СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детско-родительский тренинг для детей-инвлидов, находящихся на домашнем обучении и их родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • формировать в детях и их родителях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; повышение психолого-педагогических знаний родителей

  • Развивать стремление выражать свою любовь к близким,помочь ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи,повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним, укрепление взаимодействия школы и семьи,усиление их воспитательного потенциала.

Просмотр содержимого документа
«Детско-родительский тренинг для детей-инвлидов, находящихся на домашнем обучении и их родителей»

Детско-родительский тренинг для детей-инвлидов, находящихся на домашнем обучении и их родителей

Тема: Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

Дата: 06.12.13

Участники: дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении и их родители.

Цели:

  • формировать в детях и их родителях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; повышение психолого-педагогических знаний родителей

  • Развивать стремление выражать свою любовь к близким, помочь ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи, повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление их воспитательного потенциала.

1.Вводная часть.

Педагог-психолог: Здравствуйте дорогие дети и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас в нашей школе. Сегодня мы постараемся плодотворно провести время: будем играть, рисовать, писать, решать кроссворды и многое другое. И все это мы будем выполнять вместе: дети и родители.

Для начала давайте познакомимся.


Знакомство

Педагог-психолог, дети и их родители встают в круг. Передавая мяч, дети называют своё имя, фамилию, возраст, класс, интересы. Родители называют свое имя и отчество, место работы, интересы.


Ритуал приветствия. «Круг радости».

Дети и родители встают в «Круг радости и приветствуют друг друга улыбкой, объятиями, рукопожатием, взмахами руки.


Разминка (упражнение на внимание)

Педагог-психолог: Чтобы узнать, о чем будет наше занятие, предлагаю вам отгадать загадки.

Загадки про семью

Кто не в шутку, а в серьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С высока упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь, конечно…..(папа)

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят детей?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

Не ругая нас с братишкой.

Кто же это? Наша….(мама)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой… (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый…(дед) (слайд 2)

2.Основная часть

Педагог-психолог: Вы правильно отгадали все загадки. Сегодня мы с вами поговорим о семье. Но прежде всего, давайте скажем о том, что такое семья, и разберемся, чем она отличается от других групп людей. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (ответы детей).

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Именно семья помогает делать первые шаги в жизнь своему ребенку!


Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю каждой семье выбрать свой девиз. Для этого вам предлагаются пословицы о семье. А какие пословицы о семье знаете вы сами? (ответы участников занятия)

Девиз семьи

Из предложенных пословиц выбрать для себя девиз своей семьи и записать его на лист бумаги. Одна из этих пословиц послужила темой для нашего занятия. Эта пословица звучит так: Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт. (слайд 3)

Пословицы и поговорки о семье:

Согласие да лад - в семье клад.

Согласную семью горе не берёт.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семейный горшок всегда кипит.

В семье и каша гуще.

В семье разлад - то и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Намёки да попрёки - семейные пороки.

Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Не нужен и клад, коли в семье лад

Согласная семья - самая счастливая

Педагог-психолог: В давние времена у каждого семейного рода был свой герб. Давайте и мы попробуем создать свой герб.(слайды 4-8)

Герб семьи

Участники рисуют свой герб красками, карандашами, фломастерами, вырезают ножницами необходимую форму герба.


Педагог-психолог: У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» - ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим.

Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет их в вашей семье (ответы детей). (слайд 9)

Задание «Семейные обязанности»

1. Материальное обеспечение семьи, зарабатывание денег.

2. Приобретение продуктов и приготовление пищи (кто покупает продукты в магазине и готовит кушать).

3. Воспитание и обучение детей.

4. Мытье посуды.

5. Забота о чистоте и внешнем виде одежды, белья.

6. Уборка квартиры.

7. Ремонт вещей и квартиры.

8. Забота о здоровье, уход за больными.

9. Ремонт одежды, пошив и вязание вещей.

10. Организация досуга и отдыха семьи.


Педагог-психолог: Для закрепления полученных знаний вашему вниманию предлагается кроссворд.

Кроссворд

1





и





2








3


4







5








и








6


о


7







8









9






Вопросы кроссворда

1 Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)

2 Самый младший член семьи. (Ребёнок)

3 Кто из вашей семьи учится? (Я.)

4 Все нарядные с утра: я, братишка и... (сестра).

5 Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)

6 Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом.)

7 Время отдыха родителей (отпуск)

8 Время отдыха детей (каникулы)

9 Какое сейчас время года? (зима)

Педагог-психолог: Молодцы! Вы все правильно ответили на вопросы кроссворда. А теперь постарайтесь правильно выполните следующее задание.

Четвертый лишний. (слайд 10)

* Мама, соседка, бабушка, сестра.

* Бабушка, подруга, сестра, мама.

* Сестра, продавец, бабушка, брат.

* Дворник, брат, папа, дедушка.

* Дедушка, папа, водитель, отец.


