СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Детский сад и семья: работаем вместе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие семьи и детского сада зависит от того, какую позицию займут педагоги и родители с первых дней посещения ребенком детского сада. Родители и воспитатели должны проявлять акивность и содействовать установлению положительных отношений друг с другом.

Просмотр содержимого документа
«"Детский сад и семья: работаем вместе"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»

400137, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 36

ИНН/КПП 3443905565 / 344301001, ОГРН 1023402981030

Тел. 31-61-93, 53-69-39 (факс)














«Детский сад и семья: работаем вместе».


Статья из опыта работы












Составила воспитатель

Земкова Наталья Геннадьевна





Волгоград 2020



Детский сад и семья: работаем вместе.


Уже давно возникла необходимость перестройки дошкольного воспитания. Цель ее - не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Однако следует отметить, что не все педагоги дошкольных учреждений проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга.

Хороших результатов это не дает. Разное восприятие одной и той же проблемы мешает добиться положительных результатов в воспитании подрастающего поколения. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает трансляцию родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).
Пятый год в нашей группе работает родительский клуб «Солнышко». Клуб не предполагает назидательного обучения «опытного» воспитателя «неопытных» родителей. Эта форма предполагает общение на равных.

Что же такое КЛУБ?

«Клуб…» - это ежемесячные встречи по самым актуальным вопросам воспитания. В работе клуба я использую как традиционные методы и формы, так и творческие, придуманные мною или подсказанные жизнью.

* вечер вопросов и ответов («Учимся читать и читать»)

* собрания с показом видеозаписей деятельности детей.

* встреча за «круглым» столом (« Роль отца в семейном воспитании», «Как наказывать и поощрять ребенка»)

* мастер – классы («Изготовление елочных Новогодних украшений», «Проведение семейных детских праздников», «Роспись пасхальных яичек», «Изготовление подарочных открыток»)

* консультации («Растим детей здоровыми», «Генеалогическое древо семьи» )

* деловая игра («Знаем и умеем»)

Заседания Клуба проходят с привлечением специалистов детского сада, педагогов дополнительного образования:

* педагог – психолог

* руководитель изостудии

* музыкальный руководитель

* инструктор по физическому воспитанию

* старшая медсестра

Заседания включают в себя обсуждение проблем в общем кругу, выработку собственной позиции. На встречах Клуба родители могут получить конкретные советы психолога, ощутить поддержку группы, обменяться бесценным родительским опытом.

Несколько раз в месяц проводятся консультации. Целью консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители, имеющие одинаковые проблемы.

Анкетирование проводится как индивидуальное, так и групповое. Целью анкетирования является выяснение вопросов касающихся воспитания в семье и здоровья детей. С помощью анкеты воспитатель может узнать мнение родителей по интересующим его вопросам. В результате анкетирования может выявиться какая-либо проблема, присутствующая в семье. В таких случаях воспитатель помогает разобраться и найти выход из сложившейся ситуации.

Цель клуба: помочь родителям овладеть полным объемом психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании.

В нашем детском саду проводятся совместные праздники, в которых участвуют и родители, и дети, и педагоги. Праздники организовываются в пределах группы. Из беседы с родителями мы выяснили, что в совместной деятельности устанавливаются дружественные отношения, создается атмосфера творчества, родители лучше узнают своих детей, а воспитатели – родителей. Также родители получают возможность интересно проводить время вместе со своими детьми. С интересом и даже с удовольствием родители участвуют в оформлении газет, приуроченных, к какому-либо празднику или на какую-то тему, в организации выставок, конкурсов рисунка.

Одним из главных моментов взаимодействия семьи и дошкольного учреждения является ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. На основе достигнутого доверия в общении с воспитателем у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных).

Важнейшим результатом содержательного и эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей становится готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.

Уникальный воспитательный характер семьи выражается в том, что здесь происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семьи. Дети, изолированные от мира взрослых и самое главное — от родителей, отстают в своем развитии. Семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования ребенка как человека. Но для воспитания полноценной личности ребенку необходимо и детское сообщество, которое он имеет в дошкольном учреждении. В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

В процессе установления партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьей наше дошкольное учреждение руководствуется в своей деятельности следующими принципами:

•    Вовлечение родителей к участию в жизни дошкольного учреждения, принятие решений совместно с родителями и детьми.

Использование знаний родителей о своих детях и их способностях является одним из способов признания за ним права участвовать в обучении и воспитании своих детей.

•    Поощрение сотрудничества внутри группы.

Обучение в сотрудничестве дает родителям возможность приобретать новые знания и навыки межличностного взаимодействия.

•    Обеспечиваем удобный доступ семей к игровой деятельности детей и участию в жизни группы.

Анализ опыта семейного воспитания и данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют, что нередко родители понимают, к каким целям в воспитании своего ребенка нужно стремиться, какие качества в нем развивать. Однако они не всегда знают, как это сделать, какие методы и средства выбрать. Причинами педагогических ошибок родителей являются их неподготовленность к воспитательной работе, непонимание сложного процесса развития ребенка, а иногда и отсутствие чувства ответственности перед обществом за воспитание ребенка. Поэтому родителям недостаточно одной любви к ребенку и желания его вырастить, необходимо еще знать, как строить отношения с ним, основываясь на возрастных физических и психических особенностях дошкольников.
Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее активных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении.

Мы ежедневно общается с родителями своих воспитанников: с одними чаще, с другими реже. Знания родителей – важное условие успеха во взаимодействии с семьями не только воспитателя, но и других специалистов дошкольного учреждения. Анализ ответов на вопрос «Считаете ли вы нужным присутствовать на Днях открытых дверей, ежегодно проводимых в нашем МОУ, посвященных Дню рождения детского сада?» свидетельствует, что не все родители осознают важность этих посещений. Хотя 80% опрошенных родителей ответили утвердительно, 12% все же не видит необходимости в этом, а 8% родителей не дали ответа на этот вопрос.

Из этого следует, что не все родители готовы сотрудничать с педагогами в вопросах воспитания и развития ребенка. А ведь это принесло бы пользу, и прежде всего детям. Они бы воспринимали родителей по-новому — как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает детские проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который постоянно чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.

Таким образом можно сделать вывод: взаимодействие семьи и дошкольного учреждения зависит от того, какую позицию займут педагоги и родители с первых дней посещения ребенком детского сада. И родители, и воспитатели должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений друг с другом..


Источники информации

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст] // Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст] // О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: «Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

  5. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс] // http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii