Государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области
«Ярославская школа-интернат № 8»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по столярному делу
Тема программы: Токарные работы
II четверть, 18 часов
8-12 уроки
| | Учитель высшей квалификационной категории: Тишкин С.И. |
2017 г.
План-конспект урока №8
Тема программы: Токарные работы. II четверть, 18 часов.
Изделие: солонка.
Тема урока: Точение цилиндра (1 ч.)
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: Научить учащихся выполнять черновую и чистовую обработку заготовки, закрепленной в патроне.
Задачи урока:
Образовательная: повторить способы крепления, правила техники безопасности, изучить правила точения заготовки в патроне;
Коррекционная: корригировать внимание при помощи демонстрации операций на токарном станке, корригировать крупную моторику рук;
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: токарный станок по дереву, технологическая карта, предметная карта, стенд: «Правила техники безопасности при работе на токарном танке по дереву», учебник: Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Столярное дело: 10-11 кл. – М.: Владос, 2003. стр. 174-178
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Вводный инструктаж. | |
| Организационный момент. Проверка готовности к уроку. | Организация рабочих мест. |
| Сообщение темы урока. | |
| Повторение ранее изученного материала. Словарная работа. | |
| Вопросы: | Предполагаемые ответы учащихся: |
| Ребята, вспомните, из каких частей состоит токарный станок по дереву? | Токарный станок по дереву состоит из станины, электродвигателя, передней и задней бабок, подручника с кареткой, выключателя. |
| Как передается вращение на деталь от электродвигателя? | Вращение на деталь передается при помощи шкивов ременной передачи. |
| Какой материал можно использовать для обработки на токарном станке? | Для обработки на токарном станке используется материал без больших сучков, трещин, сколов. |
| С помощью каких приспособлений закрепляют заготовку на токарном станке? | Корпус с центром-вилкой, планшайба или патрон крепятся к передней бабке, а в заднюю бабку для зажима заготовки вставляется центр. |
| Для каких целей используется патрон? | Патрон используется для растачивания в заготовке внутренних фасонных поверхностей. |
| Какие основные режущие инструменты применяются для токарных работ по дереву? | Для токарных работ по дереву применяются плоские и полукруглые стамески. |
| Подведение итогов фронтального опроса, выставление отметок. | |
| Объяснение нового материала. | |
| На предыдущем уроке мы закрепили в патроне заготовку для дальнейшей токарной обработки без помощи задней бабки. Цель сегодняшнего занятия: устранить вибрацию заготовки при помощи сначала черновой, а потом чистовой обточки. Эта операция необходима для дальнейшего изготовления солонки. | |
| Итак, для обработки заготовки ее необходимо правильно закрепить в станке. Для этого наворачиваем патрон с заготовкой на резьбу шпинделя до упора и с небольшим усилием затягиваем при помощи специальных ключей (один ключ меньшего диаметра устанавливаем в отверстие на шпинделе, а второй – в отверстие патрона и по часовой стрелке затягиваем). | Учащиеся слушают и наблюдают за демонстрацией учителя. |
| Далее необходимо установить подручник с кареткой. При установке подручника не забывайте, что он должен быть чуть выше центра заготовки и на расстоянии 2-3 мм от ее поверхности. После того, как подручник установлен, не забудьте провернуть заготовку и убедиться, что она не касается подручника. Заднюю бабку снимаем, она нам не потребуется. | Учащиеся слушают и наблюдают за демонстрацией учителя. |
| Теперь приступаем к черновой обработке. Напомните, каким инструментом выполняется черновая обработка? | Черновая обработка выполняется при помощи полукруглой стамески. |
| Как только биение заготовки прекращается, приступаем к чистовой обработке (учитель демонстрирует правила выполнения операции). | Учащиеся слушают и наблюдают за демонстрацией учителя. |
| Чистовая обработка здесь не означает завершение работы, а необходима для того, чтобы было удобно выполнять разметку и дальнейшее изготовление солонки (учитель демонстрирует операцию). | Учащиеся слушают и наблюдают за демонстрацией учителя. |
| Обратите внимание на то, что при выполнении чистовой обработки нужно контролировать по чертежу величину наибольшего диаметра солонки. Для чего это делается? | Это делается для того, чтобы не переточить и не допустить брака в работе. |
| Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасной работы на токарном станке по дереву. | Учащиеся вспоминают и проговаривают правила ТБ перед началом работы, во время и после ее окончания. |
2 | Текущий инструктаж. | |
| Учитель контролирует работу, выполняемую учащимися, при необходимости, помогает слабым, следит за соблюдением правил техники безопасности. | Учащиеся выполняют работу: крепление заготовки на токарном станке. черновая обработка. чистовая обработка. промежуточный контроль качества. |
3 | Заключительный инструктаж. | |
| Подведение итогов работы: - обсуждение результатов выполненной работы в групповой беседе; - разбор ошибок, которые были допущены во время работы; - выставление отметок за практическую работу. | Учащиеся отчитываются за работу на уроке. |
План-конспект урока №9
Тема программы: Токарные работы. II четверть, 18 часов.
