СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по сенсорному восприятию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по сенсорному восприятию.»

Дидактические игры по сенсорному восприятию.


Постепенно у детей формируются представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Важно научить ребёнка пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, научить оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.


Узнай и назови

Цель. Соединять представление о цвете со словом-названием, учить производить выбор цвета по слову.

Оборудование. Листы лото с четырьмя квадратами разного цвета. На каждом листе различное расположение квадратов, могут отсутствовать те или иные цвета. Например, на одном квадрате – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный; на другом – оранжевый, зелёный, красный, жёлтый; на третьем – голубой, синий, фиолетовый, зелёный и т.д. Маленькие карточки тех же цветов ими покрываются квадраты на листах лото.

Ход игры. Педагог раздаёт детям большие карты лото, а затем спрашивает, не показывая маленькой карточки: «У кого синяя карточка (красная, жёлтая, оранжевая, чёрная и др.)?» Тем, кто отвечает: «У меня», педагог даёт маленькие карточки и побуждает самостоятельно проверить правильность выбора. Игра проводится до тех пор, пока все карты лото не будут накрыты маленькими карточками.


Запомни и найди

Цель. Развивать внимание, запоминание с опорой на представление о цвете.

Оборудование. Листы лото с четырьмя квадратами разного цвета. На каждом листе различное расположение квадратов, могут отсутствовать те или иные цвета. Например, на одном квадрате – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный; на другом – оранжевый, зелёный, красный, жёлтый; на третьем – голубой, синий, фиолетовый, зелёный и т.д. Маленькие карточки тех же цветов ими покрываются квадраты на листах лото.

Ход игры. Педагог раздаёт детям большие карты лото. Просит внимательно рассмотреть их и закрыть чистыми листами картона. Показывает одну из маленьких карточек, кладёт её на стол тыльной стороной вверх, отсчитывает до 10-16 («про себя»), просит детей снять чистые листы и показать, какой цвет они видели в образце. Затем педагог демонстрирует образец и даёт детям возможность проверить, правильно ли они указали цвет, и раздаёт им маленькие карточки.


Запомни и назови

Цель. Вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в памяти определённое время; учить сосредоточиваться на цели, которая отсрочена от инструкции.

Оборудование. Листы лото с четырьмя квадратами разного цвета. На каждом листе различное расположение квадратов, могут отсутствовать те или иные цвета. Например, на одном квадрате – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный; на другом – оранжевый, зелёный, красный, жёлтый; на третьем – голубой, синий, фиолетовый, зелёный и т.д. Маленькие карточки тех же цветов ими покрываются квадраты на листах лото.

Ход игры. Педагог раздаёт детям большие карты лото. Просит внимательно рассмотреть их и закрыть чистыми листами картона. Показывает одну из маленьких карточек, кладёт её на стол тыльной стороной вверх, отсчитывает до 10-16 («про себя»), просит детей снять чистые листы и назвать, какой цвет они видели в образце. Затем педагог демонстрирует образец и даёт детям возможность проверить, правильно ли они указали цвет, и раздаёт им маленькие карточки.



Какого цвета нет

Цель. Учить запоминать цвет, активизируя внимание; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.

Оборудование. Наборное полотно, крупные цветовые карточки, лист белой бумаги.

Ход игры. Педагог располагает на доске наборное полотно и вставляет в него в случайном порядке четыре цветовые карточки (названия цветов хорошо знакомы детям), просит назвать цвета. Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет. Игра повторяется, каждый раз педагог меняет местами цветовые карточки. В дальнейшем увеличивается количество карточек и их расцветка.


Что бывает такого цвета

Цель. Соединять представление о цвете с представлением, о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определённые цвета.

Оборудование. Наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, капуста, баклажан), ягоды (чёрная и красная смородина, клубника, крыжовник и др.). Картинки с изображением животных (медведь белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый, лиса и др.). Игрушки разного цвета. Картинки с изображением предметов.

Ход игры. 1 вариант. На столе у педагога лежит помидор, огурец, лист дерева (зелёный или жёлтый), яблоко (зелёное или красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет. Потом педагог закрывает всё салфеткой, достаёт цветовые карточки, поворачивает их тыльной стороной и предлагает трём детям взять по одной карточке. Потом они поворачивают карточкой расцветкой вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы, лежащие на столе. Обладатель зелёной карточки называет зелёные предметы на столе. Все предметы при этом закрыты салфеткой. У третьего ребёнка – синяя карточка. Он также вспоминает синие предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку снимают и проверяют правильность ответов детей. Педагог говорит: «Правильно помидор бывает красного цвета, огурец и листок – зелёного. А бывает помидор синего цвета? Или синий листок? Синий огурец?» Дети отвечают.

2 вариант. Дети называют предметы определённого цвета, а педагог даёт ребёнку картинку с изображением правильно названного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не даётся. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, они раскладывают картинки и называют их изображение. Например, ребёнок говорит: «У меня лягушка, яблоко, огурец» - «Правильно, - говорит педагог, - они зелёные».


Хлоп-хлоп

Цель. Учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.

Оборудование. Цветовые карточки или цветные флажки.

Ход игры. Педагог ставит перед собой подставку с двумя флажками разного цвета, например синего и голубого. Предлагает детям хлопать в ладоши, когда поднимает синий флажок, а с поднятием голубого флажка – положить руки на стол (показывает, как это сделать). Затем педагог попеременно поднимает флажки, то синий, то голубой, а дети производят соответствующие действия. В дальнейшем очерёдность в показе флажков меняется так, чтобы дети ориентировались только на цветной сигнал.


Оденем кукол

Цель. Активизировать представления о цвете, закреплять знание основных цветов.

Оборудование. Кукла с набором одежды.

Ход игры. Педагог предлагает послушать рассказ о кукле Наташе, а одному из детей выполнять действия по ходу рассказа. Начинает: «Кукла Наташа встала утром и начала одеваться, чтобы пойти в детский сад. Она надела жёлтое платье. Где жёлтое платье? (Ребёнок находит его и надевает на куклу.) Коричневый бант и коричневые туфли. (Ребёнок находит нужные предметы.) Правильно! Сейчас зима. Наташа надела красивое красное пальто и серую шапку. На ноги она надела красные сапожки. (Ребёнок находит все перечисленные вещи и надевает на куклу.)


































Литература:

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе //Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.

  2. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых школьников. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1979.