СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Действительные и страдательные причастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;

продолжить прививать навыки успешной сдачи ГИА.

 

Просмотр содержимого документа
«"Действительные и страдательные причастия"»

"Действительные и страдательные причастия" (7-й класс)



Цели и задачи урока:

дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;

продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ.



Методы: объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей.



Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, учебник.



Ход урока



1. Организационный момент.



2. Лингвистическая разминка (групповая работа).



– В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне? группа

а) т...лежка, к…мпьютерный

б) с…деющий, к…дировать

в) пол…жение, прод…вать

г) к…мпания (людей), докр...сна а) ст…нционный, пол…скать

б) т…мнота, к...юта

в) к.роткий, проб.рать

г) ф…гурный, св...зать





– В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная в корне?3 группа 4 группа

а) р…скошный, в…риант

б) к…мпьютер, пр...цедура

в) д...агностика, амн...стировать

г) проф…ль, в...льсировать а) р...вноправие, ин...циатива

б) д...фицит, л…гион

в) бл…стеть, натв...рить

г) пл...вчиха, предпол...гать





(Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)



3. Презентация нового материала.



1) Опрос-повторение.



– Что такое причастие?



– Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?



2) Постановка целей урока.



– Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.



3) Практикум.



Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.



а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.



б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.



– Назовите причастия (покрывающих, приправленных).



– Кто совершает действия в каждом причастии?

Сам предмет.

Действует другой предмет.



– Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.



4) Чтение правила в учебнике на странице 38.



– Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола– инфинитива при помощи определенных морфем.



– При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)



– Страдательное причастие приправленных? (суффикс -нн-)



– Рассмотрим таблицу “Действительные и страдательные причастия”:



ТаблицаПричастие Настоящее время Прошедшее время

Действительное -УЩ-; -ЮЩ-

-АЩ-; -ЯЩ- -ВШ-

-Ш-

Страдательное -ОМ-; -ЕМ-; -ИМ- -НН-; -Т-

-ЕНН-; -ЕНН-





Продолжение таблицы

Примеры

Несущий, дышащий Засеявший, несший

Ведомый, гонимый Читанный, увиденный, сжатый





– Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.



– Перепишите таблицу в общую тетрадь для ЕГЭ.



4. Практика под руководством учителя.



1) Записать в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначить суффикс.



Исполнять, сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать.



2) Выполнение упражнения 83.



3) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).



1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.



а) на пестреющем лугу;

б) о движущемся предмете;

в) опавшие с тополя;

г) отнятая игрушка;

д) разлившаяся по небу.



2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.



а) написанная учеником;

б) распиленная плотником;

в) ведущая в парк;

г) посаженные весной;

д) опрокинутый котенком.



3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.



а) плескавшиеся волны;

б) построенный дом;

в) проверенная учителем;

г) летящим самолетом;

д) переданная людям.



4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.



а) засыпанные аллеи;

б) покрашенный забор;

в) сидящая девочка;

г) борющийся за свободу;

д) рассказывающий о путешествии.



5. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.



6. Подведение итогов урока.



– Какие причастия называются действительными?



– Какие причастия называются страдательными?



– От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?