СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация как одна из особенностей современного урока русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе предлагаю схему урока дифференцированного обучения: 1. Совместная постановка задачи. 2. Дифференцированное повторение необходимого материала. 3. Совместное изучение нового материала. 4. Дифференцированное закрепление. 5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников. 6. Общая проверка усвоения материала. 7. Дифференцированное домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация как одна из особенностей современного урока русского языка в начальной школе»

school5.at.ua


МБОУ ГИМНАЗИЯ № 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5 г. Усть-Лабинска муниципального образования

Усть-Лабинский район



352330, Россия, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, Красная, 309,

e-mail: school5@usiab.kubannet.ru, тел/факс: (86135) 5-23-25



Газарова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 5

города Усть-Лабинска

Краснодарского края

Дифференциация как одна из особенностей современного урока русского языка в начальной школе

Школа нового поколения, школа XXI века требует подготовки учителя, способного реализовать принципы гуманизации образования, развивающего обучения, дифференциации педагогического процесса.

В национальной доктрине образования Российской Федерации, в которой определены основные цели и задачи образования отмечено, что первоочередной задачей современного образования является «разностороннее и своевременное развитие детей».

В последние годы дифференциация и индивидуализация стала связываться с созданием классов, работающих по развивающим системам обучения и коррекционных, компенсирующих классов. Подготовка учителей к работе в таких классах осуществляется пока не на должном уровне.

Еще менее подготовленными оказываются учителя к реализации личностно - ориентированного обучения в смешанных классах. Лишь у педагогов-новаторов, мастеров педагогического труда проявляется заинтересованность в познании личности ребенка и в его систематическом развитии.

Низкий, зачастую ненаучный уровень решения проблемы индивидуализации и дифференциации обучения на практике приводит к отчуждению ученика от процесса обучения, в результате чего обучение теряет для него смысл, а знания оказываются внешними по отношению к его реальной жизни.

Основную причину затруднений учителей в развитии индивидуализации и дифференциации обучения я отмечаю также в отсутствии в их профессиональной подготовке необходимых знаний и умений по личностному развитию учащихся.

Проблемная ситуация по реализации учителями принципа индивидуализации и дифференциации процесса обучения выявляет противоречие в современной образовательной парадигме: между целью современного образования по развитию школьников и недостаточной подготовкой учителя к реализации этой цели. Разрешение этого противоречия - совершенствование профессиональной подготовки учителя. Один из путей – самостоятельная научно- исследовательская деятельность.

Для начала хочу напомнить определения дифференцированного и индивидуального подхода обучения:

  1. Индивидуальный подход – это один из принципов обучения, предполагающий знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика.

  2. Дифференцированный подход – это форма (метод) организации учебного труда учащихся на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности.

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:

  • как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т. е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;

  • как методически правильно построить урок;

  • как организовать постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;

  • как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;

  • исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий нет).

Рассматривая вопрос дифференцированного обучения в условиях коррекционных школ, мною определены необходимые условия для реализации принципа доступности и посильности обучения:

  • Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка;

  • Учет возрастных особенностей учащихся начальных классов;

  • Учет личностных, характерологических особенностей учеников.

Реализацию принципа дифференцированного подхода в процессе обучения младших школьников я применяю на уроках русского языка:

  1. Учет индивидуальных особенностей учащихся – основа дифференцированного обучения;

  2. Организация и методический прием работы со слабоуспевающими учащимися в период обучения грамоте;

  3. Приемы дифференцированного подхода на уроках русского языка.

Здесь надо отметить эффективность использования дифференцированного обучения грамоте, в основе которой лежит деление на группы учащихся, имеющих разный уровень продуктивности познавательной деятельности:

  • Высший уровень, т. е. сочетание высокой степени владения знаниями и интеллектуальными умениями;

  • Средневысокий уровень, т. е. сочетание менее высокой степени владения знаниями и интеллектуальными умениями;

  • Средненизший уровень, т. е. сочетание низкого уровня владения знаниями и интеллектуальными умениями.

Рассматривая приемы работы с сильными и слабыми учащимися особое внимание уделяю детям, относящимся к слабым по продуктивности познавательной деятельности. Этот метод применяю на практике, деля на группы слабоуспевающих школьников:

  • К первой группе можно отнести школьников, для которых характерен низкий уровень обучаемости при положительном отношении к учению.

  • Ко второй группе относятся школьники, для которых характерно высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению.

  • К третьей группе относятся школьники, для которых характерна низкая степень обучаемости и отрицательное отношение к учению.

Дифференцированное обучение применяется и на уроках русского языка. В своей работе предлагаю схему урока дифференцированного обучения:

  1. Совместная постановка задачи.

  2. Дифференцированное повторение необходимого материала.

  3. Совместное изучение нового материала.

  4. Дифференцированное закрепление.

  5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.

  6. Общая проверка усвоения материала.

  7. Дифференцированное домашнее задание.

Итак, дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:

- уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;

- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;

- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Использование приемов дифференцированного обучения на практике позволяет повысить уровень начальной подготовки учащихся в области русского языка, обеспечивает условия развития индивидуальных способностей, самовыражение и самореализацию личности младших школьников.

В заключение необходимо сказать, что работа по дифференцированному обучению была бы более эффективной, если бы в программе четко определялся базовый минимум, который необходимо знать для оценки «3», «4», «5», а в учебниках материал располагался бы поэтапно: для первоначальной отработки темы, среднего уровня трудности и повышенного.





Директор МБОУ гимназии № 5 Н.В. Копнинова