Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход к учащимся на этапе объяснения нового материала»
Бочкарёва Н. Ю.
Дифференцированный подход к учащимся на этапе объяснения нового материала
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, мышления и т.д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Дифференциация должна прослеживаться на каждом этапе урока. На этапе изучения нового материала можно использовать следующие приёмы:
- приём многократного объяснения нового материала: после первого объяснения сильные ученики приступают к самостоятельной работе – они выполняют предназначенное для них задание; для учащихся, которые не до конца осмыслили новую тему, учитель ещё раз повторяет более краткое и сжатое объяснение, но использует другую наглядность, обращает внимание на главные выводы. После этого ещё часть учеников приступает к самостоятельной работе; для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором акцент делается на наиболее трудные моменты. При этом для слабых и средне успевающих учеников сразу же проводится первичное закрепление по алгоритму.
- приём, основанный на использовании разных методов обучения: ознакомление с новым материалом можно провести на основе проблемных методов обучения или частично-поискового метода (с использованием схематической наглядности); при повторном объяснении использовать объяснительно-иллюстративный метод (необходимо активизировать детей, задавая им вопросы). В моей практике это основной приём. По ходу урока использую картинки – иллюстрации к правилам, различные схемы – опоры, рифмованные правила.
- приём дифференциации работы по степени самостоятельности: используется для ознакомления с новым материалом невысокого уровня сложности. Учащиеся с высокой обучаемостью работают над новым материалом самостоятельно (составление или заполнение таблиц и т.д.), а остальные знакомятся с материалом под руководством учителя.
- приём ознакомления с новым материалом на основе микрогрупповой работы: используется исследовательский метод, предполагающий открытие нового материала без руководства учителя. Для этого создаются группы, в которых объединены дети с разным уровнем обучаемости, поэтому в процессе коллективного обсуждения проблемы происходит естественная дифференциация. Одни дети выдвигают гипотезы, другие – их проверяют, третьи – оформляют и т.д. После работы в микрогруппах следует этап коллективного обсуждения под руководством учителя. Сопоставляются мнения групп, делается окончательный вывод. Вывод может быть оформлен в виде памятки, алгоритма, схемы и др. Прием ознакомления с новым материалом на основе микрогрупповой работы широко применяется в системе развивающего обучения В.В. Давыдова — Д.Б. Эльконина. При изучении нового материала можно воспользоваться и таким приёмом, когда слабые и средние группы класса прорабатывают новый материал по учебнику, а сильные получают задание – извлечь дополнительную информацию по теме из предложенного материала и подготовить сообщение.
-
методику кругов Эйлера предлагается использовать при работе с терминами. Учащиеся записывают термин, его определение, приводят примеры, затем рисуют иллюстрацию или изображение в виде геометрической фигуры, иллюстрирующей этот термин.
В рамках классно – урочной системы всё – таки очевидна ограниченность возможности применения дифференцированного подхода на этапе изложения новых знаний (невозможно учесть пробелы в знаниях в любой момент объяснения, не всегда можно зафиксировать тот миг, в который ученик отвлёкся, что-то упустил).