Объединяясь в игре со сверстниками. Может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец – покупатель) и ведет ролевые диалоги.
Взаимодействует со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
Умеет подбирать атрибуты, предметы для игры, использует постройки из строительного материала.
Умеет чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли используя мимику, интонацию, атрибуты.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно – печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Самостоятельно организует знакомую подвижную игру с группой сверстников.
НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « СОЦИАЛИЗАЦИЯ» |
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Параметр оценивания | Методика, формы | Критерии |
Объединяясь в игре со сверстниками. Может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения. | Наблюдения за сюжетно – ролевыми играми детей, за их взаимодействием со сверстниками, умениями пользоваться атрибутами, создавать игровую ситуацию, умение воплощать роль. | Н- Ребенок испытывает трудности в организации игры. Не участвует в распределение ролей. Затрудняется самостоятельно придумать новую роль. Исполняет второстепенные роли. Не владеет умением комбинировать сюжеты. Длительность взаимодействия мала .Ребенок затрудняется завершить игру. С-Ребенок умеет организовать игру. Участвует в распределение ролей, придумывает новую роль. Ребенок воспроизводит разные сюжеты. Исполняет главные роли. Для ребенка ведущими выступают отдельные элементы сюжета, а не целостное событие включающее персонажей и действия. Длительность ролевого взаимодействия невелика. Умеет завершить игру. В- Ребенок хорошо умеет организовывать игру. Активно участвует в распределение ролей, не конфликтуя с другими детьми. Выступает инициатором новых ролей. Исполняет главные и второстепенные роли, может придумать свой сюжет. Передает характерные особенности персонажа игры Хорошо умеет завершить игру. |
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец – покупатель) и ведет ролевые диалоги. |
Взаимодействует со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. |
Умеет подбирать атрибуты, предметы для игры, использует постройки из строительного материала. |
Умеет чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев. |
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли используя мимику, интонацию, атрибуты. |
Имеет простейшие представления о театральных профессиях | Предложить ребенку ряд картинок с разными профессиями - Выбери картинку, где изображен актер. Почему ты так думаешь? - Какие еще профессии людей знаешь, которые работают в театре? (костюмер, гример, режиссер и т.д.) | В – ребенок имеет представление о театральных профессиях . Отвечает на все вопросы, правильно выполняет задание. С – ребенок называет и показывает театральные профессии, но затрудняется объяснить почему именно эти профессии необходимы в театре. Н- ребенок не выполняет задание и не отвечает на вопросы. |
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам. | Предложить ребенку поиграть в любимую дидактическую игру и выявить умеет ли противостоять трудностям, подчиняется правилам. | В- ребенок может самостоятельно организовать дидактическую, настольно – печатную и подвижную игру, заинтересовать сверстников, подчиняется правилам игры, доводит игру до конца. С- ребенок затрудняется самостоятельно организовать игру, требуется помощь взрослого, не всегда доводит игру до конца и нарушает правила игры. Н- ребенок не может самостоятельно организовать любую игру с группой детей, не может объяснить правила игры, сам нарушает правила. Ребенку не интересны дидактические, настольно – печатные и подвижные игры. |
В настольно – печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. | Предложить ребенку организовать группу детей поиграть в настольно – печатную игру, выступить в роли ведущего. |
Самостоятельно организует знакомую подвижную игру с группой сверстников | Наблюдать за деятельностью детей, при организации подвижной игры с группой сверстников. |
НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « СОЦИАЛИЗАЦИЯ» |
ПРИОБЩЕНИЕ К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ОБЩЕПРИНЯТЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ |
Параметр оценивания | Методика, формы | Критерии |
Проявляет доброжелательность в отношениях между детьми . | Наблюдать за отношениями между детьми в общении, в игре в любой деятельности. Предложить ребенку серию картинок «Что такое хорошо, что такое плохо». - Выбери картинки, на которых дети поступают плохо, неправильно. Объясни, почему так нельзя поступать. - Как поступишь ты если у тебя будут забирать игрушку, которой ты играешь? - Если тебе очень хочется поиграть игрушкой, которой играет другой ребенок, что ты будешь делать? | В- ребенок доброжелателен в отношениях между детьми , даже если создается конфликтная ситуация. При совершении неблаговидного поступка понимает, что поступил неверно и испытывает чувство стыда. С- ребенок иногда сам провоцирует других детей на конфликт при этом знает, что так поступать нельзя. Иногда бывает агрессивным в отношениях между сверстниками. Н- ребенок часто проявляет себя агрессивным по отношению к другим детям, не понимает что поступил неверно и не испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок. |
Испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок |
Называет сотрудников детского сада по имени, отчеству. | Беседа. - Как зовут нашего помощника воспитателя? - Назовите имя и отчество воспитателя по физической культуре. Можно спросить детей имя и отчество тех сотрудников с которыми чаще дети общаются. | В- ребенок знает и называет имя и отчество некоторых сотрудников детского сада. С- ребенок с помощью взрослого называет имена и отчества некоторых сотрудников детского сада. Н- ребенок не называет по имени сотрудников детского сада. |
Не вмешивается в разговор взрослых | Наблюдать за взаимодействием ребенка со взрослым, выявить как ребенок ведет разговор, соблюдаются ли правила этикета при беседе, обращении к взрослому. | В- ребенок умеет подождать когда взрослые закончат разговор, вежливо обращается и умеет благодарить. С- ребенок знает правила обращения к взрослому, но не всегда их выполняет, по напоминанию взрослого благодарит за оказанную услугу. Н- ребенок чаще всего вмешивается в разговор взрослых, не понимая, что делает не правильно. Благодарит только через напоминания взрослого, вежливые слова употребляет редко. |
Вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу |
НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « СОЦИАЛИЗАЦИЯ» |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
Параметр оценивания | Методика, формы | Критерии |
Сформировано представление о развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем | Ребенку предлагаются картинки, с развитием ребенка начиная с младенчества: - Покажи картинку, каким ты раньше был, какой ты сейчас, каким ты будешь? - Чем отличаются мальчики от девочек? (мальчики – сильные, смелые, защитники Родины, должны помогать девочкам, быть вежливыми, обходительными. Девочки – красивые, нежные, заботливые) - Как ты относишься к девочкам (мальчикам)? | В – ребенок самостоятельно выполняет задание, активно отвечает на вопросы, хорошо сформировано представление о своем развитии, понимает гендерные отличия, уважительно относится к сверстникам своего и противоположного пола. С – ребенок с помощью взрослого выполняет задание и отвечает на вопросы. Недостаточно сформировано представление о своем развитии, гендерные представления, к сверстникам своего и противоположного пола относиться уважительно. Н- ребенок не имеет представлений о своем развитии, задание затрудняется выполнять, не сформированы гендерные представления, по отношению к сверстникам бывает агрессивным. |
Сформированы первичные гендерные представления |
Уважительно относится к сверстникам своего и противоположного пола |
Имеет представление о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории | Ребенку предлагается сюжетная картинка «Семья» - Расскажи, кто изображен на картинке? - Как одним словом сказать, это - ….семья. - Кто есть в этой семье? - А у тебя есть семья? - Назови всех кто входит в твою семью. - Как ты думаешь , семья человеку нужна? | В- ребенок выполняет задание без помощи, имеет представления о своей семье, объясняет родственные отношения. С интересом рассказывает о своей семье. С – ребенок отвечает на вопросы с затруднением, недостаточно сформированы представления о родственных отношениях. Н- ребенок не имеет представление о своей семье, ее членах и родственных отношениях |
Знает обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.д.) | Ребенку предлагаются картинки «Помощь маме» - Что изображено на картинке? - Почему ребенок помогает маме? - Как ты помогаешь дома маме? - Тебе нравиться помогать? | В- ребенок с интересом рассказывает о том, что он помогает дома, какие у него есть обязанности. С- ребенок рассказывает, что изображено на картинке, отвечает на вопросы, знает, что нужно помогать маме, но выполняет обязанности по дому с помощью. Н – ребенок не знает и не выполняет обязанностей по дому. На вопрос отвечает с помощью взрослого. |
Свободно ориентируется в помещениях детского сада | Предложить ребенку проводить педагога к кабинет врача, прачечную, в физкультурный зал и т.д. | В- ребенок свободно ориентируется в помещение детского сада. Чувствует себя свободно. С- ребенок не уверенно ориентируется в помещении детского сада, имеется небольшое чувство страха. Н – ребенок не ориентируется в помещении, с помощью взрослого находит нужное помещение. |
Имеет представление о себе как о члене коллектива. | Наблюдения, беседа | В – ребенок имеет представление о себе как о члене коллектива, понимает что он является частью коллектива. С – ребенок недостаточно имеет представление о том, что он является частью коллектива. Н- ребенок не имеет представления о себе как о члене коллектива, часто употребляет в речи «..у вас». |
Имеет представление о некоторых государственных праздниках | Ребенку предлагаются картинки из серии «Праздники», «Мой город» - Покажи праздник 8- е марта. Почему ты думаешь, что это именно этот праздник? (Новый год, 23 февраля, 1 сентября, Рождество и др.) -Какой твой любимый праздник? Почему? -В каком городе ты живешь? - Что имеется в нашем городе? -Найди на картинках наш город. | В- ребенок легко справляется с заданием, называет некоторые праздники и объясняет что это за праздник. Знает город, в котором живет, находит знакомые места города на картинках.. С- ребенок показывает и называет картинки с праздниками, но затрудняется объяснить. Название города и задание выполняет с помощью. Н- ребенок показывает не называя праздников и не объясняет. Не знает название города в котором живет и на картинках не находит знакомые места. |
Имеет элементарные представления о своем родном городе. |
НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « ТРУД» |
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека |
Параметр оценивания | Методика, формы | Критерии |
Проявляет положительное отношение к труду, желание трудиться | Наблюдения за трудовой деятельностью. | В- ребенок проявляет желание трудиться, выполняет поручения, доводит дело до конца, старается выполнить хорошо. С- ребенок не всегда проявляет желание трудиться и выполнять поручения,, не проявляет желание довести дело до конца. Н- ребенок не проявляет желание трудиться, выполнять поручения, не доводит начатое дело до конца |
Выполняет индивидуальные и коллективные поручения |
Сформированы предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо) |
Имеет представления о труде взрослых, о разных профессиях | Предлагаются ребенку картинки из серии «Профессии» - Какие профессии людей ты знаешь? - Найди и покажи продавца, врача, учителя и т.д.) - Как ты думаешь, чем важна профессия врача, портного, шофера и т.д.? - Ты знаешь, зачем взрослые работают? - Кем хочешь быть, когда вырастишь? - Знаешь ли ты где и кем работают твои родители? - Чем важна профессия твоих родителей? | В- ребенок активно принимает участие в беседе, правильно отвечает на вопросы, объясняет значимость труда своих родителей и других профессии, проявляет интерес к отдельным профессиям. С- ребенок правильно называет некоторые профессии, с помощью взрослого может объяснить значимость труда взрослого, недостаточно знает, где и кем работают его родители. Н- ребенок допускает много ошибок в ответах, в беседе мало активен низкий интерес к труду взрослых. Не называет профессии своих родителей. |
Знает и называет профессии ( шофер, почтальон, продавец, врач) |
Проявляет интерес к профессиям родителей, подчеркивает значимость их труда |
НАПРАВЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « БЕЗОПАСНОСТЬ» |
Параметр оценивания | Методика, формы | Критерии |
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду | Наблюдение за поведением ребенка в течение дня | В- ребенок принимает нормы поведения, существующие в детском саду, реагирует на замечания взрослого и исправляет свои ошибки. С- знает элементарные правила поведения в детском саду, но не всегда выполняет. Н – не владеет элементарными знаниями и умениями о правилах поведения в детском саду |
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения | Предложить ребенку ряд картинок с правильным и неправильным поведением в транспорте. - Посмотри на картинку и скажи правильно ли поступает ребенок? Почему? -Покажи картинки, на которых только правильно поступают пассажиры. Разыграть ситуацию в сюжетно – ролевой игре «Мы пассажиры», выявить, как дети владеют элементарными правилами поведения на улице и в транспорте, правилами дорожного движения. | В- ребенок знает и называет элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. В игровой ситуации может решить простые проблемные ситуации, в ответах уверен. С- ребенок знает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения, но допускает ошибки в ответах, в игровых ситуациях не всегда может объяснить поступок героя «пассажира» (хороший или плохой) Н – у ребенка не достаточно сформированы элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения, допускает много ошибок в ответах на вопросы. |
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь, «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение. | Предложить ребенку виды специального транспорта (картинки) - Возьми (покажи) , машину которая спешит на помощь людям при пожаре? - «Скорая помощь» зачем нужна? - Если ты потерялся или у кого - то случилась беда, какую службу будешь вызывать? Разыграть ситуации «Все наоборот» (найди ошибку) выявить на сколько у детей сформировано понятие «специальный транспорт», и знает ли их назначение. | В- ребенок легко справляется с заданием, может объяснить назначение специального транспорта, находит ошибки в проблемных ситуациях. С- ребенок знает и называет специальный транспорт, но затрудняется объяснить назначение, путается в ответах. Н- ребенок показывает, но не называет специальный транспорт и его назначение, недостаточно сформировано понятие «специальный транспорт» |
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети» | Разыгрывание игровой ситуации «Пешеходы и транспорт» выявить знания детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Предложить ребенку картинки с изображением проезжей части, тротуара, и дорожными знаками. - Как называется часть дороги, по которой передвигаются пешеходы, машины? Предложить ребенку игру «Составь светофор» -Какие сигналы у светофора? На какой сигнал светофор нужно переходить проезжую часть? | В-ребенок владеет элементарными правилами дорожного движения, на вопросы отвечает правильно, ошибок не допускает. С- ребенок допускает ошибки в ответах. Н- ребенок недостаточно владеет элементарными правилами дорожного движения, допускает много ошибок в заданиях и вопросах. |
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра» |
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе) | Предложить ребенку игру «Правила поведения в природе» Выявить знания детей о элементарных правилах поведения в природе. | В- ребенок выполняет правильно задание, может объяснить «плохие», «хорошие» поступки, знает элементарные правила поведения в природе, в беседе проявляет познавательный интерес. С- ребенок знает элементарные правила поведения в природе, но не всегда может объяснить поступки. Н- ребенок затрудняется в ответах , недостаточно сформированы элементарные правила поведения в природе, познавательный интерес низкий |