Просмотр содержимого документа
«Дети с нарушениями речи»
Дети с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе , и тяжелые нарушения, требующие специального обучения .
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому для таких детей существуют специальные детские сады и школы.
Основные причины патологии детской речи
- Различная внутриутробная патология
- Родовая травма и асфиксия во время родов
- Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
- Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга
- Наследственные факторы
Основные формы и виды речевых нарушений
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
Психолого –педагогическая классификация речевых нарушений
Нарушение устной речи
Нарушение письменной речи
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений .(М.Е. Хватцев, Ф.А.Рау, О.В. Правдина и др.)
Нарушение устной речи
Расстройство фонационного оформления
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания
Расстройство фонационного оформления
- Афония, дисфония
- Брадилалия
- Тахилалия
- Заикание
- Дислалия
- Ринолалия
- Дизартрия
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания , если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе.
Нарушение структурно-семантического оформления высказывания
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений . (М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина и др.)
Нарушение письменной речи
Дислексия
Дисграфия
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений . (разработана Левиной Р.Е.)
- Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
- Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
- Общее недоразвитие речи (ОНР)
- Заикание
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости .
Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.