Филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Саратовской области
«Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно-Ясенецкого)» в г. Марксе
РАССМОТРЕНО ЦМК Общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол № ___ от «___» _________ 20__ г. Председатель ЦМК ________________ Л.Б. Литке | УТВЕРЖДЕНО Методический совет протокол № ___ от «___» _________ 20__ г. Председатель Метод. совета Зам. директора по УМР ______________ Э.В. Никитина |
Дифференцированный зачёт
Учебная дисциплина ОУД.15 Родная литература
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Инструкция:
Время выполнения задания 30 мин.
Внимательно прочитайте и выполните задания.
Вариант 1
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Притча —это:
А) Малый повествовательный жанр, иносказательный рассказ, содержащий нравственное или религиозное наставление;
Б ) Народное творчество, чаще всего устное;
В) Прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом;
Г) Литературный и музыкальный жанр. Крупное или среднее по объёму стихотворное произведение.
2. Основная мысль рассказа А. Лиханова «Мой генерал» состоит в том, что:
А) Надо с уважением относиться к пожилым людям, независимо от того, какая профессия у него была, не стоит стесняться своих близких;
Б) Поиск смысла человеческой жизни – бесконечный процесс;
В) Никогда не нужно отчаиваться и опускать руки;
Г) Надо искренне дарить добро, не дожидаясь выгоды.
3. Тема «маленького человека» в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный» выражена в том, что:
А) Нужно верить в чудеса;
Б) Все люди на земле должны жить в мире;
В) Нужно уважать людей;
Г) Писатель призывает своих современников к сострадательности, к ощущению чувства вины перед «маленьким человеком» за нежелание прийти к нему на помощь, за его бедственное положение.
4. Б. Екимов в своём произведении «Говори, мама, говори» поднимает проблемы:
А) Взаимоотношения родителей и их детей;
Б ) Роль матери в жизни человека;
В) Недостаточное внимание детей к своим матерям, родителям;
Г) Проблема разрушения семейного очага.
5. Определите тему повести Железникова В. «Чучело»:
А) Драма детских взаимоотношений, жестокость, бесчувствие юных созданий;
Б ) Семейные отношения на широком историческом фоне;
В ) Изображение жизни людей, их труда, событий в окружающей действительности.
Г) События, судьбы героев на протяжении всей жизни.
6. В рассказе А. Грина «По закону» доктор предлагал раненому:
А) Не винить себя за все, что с вами происходит. Не сожалеть, что нельзя вернуть время, чтобы что-то изменить;
Б) Выбирать то окружение людей, чьи черты вам интересны;
В ) Поступить "по человечеству" - простить раскаявшегося виновника, а можно поступить "по закону" - отдать виновника под суд;
Г) Попробовать относиться к симптомам беспокойства как к простуде. Нужно время и терпение, чтобы заставить их пройти.
7. «Легкие миры» у Т. Толстой в повести «Легкие миры» - это:
А) Глобус в кабинете географии;
Б ) Мечты о чем-то простом, понятном и легком;
В) Иллюзия фантазии, фантастики, чего-то нереального;
Г) Полёт на космическом корабле в иные галактики.
8. Основная мысль в рассказе Бондарева Ю. «Взгляд» состоит том, что:
А) Красота душевная гораздо важнее красоты внешней;
Б) Поступками люди дарят друг другу счастье;
В) Необдуманные поступки приводят к трагическим последствиям;
Г ) Нужно всегда иметь собственный взгляд на проблему.
9. Повесть А.Алексина «Безумная Евдокия» дает нравственные уроки:
А) Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью;
Б) Эгоистичное, легкомысленное отношение к близким людям чревато болью, обидой, иногда бедой;
В) Нужно всегда соблюдать правила этикета;
Г) Желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
10. Жизнь человека, по мнению Бакланова Г., в рассказе «Непорочное зачатие» может быть оправдана:
А) Накоплением богатства;
Б) Добротой и любовью по отношению к другим людям;
В) Чувством долга;
Г) Способностью к состраданию.
11. Главная мысль рассказа В.Солоухина «Под одной крышей» состоит в том, что:
А) Добро сильнее зла;
Б ) Красота спасёт мир;
В ) Нет худа без добра;
Г ) У страха глаза велики.
12. Описание внешности литературного персонажа называется:
А ) Пейзаж
Б ) Натюрморт
В ) Портрет
Г ) Сюжет
13. Авторская позиция А. И. Куприна в рассказе «Святая ложь» выражена мыслью, что:
А) Ложь может быть оправдана, если она «святая», во благо близкого человека. «Святая» ложь всегда имеет благие цели;
Б) Речь человека свидетельствует о его отношении к окружающему миру, самому себе;
В) Дети часто не задумываются о том, как важно уметь выразить свою благодарность родителям;
Г) Ложь оправдать нельзя ни при каких обстоятельствах.
