СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог и монолог

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диалог и монолог»

Тема: «Формы речи: монолог и диалог».

Цели урока: развить представление о формах речи: монологе и диалоге; показать роль диалога в произведениях литературы; развивать умение выразительно читать и анализировать текст, добывать необходимую информацию, развивать орфографические навыки.

ХОД УРОКА

  • Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  • Актуализация ранее полученных знаний

– На уроках русского языка вы знакомились с понятиями монолог и диалог. Что каждое из них значит?

  • Сообщение темы и целей урока

  • Работа по теме урока

1. Слово учителя

Мы с вами постоянно, ежедневно используем формы устной речи – монолог и диалог. Конечно, мы об этом не задумываемся, а просто разговариваем с кем-то, кому-то что-то рассказываем, сообщаем. Предполагается, что если кто-то говорит, то его слушает хотя бы один человек. Или многие, как сейчас, в классе. Кое-кто не слушает, а значит, не воспринимает речь. Возможно, он сейчас создаёт другую форму речи – диалог. В самом деле, разговор с соседом по парте – это диалог. Другое дело, что место и время для такого диалога выбрано неудачное.

В тексте С. Михалкова мы увидели, как автор передал не только разговор, но и чувства одного из участников диалога – он это сделал с помощью ремарки (пояснения к высказыванию). В диалоге может быть несколько участников-собеседников. Слова каждого из участников называют репликами. Монолог же рассчитан на слушателей, их восприятие, их реакцию. Правда, монолог может быть и внутренним, когда человек обращается к самому себе, в чём-то убеждая себя или пытаясь решить сложную проблему.

Итак, диалог – разговор двух или нескольких лиц. Монолог – развёрнутое высказывание одного лица.

– Подумайте, какие литературные произведения имеют форму диалогов?

2. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 131) – выразительное чтение, обсуждение заданий 1 и 2.

Закрепление изученного материала

Упр. 169 (с. 132) – составление и разыгрывание диалогов (работа в парах; на подготовку 4–5 минут).

  • Итоговый этап. Рефлексия

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

– Что общего у диалога и монолога и в чём разница между ними?

– Какие произведения выстраиваются в форме диалога?

  • Домашнее задание: § 18, упр. 170. тест

  • https://forms.gle/U12yW7WTSHeeQyeaA