Изделие: солонка.
Тема урока: Точение внешней цилиндрической поверхности солонки(1 ч.)
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: Научить учащихся вытачивать фасонную поверхность.
Задачи урока:
Образовательная: изучить правила пользования инструментами при точении фасонной поверхности;
Коррекционная: корригировать внимание при помощи демонстрации операций на токарном станке, корригировать память посредством опоры на предметную карту, корригировать крупную моторику рук;
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы использования компьютера на уроке: демонстрация чертежа солонки на большом экране.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, токарный станок по дереву, технологическая карта, предметная карта, стенд: «Правила техники безопасности при работе на токарном танке по дереву», учебник: Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Столярное дело: 10-11 кл. – М.: Владос, 2003. стр. 174-178
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Вводный инструктаж. | |
| Организационный момент. Проверка готовности к уроку. | Организация рабочих мест. |
| Сообщение темы урока. | |
| Повторение ранее изученного материала. Словарная работа. | |
| Вопросы: | Предполагаемые ответы учащихся: |
| Ребята, вспомните, для чего используется патрон? | Патрон используется для вворачивания в него заготовки, чтобы в дальнейшем вытачивать внутренние цилиндрические поверхности. |
| Какие инструменты используются для черновой обработки деталей на токарном станке? | Для черновой обработки деталей на токарном станке используется полукруглая стамеска? |
| На каком расстоянии от поверхности заготовки должен находиться подручник? | Подручник должен находиться от поверхности заготовки на расстоянии 2-3 мм. |
| При точении заготовки диаметр ее уменьшается. Что в этом случае делать с подручником? | Во время работы нужно следить за зазором между поверхностью заготовки и подручником. Если зазор увеличивается, то подручник пододвигается ближе. |
| Какой контрольно-мерительный инструмент используется для измерения диаметра цилиндрических деталей? | Для измерения диаметра цилиндрических деталей используется штангенциркуль. |
| Расскажите правила измерения диаметра штангенциркулем | Измерения производятся только после полной остановки вращения детали, иначе это может привести к травме. Размер определяется по шкале нониуса. |
| Подведение итогов фронтального опроса, выставление отметок. | |
| Объяснение нового материала. | |
| На предыдущем уроке мы устранили биение и подготовили заготовку для разметки и изготовления солонки. Цель сегодняшнего занятия: выполнить внешнюю цилиндрическую поверхность солонки. | |
| Для выполнения этой работы нам потребуется чертеж (учитель демонстрирует чертеж, выполненный на компьютере и спроецированный на экран при помощи мультимедийного проектора). | Учащиеся смотрят на чертеж и слушают. |
| Итак, рассмотрим габаритные размеры солонки. Какова высота солонки? | Учащиеся смотрят на чертеж и отвечают: «Высота солонки – 50 мм». |
| Диаметр солонки везде одинаковый? | Да. |
| Чему равен диаметр солонки? | Диаметр солонки равен 50 мм. |
| Чему равна толщина стенки солонки? | Толщина стенки солонки равна 5 мм. |
| Все размеры солонки мы выяснили, а теперь я расскажу вам, в какой последовательности вытачивается внешняя поверхности солонки. | |
| Итак, прежде чем приступить к разметке, необходимо выровнять торец заготовки. Это выполняется при помощи плоской стамески (учитель демонстрирует правила обработки торца заготовки) | Учащиеся смотрят за действиями учителя. |
| Теперь приступаем к разметке высоты солонки при помощи линейки (учитель показывает приемы разметки). | Учащиеся смотрят за действиями учителя. |
| Потом необходимо подрезать дно солонки при помощи плоской стамески. Обратите внимание, что плоскость дна должна быть под прямым углом к оси солонки. | Учащиеся смотрят за действиями учителя. |
| Теперь приступаем к точению профиля солонки при помощи плоской стамески (учитель демонстрирует последовательность выполнения операции). Во время выполнения этой операции необходимо непрерывно следить за изменением величины диаметра. | Учащиеся смотрят за действиями учителя. |
| Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила безопасной работы на токарном станке по дереву. | Учащиеся вспоминают и проговаривают правила ТБ во время работы |
2 | Текущий инструктаж. | |
| Учитель контролирует работу, выполняемую учащимися, при необходимости, помогает слабым, следит за соблюдением правил техники безопасности. | Учащиеся выполняют работу: торцевание детали. разметка высоты солонки и подрезание дна. Точение профиля фасонной поверхности. промежуточный контроль качества. |
3 | Заключительный инструктаж. | |
| Подведение итогов работы: - обсуждение результатов выполненной работы в групповой беседе; - разбор ошибок, которые были допущены во время работы; - выставление отметок за практическую работу. | Учащиеся отчитываются за работу, выполненную на уроке. |
План-конспект урока №10
Тема программы: Токарные работы. II четверть, 18 часов.
Изделие: солонка.
Тема урока: Точение внутренней цилиндрической поверхности солонки(1 ч.)
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: Научить учащихся растачивать внутреннюю поверхность солонки.
Задачи урока:
Образовательная: изучить правила пользования инструментами при растачивании внутренней поверхности;
Коррекционная: корригировать внимание при помощи демонстрации операций на токарном станке, корригировать память посредством опоры на предметную карту, корригировать крупную моторику рук;
Воспитательная: способствовать формированию бережного отношения к школьному оборудованию и инструментам;
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: токарный станок по дереву, технологическая карта, предметная карта, учебник: Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Столярное дело: 10-11 кл. – М.: Владос, 2003. стр. 174-178
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Вводный инструктаж. | |
| Организационный момент. Проверка готовности к уроку. | Организация рабочих мест. |
| Сообщение темы урока. | |
| Повторение ранее изученного материала. Словарная работа. | |
| Вопросы: | Предполагаемые ответы учащихся: |
| Вспомните, что мы выполняли на предыдущем уроке? | На предыдущем уроке мы выточили внешнюю поверхность солонки. |
| Расскажите, в какой последовательности вытачивается внешняя поверхность солонки? При ответе на этот вопрос задействовано несколько учащихся. | 1-й учащийся: «Сначала надо отторцевать деталь». 2-й учащийся: «Разметить высоту солонки». 3-й учащийся: «Подрезать дно солонки». 4-й учащийся: «Выточить профиль солонки». |
| С помощью какого контрольно-мерительного инструмента выполняется измерение диаметра солонки? | Измерение диаметра солонки выполняется с помощью штангенциркуля. |
| Выполните измерение цилиндрической детали. Учитель наблюдает за действиями учащихся и при необходимости исправляет ошибки. | Каждый учащийся выполняет измерение предложенной детали и объявляет результат. |
| Подведение итогов фронтального опроса, выставление отметок. | |
| Объяснение нового материала. | |
| Цель сегодняшнего занятия: научиться растачивать внутреннюю поверхность солонки. | |
| Эта операция непростая. Поэтому выполнять мы ее будем на протяжении двух уроков. | |
| Сначала надо определиться, какая будет глубина солонки. Если она указана на чертеже, то можно смело начинать работу. А если не указана? Как быть? | |
| Какой размер на чертеже поможет нам определить глубину солонки? | Высота солонки. |
| Если высота солонки равна 50 мм., то какая должна быть глубина? | Глубина должна быть обязательно меньше высоты. |
| Правильно. А дно не должно быть очень тонким. Наименьшая толщина дна зависит от твердости древесины. | |
| В нашем случае толщина дна равна 10 мм. | |
| Значит, чему равна глубина солонки? | Глубина солонки равна 40 мм. |
| Практическая работа начинается с просверливания отверстия в центре торца. Для этого нам потребуется сверло небольшого диаметра с конусным хвостовиком. Сверло вставляется в пиноль задней бабки, а задняя бабка устанавливается на станину, но не закрепляется. (Учитель рассказывает и демонстрирует действия учащимся). После этого включаем станок и просверливаем отверстие, плавно нажимая на бабку. Глубину отверстия контролируем по метке на сверле. | Учащиеся слушают и наблюдают за приемами выполнения операций. |
