Просмотр содержимого документа
«Дидактический разбор урока в 7 классе по теме "Давление. Единицы давления" методом рефлексии профессиональной деятельности учителя»
Дидактический разбор урока физики в 7 классе
по теме «Давление. Единицы давления»
методом рефлексии профессиональной деятельности педагога
Выполнила:
Курженкова Ольга Петровна,
учитель физики муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа» д. Трегубово
Чудовского района Новгородской области
2017
Цели урока:
Образовательная | Познакомить с формулой для нахождения давления, единицей давления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
Развивающая | Развивать представление о зависимости действующей силы от площади опоры. Вычислять давление по известным массе и объёму. Осуществлять перевод единиц |
Воспитательная | Формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, инициативность во взаимодействии |
Деятельностная | Формировать у обучающихся умения самостоятельной деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы, делать выводы на основе полученных результатов |
Задачи:
1.обеспечить познавательную мотивацию при изучении нового материла, провести рефлексию деятельности после проделанной работы, формировать социальный опыт (прямая и обратная пропорциональность между величинами – площадь и давление (личностный результат)
2. научить самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развивать логическое мышление (сравнение, сопоставление, обобщение) формировать элементы исследовательской деятельности (умение делать выводы, умозаключения, умение выдвигать и формулировать гипотезу (метапредметный результат)
3. устанавливать зависимость (прямую и обратную), записывать соотношение символами, решать задачи с использованием формул (предметный результат
Оценку урока в процессе рефлексии будем проводить исходя из системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам, проводимым в системно - деятельностной парадигме. Указанные требования послужат критериями анализа деятельности на уроке.
Дидактические требования | |
Мотивационный этап | Учащиеся уясняют личностный смысл их деятельности - через проведение серии (трёх) фронтальных опытов – заполнение сводной таблицы измеренными результатами - формулируют выводы зависимости погружения дощечки от силы и от площади опоры ! надо установить связь между силой и площадью основы Таким образом, личностным смыслом учебной деятельности обучающихся стал познавательный интерес |
Целеполагание | - сумма показателей, по которым на этапе рефлексии (итоговой) учащиеся смогут сравнить и сделать выводы о достижении цели: - учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока - были привлечены для формулировки цели урока - для определения показателя достижения цели урока , рассматривались результаты выполнения контрольных упражнений (качественных и расчётных) на этапе самостоятельной работы - таким образом, выявлена доля учащихся, требующих помощи (перевод единиц, построение причинно – следственной цепочки в качественной задаче) |
3.Этап включения учащихся в самостоятельную работу по поиску знаний | За время урока были созданы две проблемные ситуации - первая заключалась в проведении и оформлении фронтальных опытов, по результатам которых надо было соотнести по две пары результатов, установить зависимость относительно каждой величины вторая заключалась в переносе в сводную таблицу трёх величин P, S, F, - необходимо было увидеть, что сила является неизменной величиной и установить при этом зависимость между P и S - установить зависимость между Pи F - использовать символы для обозначения (убывает, возрастает) - указать прямую и обратную пропорциональную зависимость - затруднение было посильным, ибо учащиеся справились с ним - поисковая работа предполагает проведение сравнительного анализа результатов, обобщение |
4.Межличностное взаимодействие | На уроке используются различные формы межличностного взаимодействия - «ученик – ученик» – работа в парах при заполнении таблиц, сравнительном анализе результатов. При локализации затруднений (для оказания точечной помощи) - «ученик – класс» при проведении фронтальных опытов, определения темы и цели урока - «ученик – учение» при выполнении самостоятельной работы, осуществлении самопроверки по эталону, при работе со справочной литературой для определения веса гусеничного трактора ДТ – 75 М, таблицей физических величин, работе с учебником - пары сформированы таким образом, чтобы в ней присутствовал ученик с более развитыми познавательными способностями |
5. Самостоятельная деятельность ученика | - на данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют работу, включающую в себя знания на соотнесение физических величин и их единиц измерения, решение расчётной задачи, решение качественной задачи - заканчивается данный этап самопроверкой по эталону и самопроверкой |
6. Этап включения знаний в систему | Учащиеся решают задачу, предполагающую - нахождение неизвестной величины в справочной литературе - перевод единиц в систему СИ - представление силы давления в формуле весом тела - используется парная форма работы для взаимопроверки Идёт формирование общекультурных компетенций - аргументация собственной позиции - направленность на совместную деятельность, инициативность во взаимодействии |
7. Этап рефлексии | Учащиеся систематически проводят критериальный анализ своей деятельности и полученного результата. - Мне, как учителю, это крайне удобно для оперативной коррекции по результатам например: - до начала проведения фронтальной работы – повторение правил ТБ - в конце урока обратились к цели урока, обучающиеся проанализировали сумму полученных знаний и определились с достигнутым уровнем выполнения цели урока, способом достижения цели, определились с затруднениями - на этапе самостоятельной работы проведена самопроверка по эталону, где указаны критерии оценивания своей работы - критерии оценивания в парной работе при взаимопроверке |
8. Сотрудничество и взаимная поддержка учащихся | обеспечивается доброжелательным тоном педагога и созданием ситуации успеха в обучении. На данном уроке ученик мог ощутить поддержку на любом этапе урока при любом затруднении. Оказать помощь мог не только учитель, но и сосед по парте, консультант, любой одноклассник. |
9. Этап домашнего задания | Домашнее задание дифференцировано задания предлагаются на уровне усвоения знаний и на уровне применения (творческое задание) |