психологический словарь

Деятельность — динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Словарь практического психолога

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Большой психологический словарь В структуре деятельности выделяются: 1) мотивы — побуждающие субъекта к деятельности; 2) цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности; 3) операции с помощью коих деятельность выполняется.

Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности.

Большой психологический словарь

В структуре деятельности выделяются:

1) мотивы — побуждающие субъекта к деятельности;

2) цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности;

3) операции с помощью коих деятельность выполняется.

Детская деятельность — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. Словарь практического психолога

Детская деятельность — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики.

Словарь практического психолога

Самой ранней самостоятельной деятельностью является деятельность предметная . Она начинается с овладения действиями с предметами — такими как хватание, манипуляции — собственно действия предметные, предполагающие использование предметов по назначению и способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором году жизни, что связано с овладением ходьбой. Несколько позже на базе предметной деятельности происходит формирование других видов деятельности, в частности — деятельность игровая . В рамках сюжетно-ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в возрасте дошкольном, происходит овладение элементами деятельности взрослых и межличностными отношениями.
  • Самой ранней самостоятельной деятельностью является деятельность предметная . Она начинается с овладения действиями с предметами — такими как хватание, манипуляции — собственно действия предметные, предполагающие использование предметов по назначению и способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
  • Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором году жизни, что связано с овладением ходьбой.
  • Несколько позже на базе предметной деятельности происходит формирование других видов деятельности, в частности — деятельность игровая . В рамках сюжетно-ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в возрасте дошкольном, происходит овладение элементами деятельности взрослых и межличностными отношениями.
В дальнейшем формируются: 1) деятельность трудовая — в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки; 2) деятельность продуктивная — являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; 3) деятельность изобразительная — в которой происходит соотнесение процессов интеллектуальных и аффективных; 4) в процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста формируется также познавательная деятельность. Все выделенные выше виды детской деятельности, по крайней мере, в своих начальных формах обязательно имеют характер совместной деятельности ребенка со взрослым.

В дальнейшем формируются:

1) деятельность трудовая — в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки;

2) деятельность продуктивная — являющейся существенным фактором развития познавательных процессов;

3) деятельность изобразительная — в которой происходит соотнесение процессов интеллектуальных и аффективных;

4) в процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста формируется также познавательная деятельность.

Все выделенные выше виды детской деятельности, по крайней мере, в своих начальных формах обязательно имеют характер совместной деятельности ребенка со взрослым.

2. Структура деятельности по  А.Н. Леонтьеву  Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности.  Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций.

2. Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву

Деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций.

 Деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами . Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами .

Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида.

Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий .  Деятельность и действие жестко не связаны между собой. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.  Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий , в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями . Операции – это преобразованные, ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются (Например, когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию).

Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий .

Деятельность и действие жестко не связаны между собой. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий , в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями .

Операции – это преобразованные, ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются (Например, когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию).

Характеристики деятельности: 1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете. 2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл). 3. Целесообразность. 4. Опосредованный характер (орудия, социум). 5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

Характеристики деятельности:

1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете.

2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл).

3. Целесообразность.

4. Опосредованный характер (орудия, социум).

5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

3. Виды детской деятельности по ФГОС ДО Проанализируйте виды детской деятельности, представленные в таблице. Обоснуйте формы работы с детьми.

3. Виды детской деятельности по ФГОС ДО

  • Проанализируйте виды детской деятельности, представленные в таблице. Обоснуйте формы работы с детьми.
Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризуется принятием ребенка условной (в отличие от его реальной) жизненной позиции. Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. Коммуникативная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Двигательная деятельность – это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций.
  • Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризуется принятием ребенка условной (в отличие от его реальной) жизненной позиции.
  • Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
  • Коммуникативная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
  • Двигательная деятельность – это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций.
  • Трудовая деятельность – форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать.
  • Продуктивная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
  • Музыкально-художественная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия; исполнителя музыкальных произведений, сочинителя, создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.
  • Восприятие художественной литературы , как особый вид детской деятельности, - это форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
4. Подходы к организации детской деятельности Одним из принципов построения образовательного процесса в детском саду, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , является требование реализации содержания образовательной программы детского сада «…в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности…».

