Деятельностные формы организации работы с учебными текстами
Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку
Определяющим для обучения английскому языку является:
1)Характер влияния общей деятельности на содержание, отбор и организацию учебного и речевого материала
2)Моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков и умений у обучающихся
3)Способы и приемы управления их учебной деятельностью на занятиях с преподавателем и в самостоятельной работе
Речевая деятельность-неот ъемлимая составная часть общей деятельности.
Виды речевой деятельности:
-Говорение
-Аудирование
-Чтение
-Письменная речь
Отбор и организация языкового и речевого материала и управления его овладением
- Принцип оценки коммуникативной целесообразности
- Принцип активной коммуникативности
1)Текст-продукт устной и письменной речи
2)Текст представляет собой особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, сферы и жанра общения, ориентации на определенного адресата, с отражением определенного социального, деятельностного фона, выражение социальной, профессиональной, личностной позиции
3) Текст обладает рядом обучающих функций:
-иллюстрация функционирования языковых единиц
-образец речи определенной структуры, жанра
-образец реализации речевых намерений автора
-модель порождения речевого высказывания,сообщения
-структура управления смысловым восприятием
-структура управления действиями обучаемых в обучении аспектам языка и видам англоязычной речевой деятельности
Многосистемность организации обучения англоязычному общению
-предучебная систематизация обучения общению
-отбор и организация содержания обучения
-систематизация и дифференциация языкового и речевого материала
-распределение и организация компонентов содержания обучения, языкового и речевого материала для подготовительного, специализированного и интегративного этапов обучения
Многосистемность организации обучения англоязычному общению
-систематизация учебных занятий по этапам
-систематизация управления учебной деятельностью обучаемых
-систематизация управления практикой англоязычного общения
Коммуникативная методика обучения английскому языку
Основные компоненты коммуникативной методики:
1)Классифицированные ситуации общения
2)Функции языка и наиболее адекватные варианты их реализации
3)Средства обозначения и передачи общих значений
4)Средства передачи обособленных ( specific ) значений в тематических группах
5)Образцы речевого взаимодействия
6)Типы текстов, аудитивных, печатных и письменных материалов
Основные компоненты коммуникативной методики:
7)Перечень материалов, знание которых предполагает овладение языком в социально-культурном контексте
8)Перечень умений, которыми должен обладать обучаемый, чтобы компенсировать недостатки во владении иностранным языком
9)Перечень умений, необходимых изучающему в работе с различными источниками, в самостоятельной работе и самооценке
Учебно-методическое обеспечение процессов восприятия и понимания иноязычного материала достигается тремя формами организации рецептивной деятельности обучаемых:
Формы организации:
1)Учебная деятельность, предваряющая слуховое восприятие иноязычной речи или чтение текста на иностранном языке
2)Учебная деятельность в процессе прослушивания и чтения текста
3)Учебная деятельность, следующая за слуховым восприятием или чтением
Формирование, развитие и совершенствование умений слухового восприятия иноязычной речи:
-Пред - текстовой ( pre-listening activities )
- Текстовой ( while-listening activities )
-После - текстовой (post-listening activities )
Пред-текстовой этап:
1)Сведения о типе текста
2)Фоновая информация к тексту
3)краткое, устное изложение текста
4)Фотографии и рисунки, иллюстрирующие содержание текста
5)Обсуждение темы текста
6)Чтение резюме
7)Чтение параллельного сжатого/краткого текста
8)Заполнение пропусков в печатном экземпляре( transcript ) текста
Текстовой этап:
1)Вопросно-ответные задания
2)Рекогносцировочные задания
3)Задания на установления соответствия
4)Задания на выполнение конструкций
5)Задания на проставление пауз
6)Задания на интерпретацию воспринимаемого на слух материала
7)Задания на завершение речевых высказываний и заполнение пропусков
После - текстовой этап:
1)Составление заглавия к тексту
2)Составление новых текстов
3)Составление вопросов
4)Описание возможного продолжения текста
5)Выражение своего мнения по разным поводам, описание личности действующего лица
Формирование, развитие и
совершенствование умения чтения
3 вида деятельности обучаемых:
-До чтения ( pre-reading activities )
-В процессе чтения ( while-reading activities )
-После чтения ( post-reading activities )
До - текстовой этап:
1)Предварение содержания текста для чтения при помощи подсказок, опор, фотографий, рисунков, схемы, заголовка и подзаголовков
2)Выдача необходимой фоновой информации
3)Упрощение или сокращение варианта текста
4)Предоставление или перекомпонование разрозненных предложений либо соединение разрозненных предложений или фрагментов текста
5)Анализ аналогичного типа текста, в котором представлены ключевые слова и выражения
До - текстовой этап:
6)Прослушивание текста по той же теме в качестве упреждающего слушания
7)Прочтение подобного текста на родном языке для последующего сравнения с текстом на иностранном
8)Предоставление текста в виде систематизирующей решетки или схемы( grid )
9 ) Предположение новой информации, содержащейся в тексте
10) Ориентация в основных моментах содержания и высказывание собственных суждений
До-текстовой этап:
11)Соглашение или не соглашение с рядом утверждений преподавателя по теме текста с аргументацией мнения
12)Предположение темы и содержания текста, используя ключевые слова
13)Составление на основе ключевых слов собственного текста по данной теме или последовательности событий в тексте
14)Написание рассказа(текста),основываясь на предоставленных материалах с тем, чтобы в дальнейшем сравнить его с оригиналом
1)Выведение значения
2)Вопросно-ответная форма
3)Узнавание языковых единиц
4)Приведение в соответствие и сорасположение фрагментов
5)Выполнение инструкций
6)Сравнение способов выражения, конспектирование
7)Завершение и заполнение предложений
8)Принятие решений и решение задач
9)Проблемные ситуации и задания
После-текстовой этап:
1)Выражение своего отношения к предмету или теме текста
2)Соотношение со своим собственным опытом
3)Обсуждение и аргументация различных интерпретаций текста
4)Выполнение различных трансформаций текста - драматизировать его, представить его в виде ролевой игры, интервью с писателем
5)Создание нового текста по аналогии
6)Воссоздание текста по ключевым словам, написание резюме
7)Использование текста для изучения грамматики и лексики, нахождение синонимов и антонимов