СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалоговые формы общения обучающихся на уроке как средство формирования предметных компетенций на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диалоговые формы общения обучающихся на уроке как средство формирования предметных компетенций на уроках английского языка»

Диалоговые формы общения обучающихся на уроке как средство формирования предметных компетенций на уроках английского языка

Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.

А.В. Хуторской

На сегодняшний день основной задачей обучения школьников является создание таких условий, которые необходимы для формирования осмысленных знаний в процессе обучения. Поэтому, главной задачей современного учителя выступает создание необходимой мотивации учиться самостоятельно. Диалоговые формы общения способствует развитию самостоятельности учеников и проявлению своих способностей на уроках английского языка. Используя в современном образовательном процессе диалоговые формы учебной деятельности, педагоги более продуктивно смогут выполнять основную функцию образовательного процесса - формирование жизненных компетентностей обучающихся. Кроме того, диалоговые формы общения выступают средством формирования предметных компетенций на уроках английского языка.

Диалог – это понятие, которое может означать беседу двух и более людей, обмен репликами, обмен мнениями. Диалог является неотъемлемой частью нашего общения. С уверенностью могу сказать, что диалог занимает важное место на уроке и я, как учитель иностранного языка, использую его. Развитию диалога, как основного способа коммуникации, мне помогают представленные ниже формы диалогового общения.


На уроках можно использовать следующие формы общения:


  • семинар;

  • дискуссия;

  • обсуждение сообщений, докладов, рефератов;

  • мини – конференции;

  • аукцион знаний;

  • презентация рефератов;

  • викторины;

  • мозговая атака;

  • КВН;

  • пресс – конференция;

  • час вопросов и ответов;

  • творческие и познавательные мероприятия;

  • деловые игры.


Эти формы эффективны в том случае, если у школьников имеются первоначальные знания и представления, полученные ранее, основанные на занятиях или на жизненном опыте. При работе с учениками 2-4 классов целесообразно начинать с наиболее простых форм - «ролевое чтение», «ролевые диалоги», « работа в парах». Именно они помогают сформировать диалоговое общение на начальных этапах изучения иностранного языка.

При работе с учениками 2х классов, я активно использую данные формы. Особенно хороши при отработке пройденного материала. Например, «ролевые диалоги». Ученики представляют себя в роли других людей, придумывают себе имена, место проживания и т.д. При этом, происходит отрабатывают отработка изученных вопросов – «What’s your name?»; «How are you?»; «How old are you?»; «Where are you from?»; «Are you a pupil or a student?». Ролевые диалоги хороши тем, что ученики взаимодействуют друг с другом, узнают информацию о собеседнике, развивают умение говорения на английском языке, то есть формируют коммуникативные способности.

С учениками 3х и 4х классов, я использую следующие диалоговые формы:

  • ролевое чтение;

  • учебное сотрудничество: умение работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад).

Для работы в группах я раздаю ученикам лист с заданиями. Получаются две группы по четыре человека. Группам необходимо выполнить следующее задание: посмотреть на картинку и вписать в предложение правильный предлог места, какой предмет и где находится, его местоположение.


На старшей ступени обучения у учащихся популярностью пользуются такие диалоговые формы, как «аквариум», «дебаты».

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагается обсудить проблему перед остальными участниками. Малая группа выбирает представителя, которому она доверяет вести диалог по обсуждаемой проблеме. Могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Эта форма работы даёт школьникам возможность увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они общаются, как аргументируют свою мысль.


Использование «дебатов» очень эффективно при изучении таких тем, как «Travelling», «A job for life», «Mass Media», «Sport in my life ».

Необходимо отметить, что применение диалоговых форм общения на уроках, создаёт благоприятную психологическую атмосферу. Дети сами излагают, рассказывают, выражают собственную точку зрения «за» или «против». Доказано, что обсуждая различные проблемы, участвуя в дискуссиях, взаимодействуя друг с другом, проигрывая ситуации, школьники усваивают от 70% до 90% информации. Значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках. Снижается утомляемость, появляется интерес к изучаемому материалу, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

Работая в группе, ученики проявляют самостоятельность, «сильный» ученик может помочь тому ребенку, который является «слабее» его, дети помогают друг другу, исправляют ошибки в высказывании одноклассников.

Однако я считаю, что на уроках английского языка все-таки присутствует недостаточный уровень активной устной речи учащихся. Поэтому для того чтобы повысить эффективность обучения иностранному языку, я буду и дальше использовать диалоговые формы общения, а особенно групповую работу учащихся, а также работу в парах на своих уроках. При таких формах работы мои ученики, благодаря сотрудничеству друг с другом, будут добиваться поставленных целей и задач. Это позволит мне вовлечь в работу на уроке всех детей, они будут учиться вести диалог и мыслить критически. Каждый ученик не будет бояться высказать свою точку зрения. Учащиеся будут сотрудничать и сами направлять свои действия, двигаясь к поставленной цели. Все это в совокупности позволит мне научить учеников общаться на иностранном языке. Могу сделать вывод о том, что диалоговые формы общения справляются со своей задачей, а именно формируют предметную компетенцию на уроке английского языка.