4. Подходы к организации детской деятельности

  • Одним из принципов построения образовательного процесса в детском саду, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , является требование реализации содержания образовательной программы детского сада «…в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности…».
Можно выделить два подхода к решению вопроса организации деятельности детей в детском саду . Первый подход связан с идеями «свободного воспитания» . Начиная с конца XIX в., Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори развивают педагогические мысли, высказанные Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци о том, что педагогический процесс должен быть направлен на развитие «природных дарований» детей, на обеспечение естественного роста и развития ребенка, раскрытие заложенных в нем потенций, через предоставления возможности ребенку действовать. Педагогический процесс детского сада строится на творческой деятельности ребенка , а программа детского сада выражается не в перечне учебных предметов, а в перечне видов детской деятельности — гимнастика, прогулки, движения, игры, организованные занятия с материалами, лепка и рисование, разговор, беседа, рассказ, заучивание стихов, музыка и пение, труд в природе.

Можно выделить два подхода к решению вопроса организации деятельности детей в детском саду .

Первый подход связан с идеями «свободного воспитания» . Начиная с конца XIX в., Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори развивают педагогические мысли, высказанные Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци о том, что педагогический процесс должен быть направлен на развитие «природных дарований» детей, на обеспечение естественного роста и развития ребенка, раскрытие заложенных в нем потенций, через предоставления возможности ребенку действовать.

Педагогический процесс детского сада строится на творческой деятельности ребенка , а программа детского сада выражается не в перечне учебных предметов, а в перечне видов детской деятельности — гимнастика, прогулки, движения, игры, организованные занятия с материалами, лепка и рисование, разговор, беседа, рассказ, заучивание стихов, музыка и пение, труд в природе.

М. Монтессори подчеркивала, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Поэтому так важно организовать среду, наиболее подходящую для удовлетворения его потребностей. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов . Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою деятельность с помощью различных игр, приспособлений, с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе.

М. Монтессори подчеркивала, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Поэтому так важно организовать среду, наиболее подходящую для удовлетворения его потребностей. Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов . Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою

деятельность с помощью различных игр, приспособлений, с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе.

В дальнейшем идеи педагогов XIX в. продолжали развиваться. Например, в советской педагогике, начиная с 20-х годов XX в., существовала установка «на непедагогичность какой-либо регламентации действий детей показом, примером действия (или слова) самого воспитателя. Если вопрос о том, что надо делать (рисовать, лепить и т.д.), воспитатель мог решить сам, то подсказывать, как сделать, как сказать считалось мерой, нарушающей процесс детского творчества» (А.П. Усова).

В дальнейшем идеи педагогов XIX в. продолжали развиваться. Например, в советской педагогике, начиная с 20-х годов XX в., существовала установка «на непедагогичность какой-либо регламентации действий детей показом, примером действия (или слова) самого воспитателя. Если вопрос о том, что надо

делать (рисовать, лепить и т.д.), воспитатель мог решить сам, то подсказывать, как сделать, как сказать считалось мерой, нарушающей процесс детского творчества» (А.П. Усова).

В 1945–1950 гг. образовательный процесс в детском саду строился в основном по методу «заданий». Как отмечает А.П. Усова, «задания должны давать возможность детям широко проявить свою инициативу и творчество». Недостаток данного метода А.П. Усова видит в том, что дети должны самостоятельно добывать сведения, развивать умения. «Задача воспитателя сводится к тому, чтобы организовать обстановку для занятия, дать детям материал, тему и в дальнейшем предоставить им полную свободу». Подобным образом проектируется современный образовательный процесс в Германии.

В 1945–1950 гг. образовательный процесс в детском саду

строился в основном по методу «заданий». Как отмечает А.П. Усова, «задания должны давать возможность детям широко проявить свою инициативу и творчество». Недостаток данного метода А.П. Усова видит в том, что дети должны самостоятельно добывать сведения, развивать умения. «Задача воспитателя

сводится к тому, чтобы организовать обстановку для занятия, дать детям материал, тему и в дальнейшем предоставить им полную свободу».

