Дебаты.
Дебаты – это процедура организации дискуссий, когда две соперничающие команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри и присутствующих принять определенную точку зрения.
Основные элементы дебатов:
1. Тема (формулируется в виде утверждения).
2. Аргументы (высказывания команд с констатацией факта, явления, тенденции).
3. Доказательства и свидетельства (цитаты, факты, статистические и иные данные), подтверждающие аргументы.
4. Перекрестные вопросы оппонентов, членов жюри, аудитории, которые задаются после выступления команды в течение 2 минут.
5. Вынесение решения жюри и «болота».
6. Тайм-аут, который может единожды взять команда в течение игры на 2 минуты
Действующие лица игры:
Две команды из 3 человек, которых принято называть спикерами (докладчиками). Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей (У), а команда, опровергающая тему, - отрицающей (О).
Жюри решает, какая команда оказалась более убедительной, заполняют протокол, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, комментируют свое решение.
«Болото» из остальных присутствующих имеют право задавать вопросы командам, в течение игры могут принирмать сторону утверждения или отрицания в зависимости от того, чьи аргументы кажутся им убедительными, по просьбе таймкипера объясняют свой выбор.
Таймкипер – человек, следящий за соблюдением правил и регламента игры.
Ход дебатов:
У1 (4 минуты)
- представляет утверждающую команду;
- представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;
- дает определение терминам (понятиям), входящим в тему;
- представляет точку зрения утверждающей команды;
- представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры;
- переходит к доказательству выдвинутых аргументов;
- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;
- отвечает на заданные вопросы.
О1 (4 минуты)
- представляет отрицающую команду;
- отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей командой) и формулирует тезис отрицания;
- принимает определения, представленные утверждающей стороной ( уточняет их);
- представляет позицию отрицающей стороны;
- представляет аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры;
- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;
- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;
- отвечает на вопросы.
У2 (3 минуты)
- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, фактов;
- приводит дополнительные доказательства к аргументам У2, предъявляет новые доказательства;
- развивает утверждающую позицию;
- опровергает аргументы оппозиции, указывает на их недостатки, отсутствие связи с темой дебатов (если в команде 4 спикера, то эта дача переходит к У3);
- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды
- отвечает на перекрестные вопросы.
О2 (3 минуты)
- восстанавливает точку зрения отрицающей стороны с помощью гипотез, примеров, фактов;
- продолжает опровергать утверждающую позицию;
- подробно развивает отрицающую позицию; приводит новые доказательства;
- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;
- отвечает на вопросы.
У3 (3 минуты)
- еще раз акцентирует внимание на узловые моменты дебатов;
- следует структуре утверждающего кейса;
- не приводит новых аргументов;
- доказывает несостоятельность позиции отрицания, опровергает их аргументы или указывает на их недостатки;
- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
- завершает линию утверждения
О3 (3 минуты)
- еще раз акцентирует узловые моменты;
- следует структуре отрицающего кейса;
- не приводит новых аргументов;
- выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе,
- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;
- завершает линию отрицания;
- завершает дебаты
Фразы-помощники для выступающих:
Мы утверждаем, что…
Мы согласны с высказыванием…
Этот тезис подтверждается…
В качестве аргумента, подкрепляющего нашу позицию, мы могли привести следующий факт\пример…
Мы согласны с высказыванием…
Хотелось бы добавить…
Рассмотрев приведенный предыдущим оратором пример, мы заметили, что…
Из вашего выступления можно заключить…
В ходе нашей дискуссии…
Правильно ли мы вас понимаем…?
В ходе своего выступления вы высказали мнение, что…
Отвечая на ваш вопрос…
Вы действительно утверждаете, что…?
Почему вы считаете..?
Типичные ошибки по критерию «Содержание»:
Повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства.
Утверждение мнения, нет фактических доказательств.
Неясное или неправильное определение понятий
Отклонение от темы — это происходит по причине плохой подготовки или сильного давления со стороны оппозиции. Если темы двух первых выступающих не совпадают друг с другом, то последнему докладчику будет довольно сложно изложить окончательную линию команды.
Несоответствия — никакие аргументы не должны быть использованы, если они не относятся к делу.
Ложные аналогии — часто они являются «за уши притянутыми» и поэтому опасными (например, выборы парламента против выборов учителя учениками). Мелочи всегда не соответствуют делу и являются потерей времени. Атаки на личность, а не на ее аргументы.
Путаница слов и понятий.
Излишнее цитирование — выступающие должны высказывать свою точку зрения и пользоваться мыслями других лишь для поддержки своих измышлений кратко и по содержанию.
Неправильная интерпретация лингвистических единиц — в определении темы должны быть даны дефиниции всех терминов с тем, чтобы избежать путаницы в значениях многозначных слов.
Неправильная дедукция — историческая ошибка: т. е. история не обязательно себя повторяет, поэтому аргументация полностью построенная на этом может быть и ложной
Типичные ошибки по критерию «Структура»: | Типичные ошибки по критерию «Способ»: |
Нелогичные предсказания. Ложные заключения. Неправильное распределение ролей — т.е. выступление не соответствует роли спикера. Неуместное или нелогичное развитие аргументации. Хронологические ошибки — проведение частей дебатов в нелогической последовательности. Несоблюдение регламента (превышение или неиспользование времени выступления) | Небрежное поведение. Несоответствующая мимика Излишняя агрессивность. Речевые ошибки. Излишнее использование сленга. Монотонная речь. Плохая артикуляция. Плохая дикция. |
Дискуссионные методы: достоинства и недостатки
Достоинства | Недостатки |
Привлекают к активному участию всех присутствующих. Дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения. Побуждают к самоанализу. Возможность использования дополнительных материалов. Воспитывается терпимость, учит слушать других. Не требует большой подготовки. Можно быстро собрать много аргументов. | Занимает много времени. Требуется предварительно объяснить правила. Можно уйти в сторону от темы обсуждения При узко поставленной теме возможны повторения. Возможность превращения в «говорильню». Можно «перегореть» ожидая выступления. |