| Следующая операция – растачивание отверстия. Она выполняется с помощью плоской стамески. Но сначала необходимо установить подручник так, чтобы линейка подручника располагалась вдоль плоскости торца чуть ниже центра отверстия. (Далее учитель демонстрирует учащимся порядок выполнения операции) | Учащиеся слушают и наблюдают за приемами выполнения операций. |
| Растачиваем отверстие до тех пор, пока толщина стенки солонки не будет равна 7 мм. | |
| При выполнении работы не забывайте о правилах техники безопасности. Защитные очки должны быть надеты. Инструмент в руках надо держать крепко, движения осуществлять плавно. | Учащиеся слушают правила ТБ. |
2 | Текущий инструктаж. | |
| Учитель контролирует работу, выполняемую учащимися, при необходимости, помогает слабым, следит за соблюдением правил техники безопасности. | Учащиеся выполняют работу: Установка сверла в заднюю бабку. Установка подручника. Сверление отверстия с солонке. Растачивание отверстия. Промежуточный контроль качества. |
3 | Заключительный инструктаж. | |
| Подведение итогов работы: - обсуждение результатов выполненной работы в групповой беседе; - разбор ошибок, которые были допущены во время работы; - выставление отметок за практическую работу. | Учащиеся отчитываются за работу, выполненную на уроке. |
План-конспект урока №11
Тема программы: Токарные работы. II четверть, 18 часов.
Изделие: солонка.
Тема урока: Точение внутренней цилиндрической поверхности (продолжение). (1 ч.)
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Цель урока: Окончательно расточить отверстие.
Задачи урока:
Образовательная: повторить и закрепить на практике правила пользования инструментами при растачивании внутренней поверхности;
Коррекционная: корригировать память посредством опоры на технологическую и предметную карты, корригировать крупную моторику рук;
Воспитательная: способствовать формированию бережного отношения к школьному оборудованию и инструментам;
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: токарный станок по дереву, технологическая карта, предметная карта, учебник: Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Столярное дело: 10-11 кл. – М.: Владос, 2003. стр. 174-178
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Вводный инструктаж. | |
| Организационный момент. Проверка готовности к уроку. | Организация рабочих мест. |
| Сообщение темы урока. | |
| Повторение ранее изученного материала. Словарная работа. | |
| Вопросы: | Предполагаемые ответы учащихся: |
| С чего начинается точение внутренней поверхности солонки? | Точение внутренней поверхности солонки начинается с просверливания отверстия. |
| Как устанавливается сверло для выполнения этой операции? | Сверло устанавливается в пиноль задней бабки. |
| Как устанавливается подручник для растачивания отверстия? | Подручник устанавливается так, чтобы линейка подручника располагалась вдоль плоскости торца чуть ниже центра отверстия. |
| Какой инструмент используется для растачивания отверстия? | Для растачивания отверстия используется плоская стамеска (косяк). |
| Какие правила безопасной работы соблюдаются при растачивании отверстия на токарном станке? | Надеть защитные очки и головной убор. Проверить исправность и заточку инструментов. На инструменты при работе нажимать плавно. |
| Подведение итогов фронтального опроса, выставление отметок. | |
2 | Текущий инструктаж. Продолжение работы, начатой на предыдущем уроке. | |
| Учитель контролирует работу, выполняемую учащимися, при необходимости, помогает слабым, следит за соблюдением правил техники безопасности. | Учащиеся выполняют работу: Растачивание отверстия. Промежуточный контроль качества. |
3 | Заключительный инструктаж. | |
| Подведение итогов работы: - обсуждение результатов выполненной работы в групповой беседе; - разбор ошибок, которые были допущены во время работы; - выставление отметок за практическую работу. | Учащиеся отчитываются за работу, выполненную на уроке. |
План-конспект урока №12
Тема программы: Токарные работы. II четверть, 18 часов.