Подобным образом проектируется современный образовательный процесс в Германии.

Таким образом, можно выделить два подхода к организации детской деятельности, сложившихся в истории и теории дошкольного образования.  Первый подход акцентирует внимание на поддержке инициативы ребенка в выборе деятельности и ее содержания, роли среды и дидактических материалов в ее организации, поддерживающей позиции педагога. Педагогом регламентируется лишь время, отведенное на выполнение режимных моментов (завтрак, прогул- ка, дневной сон, свободная деятельность и т.д.), причем большая часть времени, проводимая ребенком в детском саду, отводится именно для свободной деятельности.  Второй подход ориентирован на активную роль педагога в организации и проведении деятельности детей и связан с проблемой обучения дошкольников в разных видах деятельности, использования элементов учебной деятельности в совместной деятельности педагога и детей.

Таким образом, можно выделить два подхода к организации детской деятельности, сложившихся в истории и теории дошкольного образования.

Первый подход акцентирует внимание на поддержке инициативы ребенка в выборе деятельности и ее содержания, роли среды и дидактических материалов в ее организации, поддерживающей позиции педагога. Педагогом регламентируется

лишь время, отведенное на выполнение режимных моментов (завтрак, прогул-

ка, дневной сон, свободная деятельность и т.д.), причем большая часть времени,

проводимая ребенком в детском саду, отводится именно для свободной деятельности.

Второй подход ориентирован на активную роль педагога в организации и

проведении деятельности детей и связан с проблемой обучения дошкольников в

разных видах деятельности, использования элементов учебной деятельности в

совместной деятельности педагога и детей.

Современные исследователи говорят о новых проблемах организации деятельности детей в детском саду, связанных с изменением общества. Например, В.Т. Кудрявцев отмечает, что педагогическая теория и практика конца 1980–1990-х годов «подвергла профанации понятие ″деятельность″, сделав его дежурным и ни к чему не обязывающим», так как в сложившейся системе дошкольного образования «фактически отсутствует специальная работа по формированию деятельности детей». Таким образом, с одной стороны, необходимо организовывать деятельность детей для передачи им социального опыта, а с другой — важно создавать условия для проявления дошкольниками самодеятельности, творчества.
  • Современные исследователи говорят о новых проблемах организации деятельности детей в детском саду, связанных с изменением общества. Например, В.Т. Кудрявцев отмечает, что педагогическая теория и практика конца 1980–1990-х годов «подвергла профанации понятие ″деятельность″, сделав его дежурным и ни к чему не обязывающим», так как в сложившейся системе дошкольного образования «фактически отсутствует специальная работа по формированию деятельности детей».
  • Таким образом, с одной стороны, необходимо организовывать деятельность детей для передачи им социального опыта, а с другой — важно создавать условия для проявления дошкольниками самодеятельности, творчества.
В современном образовательном процессе можно выделить два источника деятельности детей:  • инициатива самих детей , самостоятельный выбор вида деятельности, ее содержания, партнеров и т.д.; • инициатива взрослого , который организует совместную с ним деятельность детей или создает условия для их самостоятельной деятельности.

В современном образовательном процессе можно выделить два источника деятельности детей:

инициатива самих детей , самостоятельный выбор вида деятельности, ее содержания, партнеров и т.д.;

инициатива взрослого , который организует совместную с ним деятельность детей или создает условия для их самостоятельной деятельности.

5. Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности

5. Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности

Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на: - субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка; - диалогическом общении взрослого с детьми; - продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками;  - партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками.

Она строится на:

- субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;

- диалогическом общении взрослого с детьми;

- продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками;

- партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Образовательная деятельность с детьми осуществляется и в процессе проведения режимных моментов : утренней гимнастики, прогулки, приема пищи и т.д.
  • Непосредственно образовательная деятельность (НОД) реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
  • Образовательная деятельность с детьми осуществляется и в процессе проведения режимных моментов : утренней гимнастики, прогулки, приема пищи и т.д.
Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность детей в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и: -обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; -позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; -содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; -позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность детей в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:

-обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

-содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

-позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.