СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дебаты -процедура организации дисскуссим

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процедура организации дискуссии с цулью убедить присутствующих принять ту или иную точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Дебаты -процедура организации дисскуссим»

Дебаты.

Дебаты – это процедура организации дискуссий, когда две соперничающие команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри и присутствующих принять определенную точку зрения.

Основные элементы дебатов:

1. Тема (формулируется в виде утверждения).

2. Аргументы (высказывания команд с констатацией факта, явления, тенденции).

3. Доказательства и свидетельства (цитаты, факты, статистические и иные данные), подтверждающие аргументы.

4. Перекрестные вопросы оппонентов, членов жюри, аудитории, которые задаются после выступления команды в течение 2 минут.

5. Вынесение решения жюри и «болота».

6. Тайм-аут, который может единожды взять команда в течение игры на 2 минуты

 

Действующие лица игры:

     Две команды из 3 человек, которых принято называть спикерами (докладчиками). Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей (У), а команда, опровергающая тему, - отрицающей (О).

     Жюри решает, какая команда оказалась более убедительной, заполняют протокол, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, комментируют свое решение.

     «Болото» из остальных присутствующих имеют право задавать вопросы командам, в течение игры могут принирмать сторону утверждения или отрицания в зависимости от того, чьи аргументы кажутся им убедительными, по просьбе таймкипера объясняют свой выбор.

     Таймкипер – человек, следящий за соблюдением правил и регламента игры.

 

Ход дебатов:

У1 (4 минуты)

- представляет утверждающую команду;

- представляет тему (утверждение), обосновывает ее актуальность;

- дает определение терминам (понятиям), входящим в тему;

- представляет точку зрения утверждающей команды;

- представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры;

- переходит к доказательству выдвинутых аргументов;

- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии утверждающей команды;

- отвечает на заданные вопросы.

О1 (4 минуты)

- представляет отрицающую команду;

- отрицает тему (отрицает тезис, заявленный утверждающей командой) и формулирует тезис отрицания;

- принимает определения, представленные утверждающей стороной ( уточняет их);

- представляет позицию отрицающей стороны;

- представляет аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры;

- опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые У1;

- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

- отвечает на вопросы.

У2 (3 минуты)

- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров, фактов;

- приводит дополнительные доказательства к аргументам У2, предъявляет новые доказательства;

- развивает утверждающую позицию;

- опровергает аргументы оппозиции, указывает на их недостатки, отсутствие связи с темой дебатов (если в команде 4 спикера, то эта дача переходит к У3);

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды

- отвечает на перекрестные вопросы.

О2 (3 минуты)

- восстанавливает точку зрения отрицающей стороны с помощью гипотез, примеров, фактов;

- продолжает опровергать утверждающую позицию;

- подробно развивает отрицающую позицию; приводит новые доказательства;

- заканчивает выступление четкой формулировкой общей линии отрицающей команды;

- отвечает на вопросы.

У3 (3 минуты)

- еще раз акцентирует внимание на узловые моменты дебатов;

- следует структуре утверждающего кейса;

- не приводит новых аргументов;

- доказывает несостоятельность позиции отрицания, опровергает их аргументы или указывает на их недостатки;

- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

- завершает линию утверждения

О3 (3 минуты)

- еще раз акцентирует узловые моменты;

- следует структуре отрицающего кейса;

- не приводит новых аргументов;

- выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе,

- сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

- завершает линию отрицания;  

- завершает дебаты


Фразы-помощники для выступающих:

  • Мы утверждаем, что…

  • Мы согласны с высказыванием…

  • Этот тезис подтверждается…

  • В качестве аргумента, подкрепляющего нашу позицию, мы могли привести следующий факт\пример…

  • Мы согласны с высказыванием…

  • Хотелось бы добавить…

  • Рассмотрев приведенный предыдущим оратором пример, мы заметили, что…

  • Из вашего выступления можно заключить…

  • В ходе нашей дискуссии…

  • Правильно ли мы вас понимаем…?

  • В ходе своего выступления вы высказали мнение, что…

  • Отвечая на ваш вопрос…

  • Вы действительно утверждаете, что…?

  • Почему вы считаете..?

 

Типичные ошибки по критерию «Содержание»: 
Повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства. 
Утверждение мнения,  нет фактических доказательств. 
Неясное или неправильное определение понятий   
Отклонение от темы — это происходит по причине плохой подготовки или сильного давления со стороны оппозиции. Если темы двух первых выступающих не совпадают друг с другом, то последнему докладчику будет довольно сложно изложить окончательную линию команды. 
Несоответствия — никакие аргументы не должны быть использованы, если они не относятся к делу. 
Ложные аналогии — часто они являются «за уши притянутыми» и поэтому опасными (например, выборы парламента против выборов учителя учениками). Мелочи всегда не соответствуют делу и являются потерей времени. Атаки на личность, а не на ее аргументы. 
Путаница слов и понятий. 
Излишнее цитирование — выступающие должны высказывать свою точку зрения и пользоваться мыслями других лишь для поддержки своих измышлений кратко и по содержанию. 
Неправильная интерпретация лингвистических единиц — в определении темы должны быть даны дефиниции всех терминов с тем, чтобы избежать путаницы в значениях многозначных слов. 
Неправильная дедукция — историческая ошибка: т. е. история не обязательно себя повторяет, поэтому аргументация полностью построенная на этом может быть и ложной

Типичные ошибки по критерию «Структура»: 

Типичные ошибки по критерию «Способ»: 

Нелогичные предсказания. 
Ложные заключения. 
Неправильное распределение ролей — т.е. выступление не соответствует роли спикера. 
Неуместное или нелогичное развитие аргументации. 
Хронологические ошибки — проведение частей дебатов в нелогической последовательности. 
Несоблюдение регламента (превышение или неиспользование времени выступления)

Небрежное поведение. 
Несоответствующая мимика 
Излишняя агрессивность. 
Речевые ошибки. 
Излишнее использование сленга. 
Монотонная речь. 
Плохая артикуляция. 
  Плохая дикция.



Дискуссионные методы: достоинства и недостатки

Достоинства

Недостатки

Привлекают к активному участию всех присутствующих.

Дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения.

Побуждают к самоанализу.

Возможность использования дополнительных материалов.

Воспитывается терпимость, учит слушать других.

Не требует большой подготовки.

Можно быстро собрать много аргументов.

Занимает много времени.

Требуется предварительно объяснить правила.

Можно уйти в сторону от темы обсуждения

При узко поставленной теме возможны повторения.

Возможность превращения в «говорильню».

Можно «перегореть» ожидая выступления.