Раздаточный материал к уроку-практикуму «Повторение односоставных и неполных предложений»
Карточка №1
1 задание. Выпишите односоставное(односоставные) определённо-личное предложение (предложения). Аргументируйте по критериям.
Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
На балконе соседней дачи зажгли свет.
Сегодня же меня здесь не будет.
2 задание. Выпишите односоставное (односоставные) неопределённо-личное предложение (предложения). Аргументируйте по критериям.
В этом магазине продают книги.
В палате ещё долго вспоминали его рассказы.
По серебристой росе вышли на луг и стар и млад.
3 задание. Выпишите односоставное (односоставные) обобщённо-личное предложение (предложения). Аргументируйте по критериям.
Умную голову почитают смолоду.
Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье.
Всюду родимую Русь узнаю.
4 задание. Выпишите односоставное (односоставные) безличное предложение (предложения). Аргументируйте по критериям.
Сложна жизнь в горах.
Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.
Не спится, няня.
5 задание. Выпишите односоставное (односоставные) назывное предложение (предложения). Аргументируйте по критериям.
1) Жизнь прекрасна.
2) Всё больше заносит снегом окошки.
3) Поздняя осень.
Критерии оценивания:
Верно выбрано предложение | 1 балл |
Верно указаны признаки предложения | 1балл |
Выписано лишнее предложение | минус 1 балл |
Максимальное количество баллов соответствует количеству всех верно выписанных предложений.
Карточка №2
Задание. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г,Д) цифры, соответствующие номеру правила из списка.
1. Односоставное предложение, в котором нет подлежащего, сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица изъявительного наклонения или 2 лица повелительного наклонения. Обозначает действие определённого лица. Можно подставить местоимения я, ты, мы, вы.
2. Односоставное предложение, в котором нет подлежащего, сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени или глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении. И называет действие совершаемое каким-то неопределённым лицом.
3. Определённо-личные и неопределённо-личные предложения , имеющие значение обобщённого лица.
4. Односоставное предложение, в котором нет сказуемого, есть подлежащее, выраженное существительным в И.п. или сочетание числительного с существительным.
5. Односоставное предложение, в котором нет подлежащего, есть сказуемое, выраженное безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в родительном падеже с не или ни.
6. Простое предложение, в котором не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста.
А) безличное предложение
Б) назывное предложение
В) определённо-личное предложение
Г) обобщённо-личное предложение
Д) неопределённо-личное предложение
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5 б.
Карточка №3
Задание. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Далеко из-за деревьев, из-за ветвей, из-за листвы долетела песня. (2) «Кто это поёт?»-удивились дети. (3)Что-то незримо мягкое, нежное, чудное тронуло душу, проникло в сердце. (4)Сестра удивлённо подняла глаза на брата, он – на неё. (5)Это была любимая песня их матери. (6)Кто пел – они не знали, но замирали от каждого звука, от каждого перелива голоса. (7) Песня – нежность, песня – любовь…(8) Разве так бывает? (9)И тут Настя вспомнила слова матери: «Сказку нужно слушать ушами, а песню – сердцем. Тогда испытаешь настоящее блаженство».
Ответ:
Критерии оценивания:
Правильно выписанные номера предложений | 1 балл |
Максимальное количество баллов – 1 б.
Карточка 4
Задание. Поработайте редакторами и исправьте речевые ошибки. Исключите(зачеркните) лишние слова, и у вас получится стихотворение Марины Ивановны Цветаевой. Как называются такие предложения? Какие знаки препинания нужно поставить?
Зверю дана берлога.
Страннику дана дорога,
Мёртвому даны дроги,
Каждому дано своё.
Женщине дано лукавить,
Царю дано править,
Мне дано славить
Имя твоё.
Критерии оценивания:
Правильно определён вид предложений | 1 балл |
Правильно поставленные знаки препинания | 1 балл |
Максимальное количество баллов – 2 б.
Перевод баллов в оценку
19 - 20 баллов - «5» (100%)
16 - 18 баллов – «4» (75%)
10 – 15 баллов – «3» (50%)
0 - 9 баллов - «2» менее 50%
Творческая работа
Рассекреть засекреченные списки.
1 группа.
Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.
Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как мы понимаем это высказывание?» Примените его к своей учебной деятельности».
С книгой поведёшься - …………………
Птицу узнают в полёте, а человека ………
Что твёрдо выучишь, долго ………
Грамоте учиться ……………….
Творческая работа
Рассекреть засекреченные списки.
2 группа.
Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.
Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как мы понимаем это высказывание?» Примените его к своей учебной деятельности».
Больше узнаешь - ……………
Век живи - ………………………
Грамоте учиться - …………….
Без труда ………………………
Творческая работа
Рассекреть засекреченные списки.
3 группа.
Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.
Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как мы понимаем это высказывание?» Примените его к своей учебной деятельности».
Семь раз отмерь - ……………………
Повторенье – мать ……………
Хочешь есть калачи - …………………….
Учиться - всегда ……………
Творческая работа (ключи)
1 группа.
Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.
Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как вы понимаете это высказывание? Примените его к своей учебной деятельности».
С книгой поведёшься - …………………(ума наберёшься )
Птицу узнают в полёте, а человека ………( в работе)
Что твёрдо выучишь, долго ……………..(долго помнится)
Грамоте учиться ………………..(всегда пригодится)
Творческая работа
2 группа.
Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.
Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как вы понимаете это высказывание? Примените его к своей учебной деятельности».
Больше узнаешь - ……………..(сильнее станешь)
Век живи - ……………………….(век учись)
Грамоте учиться - ……………..(всегда пригодится)
Без труда …………………………….(не вытащишь и рыбку из пруда)
Творческая работа
3 группа.
Задание. Закончите пословицы, назовите вид предложений.
Приготовьте устное высказывание по понравившейся пословице: «Как вы понимаете это высказывание? Примените его к своей учебной деятельности».
Семь раз отмерь - ……………………(один раз отрежь)
Повторенье – мать ……………..(ученья)
Хочешь есть калачи - …………………….(не лежи на печи)
Учиться - всегда ……………(пригодится)
Карточка № 5 (дополнительные задания)
Односоставные предложения
Задание. Подчеркните грамматические основы. Определите вид односоставных предложений, в том числе и в составе сложных. Оцените себя по критериям.
1. Брожу по набережной снова.
2.Изба лесничего. Медвежье царство.
3.Последние шутки. Объятья.
4.Повеет полем, первой бороздой.
5.Загляну в глаза волжанки.
6.Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый рыжий очаг.
7.Море. Гляжу во все глаза.
8.Весны без грозы не бывает.
9. Не говорите мне о нем, еще былое не забыто.
Критерии оценивания.
Верное определение вида предложения | 1 балл |
Верная графическая аргументация | 1 балл |
Максимальное количество баллов – 12б.
Тарасова Ирина Викторовна, учитель 1 квалификационной категории