Физминутка (если отвечаете «да» -хлопаем в ладоши, если «нет»-топаем ногами)

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно? (Да.)

Есть такой велосипед,

Что летает в космос? (Нет.)

Замерзает ли вода

в жаркий летний вечер? (Нет.)

Все ли ездят поезда

лишь по рельсам только? (Да.)

Может богатырь-атлет

до луны допрыгнуть? (Нет.)

Все стоят на красный свет

и авто, и люди? (Да.)

Может вкусным быть обед

из сырой картошки? (Нет.)

Скоро праздник Новый год? (да)

А ты ждешь подарка? (да)


Педагог-психолог: В каждой семье есть самые младшие члены семьи и самые старшие. Старшими членами семьи являются ваши бабашки и дедушки. А помните ли вы как их зовут? Сейчас мы это узнаем с помощью генеалогического дерева.


Рисунок «Мое генеалогическое дерево» (слайд 11)

Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:

1. На вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя.

2. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей.

3. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.


Игра «Родители и дети»

Педагог-психолог: Представьте, что вы поменялись с родителями местами: родители превратились в детей, а дети в родителей. Вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть (аккуратным, вежливым, послушным…). Как вы себя будете вести, что говорить в следующих ситуациях:

ребенок пошел в школу,

на улицу с друзьями,

в магазин, в аптеку,

в гости к другу на день рождения,

кататься на горке.

Релаксация.

Педагог-психолог: Давайте немного отдохнем и послушаем приятную музыку. Дети на мягких ковриках, родители на креслах слушают релаксационную музыку и слушают слова педагога-психолога.

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Игра «Интервью».

Педагог-психолог: Вы немного отдохнули. Продолжим наше занятие. Сейчас очень много передач по телевидению, где можно услышать, как журналисты берут интервью у знаменитых и интересных людей. Ваши родители тоже являются интересными людьми со своим жизненным опытом. Сегодня в роли журналиста буду я и мне нужно взять у ваших мам и у вас интервью. Тема интервью «Семейные истории». (родителям предлагается рассказать интересные истории из жизни своей семьи)


Педагог-психолог: А сейчас мы с вами просто поиграем.

Игра «Крокодил».

Участники делятся на две команды. Одна команда загадывает слово и сообщает его одному из участников другой команды. Он должен, не произнося ни слова, а пользуясь только пантомимой, сообщить своей команде загаданное другой командой слово. Если команда угадывает слово, она выигрывает и меняется местами с проигравшими.


3.Завершение занятия.

Педагог-психолог: Родителям приготовлены анкеты с вопросами о вашем ребенке. Пока вы заполняете эти анкеты, с детьми проводится игра «Колечко»


Анкетирование родителей «Знаете ли Вы своего ребенка».

Фамилия, имя родителя:____________________________________________

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них.

  1. Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?______________________________________________________

  2. .Говорят ли с Вами дети по душам, советуются ли по личным делам?_______________________________________________________

  3. Интересуются ли дети Вашей работой (где Вы работаете)?___________________________________________________

  4. Знаете ли Вы друзей своих детей (напишите имена)?______________________________________________________

  5. Участвуют ли Ваши дети в хозяйственных делах (есть ли у них домашние обязанности)? _____________________________________________________________

  6. В каком классе учится Ваш ребенок?_____________________________

  7. Какие предметы любит Ваш ребенок?_____________________________________________________

  8. Какие уроки не любит Ваш ребенок?______________________________

  9. Любимое лакомство Вашего ребенка?______________________________________________________

  10. Чем любит заниматься Ваш ребенок в свободное время (хобби, увлечения)?___________________________________________________

  11. Бываете ли Вы вместе с детьми на выставках, концертах, в театре?_______________________________________________________

  12. Любимая телепередача (фильм, мультфильм) Вашего ребенка?______________________________________________________

  13. Какую книгу Вы читали ему в последний раз?__________________________________________________________

  14. Есть ли у Вас общие занятия, увлечения?___________________________________________________

  15. Чего боится Ваш ребенок?______________________________________

  16. О чем мечтает Ваш ребенок?_____________________________________________________

  17. Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с Вашим ребенком? _____________________________________________________________


Спасибо за участие!

Педагог-психолог: А теперь сверим Ваши ответы и ответы Ваших детей.

Молодцы! Вы хорошо знаете своих детей. Если ответы не сошлись, не расстраивайтесь, это послужит поводом для того, чтобы больше проводить времени друг с другом, стараться больше узнать друг о друге.


Рефлексия.

Педагог-психолог: Надеюсь, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Будьте здоровы! Давайте делать своим близким приятное, радовать их и беречь, стараться не ссориться и не обижать друг друга. Правильно говорят «Согласная семья - самая счастливая» (участники делятся своими мыслями, пожеланиями)


Ритуал завершения занятия «Спасибо за хороший день»

В конце занятия родителям раздаются памятки по воспитанию детей с «трудным» поведением.