ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Филипова Л.В.., учитель начальных классов
МОБУ лицей с. Булгаково Уфимский район РБ
Жизнь нового поколения, а уж тем более наука не стоит на месте. Современный мир предлагает инновационные, креативные, разносторонние технологии, которые соответствуют запросам социума и интересам нашего общества. Современные одаренные дети совершенно не дают возможности учителю «отдохнуть» и заставляют искать всё новые и новые пути решения дидактических задач обучения и воспитания.
Я считаю, что именно игровая деятельность и игра являются основой поведения детей дошкольного возраста, а у школьников - уже как средство отдыха. Именно поэтому я выбрала эту тему для статьи. Возраст ребят 6-10 лет остаётся самым подходящим переломным периодом от игры к обучению, что очень важно иметь в виду при организации уроков в школе.
Технологии игр создают оптимальный фундамент для получения знаний, например, по русскому языку, обеспечив при этом доступность и простоту усвоения воспринимаемого материала, способ понимания мира, воспитывающий личность-человека. Игры облегчают усвоение овладения языкового материала и как деятельность способствуют использованию этих полученных знаний и умений в собственной речевой практике (устной и письменной речи). Язык – это всегда духовная, всецело культурная и нравственная ценность народа. Игра на уроке помогает приобщить детей к любви языка, создать интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие и индивидуальность. Умение опознавать, анализировать, делить на группы языковые факты, моделировать свою речь в зависимости от задач общения, легче и оригинальнее происходит при использовании на уроках именно игровой деятельности. Только постоянное использование на уроках русского языка игровых приемов помогает максимально активизировать мыслительно - познавательную деятельность младших школьников, помогая учителю разнообразить свой обыденный урок, сделать его ярким, эмоционально-насыщенным и индивидуальным.
Организовывая процесс, работу по формированию позитивного отношения учащихся к игре в процессе обучения, на уроках я использую дидактические игры (например на уроках русского языка, окружающего мира), которые не только способствуют толчку к бурной мыслительной деятельности, но и помогают повысить уровень качества обучения, то есть знаний и умений учащихся своего класса.
Значимость и нужность дидактических игр, которые я использую, состоит в том, что они снимают колоссальное напряжение и страх перед письмом у детей, которые ощущают свою собственную несостоятельность, стресс, фобию в графолексической деятельности при чистописании, и созданию только позитивного психо -настроя в ходе урока и всего учебного процесса.
Для осознания любви к русскому языку детям, на уроках дидактические игры мною используются в системе, направленной на развитие памяти, внимания, воображения, развития речи, образного мышления и других качеств. Всё это помогает лучше усвоить изучаемый материал урока в связи с основными функциями дидактической игры.
Учителя, работающие в МОБУ лицей села Булгаково, стараются поделиться своим инновационным опытом с другими коллегами, которых интересует использование современных образовательных технологий в процессе обучения. Для этого организуются семинары, посещение и анализ открытых уроков, мастер-классы учителей-инноваторов, организация уроков в тандеме.
Повышению и сохранению полученного качественного уровня выполнения образовательных стандартов нового поколения учениками начальных классов после поступления в лицей помогает преемственность в методике обучения начальной школы и среднего звена лицея. В связи с этим был сделан оптимальный выбор активных методов, технологий и средств обучения, которые могут использоваться абсолютно на разных этапах образовательного процесса.
Ученики начальной школы лицея отличаются огромным стремлением узнать
как можно больше нового и интересного, желанием учиться. Очевидно, что самые ценные и устойчивые знания не те, что усвоены путем механического заучивания в процессе обучения, а те, которые добыты самостоятельно, в результате собственных творческих поисков, взаимопоисковых работ.
Я считаю, что все дети от природы любознательны. Поэтому я, как учитель, должна ставить перед собой цель превратить любого ребенка в исследователя, активного участника процесса познания, творческую личность. Многомерная дидактическая технология, разработанная В.Э.Штейнбергом, повышает качество образовательного процесса и доступность учебного материала, позволяет уплотнить неструктурированное пространство знаний. Как раз эту технологию я взяла за основу, чтобы решить различные дидактические задачи на уроках. Эта многомерная дидактическая технология включает в себя такие дидактические инструменты, как интеллект-карты или карты-памяти и логико-смысловые модели или схемы.
Например, интеллект-карточки представляют собой образ (единое целое), от которого расходятся ветвистые линии, как разветвляющееся дерево. Ветки должны быть обозначены ярким цветом. Каждую веточку «дерева» необходимо пометить ключевыми словами и как можно чаще использовать рисунки, знаки, символы. При создании карты участвует не только логическая часть нашего мозга, но и та, что связана с нашим творческим воображением. Именно из-за работы обоих полушарий, использования образов и цвета интеллект-карта легко запоминается учащимися. Рисование карт-памяти это необычный вид деятельности на уроке, можно сказать, игровой, и поэтому особенно результативный в 1-2 классах, так как у детей данного возраста особенно сильно преобладает наглядно-образное мышление.
Например, во 2 классе на уроке «Окружающего мира» по теме « Правильное питание» для формирования у детей представления об основных группах пищевых продуктов и стимулирования стремления питаться правильно ученики, под моим руководством, смогли разделить продукты питания на 4 группы. В результате получилась карта памяти «Наша пища». Карта-памяти – это отличный наглядный дидактический материал, с которым очень интересно и эффективно работать, который ученику начальной школы запомнить намного проще, чем текст из учебника или рабочей тетради. Ребенок используя рисунки и схемы, может чётко изобразить на бумаге свои мысли, решать творчески сложные задачи, использовать полученную информацию, дополнять ее, вносить в неё изменения, анализировать. В 3-4 классах в процессе обучения можно начать использовать логико-смысловые модели (ЛСМ), которые основаны на тех же принципах, что и карты-памяти, но при построении моделей рисунков - нет. Понимание и осознание основных понятий происходит через ЛСМ в результате парной работы: учитель-учащийся. Они помогают логично распределить время при изучении новых тем.
Любой урок по изучаемой теме скрывает в себе сложную и объемную информацию. Чтобы эта информация стала доступной ученикам, мы с помощью ЛСМ преобразовываем ее, делим на смысловые группы, другими словами составляем план изучаемой темы и располагаем его на координатах -специальных местах. Ставим определённые цели. Вопросы, задания учителя и ответы учащихся изучаются и формируются в ключевые слова или фразы и наносятся на лучи координат. Учащиеся придумывают ЛСМ самостоятельно после первичного знакомства с новой темой урока, используя учебную литературу и другие источники информации. Процесс по составлению моделей проводиться на моих уроках чаще всего в парах при постоянной смене состава, в группах, где ведется обсуждение и уточнение всех аспектов изучаемой темы. Необходимо заметить, что ученики моего класса работают над составлением ЛСМ с огромным интересом, желанием, энтузиазмом и стремлением к познанию.
Принцип МДИ помогает формированию целостного восприятия любой информации и тем, во стократ повышает эффективность обучения. Таким образом, постоянное использование мною на уроках дидактических инструментов в виде игр позволяет: - усилить интерес учащихся к учебным предметам; - развивать навыки работы с дополнительной литературой; - формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать; - повысить качество знаний.
Исходя из результатов использования мною в процессе обучения младших школьников технологии дидактических игр, могу утверждать, что урок будет результативным, если в его основу заложено сотворчество учителя и ученика. Знания будут глубокими и качественными, повысится уровень понимания и применения полученной информации, усилится взаимодействие ученик-учитель-ученик, постоянно будет задействовано творческое мышление. Обучение в начальной школе должно стать ключом к будущему успеху!