Изделие: солонка.
Тема урока: зачистка и отрезание солонки (1 ч.)
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: закрепить умения учащихся по зачистке цилиндрической поверхности на токарном станке.
Задачи урока:
Образовательная: вспомнить строение наждачной бумаги, изучить правила зашкуривания внутренних стенок и дна солонки;
Коррекционная: корригировать внимание при помощи демонстрации операций на токарном станке, корригировать память посредством опоры на предметную карту, корригировать крупную моторику рук;
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, способствовать формированию бережного отношения к школьному оборудованию и инструментам;
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: токарный станок по дереву, наждачная бумага, технологическая карта, предметная карта, учебник: Перелетов А.Н., Лебедев П.М., Сековец Л.С. Столярное дело: 10-11 кл. – М.: Владос, 2003. стр. 174-178
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Вводный инструктаж. | |
| Организационный момент. Проверка готовности к уроку. | Организация рабочих мест. |
| Сообщение темы урока. | |
| Повторение ранее изученного материала. Словарная работа. | |
| Вопросы: | Предполагаемые ответы учащихся: |
| Повторим все операции по изготовлению солонки, которые мы выполняли до сегодняшнего урока При ответе на этот вопрос задействованы все учащиеся. Возможны наводящие вопросы учителя. При ответе опора на предметную карту. | Подготовка заготовки для токарной обработки. Подготовка токарного станка по дереву и проверка на работоспособность. Закрепление заготовки в станке, точение цилиндра и конуса под патрон. Вворачивание заготовки в патрон. Устранение биения цилиндра. Выравнивание торца. Разметка длины солонки. Подрезание дна солонки. Точение внешней поверхности солонки. Сверление отверстия в торце заготовки. Растачивание отверстия. |
| Подведение итогов фронтального опроса, выставление отметок. | |
| Объяснение нового материала. | |
| Цель сегодняшнего занятия: зачистить солонку и отделить ее от заготовки. С зачисткой внешней поверхности вы знакомы, а внутреннюю поверхность еще не зачищали. Для того, чтобы зачистить стенки изнутри и дно солонки, необходимо пользоваться специальным приспособлением. (Учитель демонстрирует цилиндрический брусок с наклеенной на него наждачной бумагой). Это приспособление позволит безопасно зачистить всю поверхность внутри солонки. Пользоваться наждачной бумагой для зачистки стенок солонки и дна внутри без приспособления нельзя. Перед зачисткой поверхности солонки нужно снять подручник. Далее учитель демонстрирует приемы работы при зачистке всей поверхности солонки. | Учащиеся слушают и наблюдают за приемами выполнения операций. |
| После того, как вся поверхность солонки зачищена, приступаем к отделению солонки от заготовки. Но сначала необходимо установить подручник. (Учитель показывает последовательность отделения солонки от заготовки). Завершающий этап – это зачистка дна солонки снаружи. | Учащиеся слушают и наблюдают за приемами выполнения операций. |
| При выполнении работы строго соблюдаем правила техники безопасности, о которых я сегодня вам рассказал. | |
2 | Текущий инструктаж. | |