14. Определите одну из основных мыслей повести Тендрякова В. «Люди или нелюди»:
А) Друзья помогут преодолеть любые трудности;
Б) Жизнь многогранна, она может быть суровой или благополучной, бедной или богатой, счастливой или не очень, но она прекрасна;
В) Всех нас жизнь учит через малое сознавать большое: через упавшее яблоко - закон всемирного тяготения, через детское "пожалуйста" - нормы человеческого общения. Всех учит, но, право же, не все одинаково способны учиться;
Г) Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.
15. Рассказ Платонова А. называется « Иван Великий», потому что:
А) Надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся;
Б) Только великим людям суждено добиться в жизни победы;
В) Все русские солдаты были высоко роста.
Г) Фашисты перепутали фамилию, Иван Владыко-Иван Великий, потому что Красная армия для немцев -это один Великий Иван и потому что величие армии состоит из величия душевного простых иванов, из которых эта армия и состоит;
16. Неразрывную связь малой родины с Россией в повести «Летят мои кони» писатель Б. Васильев видит:
А) В любви к матери, к родному дому, природе, к собственной семье и к малой родине.
Б) В любви к животным;
В ) В знании фольклора;
Г ) В интересе к другим странам.
17. Главная героиня Валя Зайцева с Васильевского острова в рассказе Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова» прочитала:
А) Мемуары солдата;
Б )Газету военного времени;
В )Дневник Тани Савичевой;
Г ) Записки врача.
18. В сборник «Затеси» В. Астафьева не входит рассказ:
А) «Биение сердца;
Б ) «Худого слова и растение боится;
В ) «Мелодия»;
Г ) «Слепой».
19. Особое место в очерках К. Симонова занимает тема:
А) Взаимной выгоды;
Б ) Счастья в личной жизни;
В) Труда;
Г) Дружбы, взаимной поддержки в бою.
20. Повествование в рассказе Крупина В. « Сбрось мешок» ведется:
А) От лица автора;
Б ) От лица Вари, дочери грузчика;
В) От лица братьев;
Г ) От третьего лица, не являющегося героем.
21. К.Паустовский в рассказах «Нет ли у вас молока?», «Бакенщик» поднимает проблему:
А) Заботливого отношения к животным;
Б) Милосердия, уважения к людям, любви по отношению к природе, помощи друзьям;
В ) Недоверчивости по отношению к незнакомым людям;
Г) Доброты, часто приводящей к разочарованию в людях.
22. Определите основные проблемы в романе Чернышевского Н. «Что делать?»:
А) Появление «новых людей»;
Б) Поиск смысла жизни;
В ) Любовь, семья и революция;
Г) Социально-нравственные пороки общества.
23. Касси́ль Л. является автором произведений:
А) «Кондуит и Швамбрания»;
Б) «Хождение по мукам»;
В) «Что делать?»;
Г) «Дорогие мои мальчишки».
24. Основная тема творчества К. А. Федина:
А) Тема отцов и детей (тема конфликта поколений);
Б) Тема поэта и поэзии;
В) Любовь к своей малой родине;
Г) Философские проблемы.
25. Алексей Николаевич Толстой родился:
А) Город Николаевск, Самарская губерния;
Б ) Город Саратов;
В) Город Балаково;
Г) Город Москва.
26. Определите малые жанры фольклора Поволжья:
А) Трудовые песни;
Б ) Хороводные песни ;
В ) Басни;
Г ) Притчи.
Установите соответствие:
27. Установите соответствие отрывка произведению: «Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно! Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей»:
А) Бунин И. «Слепой»;
Б ) Паустовский К. «Бакенщик»;
В) Солоухин В. «Летний паводок»;
Г) Грин А. «По закону».
28. Установите соответствие отрывка и произведения:
А) Это было на фронте. Кормили плохо, вечно хотелось есть. Ах, как хотелось есть! Вдруг видим: без гимнастёрки, что-то держа в руках, к нам бежит ещё один наш товарищ. Подбежал. Лицо сияющее. Свёрток – это гимнастёрка, а в неё что-то завёрнуто. | 1 Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова» |
Б) Никого не было сейчас на земле меж нами и противником. Но одно странное существо спокойно брело по той пустой, никем сейчас не обитаемой земле. Юхов всмотрелся в отдаление. По земле тихо шла маленькая серая русская лошадь | 2 Астафьев В. «Худого слова и растение боится» |
В) У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. | 3 Платонов А. «Иван Великий» |
Г) Осенью дело было. Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. Я обрубил, вычистил землю вокруг дикой рябинки, и давай она расти, крепнуть одним стволом. | 4 Розов В. «Дикая утка». |
29. Установите соответствие произведения и его автора:
А Алексин А. | 1 «Еще не лето» |
Б Екимов Б. | 2 «Домашний совет» |
В Паустовский К. | 3 «Пётр Первый» |
Г Толстой А. Н. | 4 «Бакенщик» |
30. Установите соответствие автора, произведения и героя:
А) Яковлев Ю. | 1 «Кондуит и Швамбрания» | I Доктор и матрос |
Б) Грин А. | 2 « Иван Великий» | II Лёля и Оська |
В) Касси́ль Л. | 3 «Девочка с Васильевского острова» | III Иван Владыко |
Г) Платонов А. | 4 «По закону» | IV Валя Зайцева |
8