Просмотр содержимого документа
«Дифференциация и индивидуализация в условиях реализации ФГОС. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике.»
Курс на интеграцию и инклюзию. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и его реализация на практике.
Инклюзия
- Инклюзия - это включение детей с особенностями развития в систему общего образования.
Инклюзия
- Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах , — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Условия инклюзии
- 1. Материально-техническая база
- 2. Организационное обеспечение образовательного процесса
- 3. Организационно-педагогическое обеспечение
- 4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
- 5. Кадровое обеспечение
Основная цель образовательного учреждения
– создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами :
- «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.
- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
• Конституция РФ;
• «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
• «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
Полная инклюзия в системе массового образования.
- Цель — полная самостоятельность ребенка и функционирование на уровне сверстников.
Частичная инклюзия.
- Коррекционная система образования – основная для ребенка, а в обычной системе ребенок находится несколько часов, в соответствии с индивидуальной программой обучения.
- Цель – обобщение навыков, которые приобрел ребенок в процессе индивидуального обучения, а также привыкание и приспособление к среде, в которой обучаются нормативные сверстники.
Обратная инклюзия.
- Ребенок продолжает находиться в коррекционном учреждении, а в коррекционную систему включаются нормативно развивающиеся сверстники и в рамках занятия с коррекционным педагогом участвуют в совместной деятельности с ребенком.
- Цель — обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками, подготовка к частичной инклюзии.
Интеграция
- «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».
- Традиционно, понятие «интеграция» может иметь два значения:
- а) создание у учеников целостного представления об окружающем мире (исходя из такого раскрытия этой категории, интеграция рассматривается как цель обучения);
- б) нахождение общего фундамента взаимопроникновения знаний (в таком понимании интеграция является средством обучения).
Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Критерии эффективной реализации интегрированного урока
- Активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
- Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
- Развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
- Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
- Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
Функции интегрированных уроков:
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.