| Учитель контролирует работу, выполняемую учащимися, при необходимости, помогает слабым, следит за соблюдением правил техники безопасности. | Учащиеся выполняют работу: Зачистка поверхности солонки. Подрезание дна и отделение солонки от заготовки. Зачистка дна солонки. |
3 | Заключительный инструктаж. | |
| Подведение итогов работы: - обсуждение результатов выполненной работы в групповой беседе; - разбор ошибок, которые были допущены во время работы; - выставление отметок за практическую работу. | Учащиеся отчитываются за работу, выполненную на уроке. |
Приложение 1
СЛОВАРЬ
солонка
станина
передняя бабка
задняя бабка
подручник
шкив
шпиндель
пиноль
токарный станок
внешняя
поверхность
внутренняя
поверхность
электродвигатель
Приложение 2
ЧЕРТЕЖ СОЛОНКИ




















50
8
Ø 40
8
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на изготовление солонки
№ | Наименование операций | Оборудование | Инструмент | Примечание |
Рабочий | Контрольно-мерительный |
-
| Выбор заготовки. | | | Линейка | Без гнили, сучков и трещин |
-
| Отрезание заготовки по длине с припуском. | Столярный верстак. | Ножовка. | Линейка. Угольник. | |
-
| Строгание заготовки до образования бруска квадратного сечения. | Столярный верстак. | Рубанок. | Линейка. Угольник. | |
-
| Разметка и накернивание центров на торцах. | Столярный верстак. | Кернер. | Линейка. | |
-
| Строгание ребер до получения восьмигранника. | Столярный верстак. | Шерхебель. | | |
-
| Черновая обработка. | Токарный станок по дереву. | Полукруглая стамеска. | | До образования цилиндра. |
-
| Вытачивание конуса под патрон. | Токарный станок по дереву. | Полукруглая стамеска. Плоская Стамеска. | Линейка. Штангенциркуль. | |
-
| Наворачивание патрона. | Зажим столярного верстака. | Ключ. | | До упора. |
-
| Выравнивание торца на токарном станке. | Токарный станок по дереву. | Плоская стамеска. | | |
-
| Разметка и точение внешней поверхности солонки. | Токарный станок по дереву. | Полукруглая стамеска. Плоская Стамеска. | Линейка. Штангенциркуль. | Строго по чертежу. |
-
| Точение внутренней поверхности солонки. | Токарный станок по дереву. | Сверло с конусным хвостовиком. Полукруглая стамеска. Плоская стамеска. | Штангенциркуль. | |
-
| Зачистка внешней и внутренней поверхности солонки. | Токарный станок по дереву. | Наждачная бумага. | | Наждачная бумага должна быть закреплена на специальные бруски. |
-
| Отделение солонки от заготовки. | Токарный станок по дереву. | Плоская стамеска. | | Подрезать дно до тонкого перешейка, затем вручную отпилить ножовкой. |
-
| Выравнивание дна солонки. | Столярный верстак. | Наждачная бумага. | | Наждачная бумага должна быть закреплена на ровной поверхности. |
-
| Анализ качества. | | | Линейка. Штангенциркуль. | Проверка качества выполненной работы. |
Приложение 4
ПРЕДМЕТНАЯ КАРТА
на изготовление солонки









Отрезать и выстрогать брусок до квадрата в сечении.
Найти геометрические центры и прострогать ребра.
Выполнить черновую обработку и выточить конус для патрона.
Навернуть патрон.
Выточить внешнюю поверхность солонки.
Расточить отверстие.
Зачистка солонки.
Просверлить отверстие в торце.
Продолжение работы по растачиванию отверстия.
Отделение (отрезание) солонки от заготовки.