school5.at.ua | МБОУ ГИМНАЗИЯ № 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5 г. Усть-Лабинска муниципального образования Усть-Лабинский район |  |
 352330, Россия, Краснодарский край, г.Усть-Лабинск, Красная, 309, e-mail: school5@usiab.kubannet.ru, тел/факс: (86135) 5-23-25 | |
Газарова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 5
города Усть-Лабинска
Краснодарского края
Дифференциация как одна из особенностей современного урока русского языка в начальной школе
Школа нового поколения, школа XXI века требует подготовки учителя, способного реализовать принципы гуманизации образования, развивающего обучения, дифференциации педагогического процесса.
В национальной доктрине образования Российской Федерации, в которой определены основные цели и задачи образования отмечено, что первоочередной задачей современного образования является «разностороннее и своевременное развитие детей».
В последние годы дифференциация и индивидуализация стала связываться с созданием классов, работающих по развивающим системам обучения и коррекционных, компенсирующих классов. Подготовка учителей к работе в таких классах осуществляется пока не на должном уровне.
Еще менее подготовленными оказываются учителя к реализации личностно - ориентированного обучения в смешанных классах. Лишь у педагогов-новаторов, мастеров педагогического труда проявляется заинтересованность в познании личности ребенка и в его систематическом развитии.
Низкий, зачастую ненаучный уровень решения проблемы индивидуализации и дифференциации обучения на практике приводит к отчуждению ученика от процесса обучения, в результате чего обучение теряет для него смысл, а знания оказываются внешними по отношению к его реальной жизни.
Основную причину затруднений учителей в развитии индивидуализации и дифференциации обучения я отмечаю также в отсутствии в их профессиональной подготовке необходимых знаний и умений по личностному развитию учащихся.
Проблемная ситуация по реализации учителями принципа индивидуализации и дифференциации процесса обучения выявляет противоречие в современной образовательной парадигме: между целью современного образования по развитию школьников и недостаточной подготовкой учителя к реализации этой цели. Разрешение этого противоречия - совершенствование профессиональной подготовки учителя. Один из путей – самостоятельная научно- исследовательская деятельность.
Для начала хочу напомнить определения дифференцированного и индивидуального подхода обучения:
Индивидуальный подход – это один из принципов обучения, предполагающий знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика.
Дифференцированный подход – это форма (метод) организации учебного труда учащихся на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности.
Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:
как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на подгруппы (т. е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;
как методически правильно построить урок;
как организовать постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;
как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их;
исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий нет).
Рассматривая вопрос дифференцированного обучения в условиях коррекционных школ, мною определены необходимые условия для реализации принципа доступности и посильности обучения:
Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка;
Учет возрастных особенностей учащихся начальных классов;
Учет личностных, характерологических особенностей учеников.
Реализацию принципа дифференцированного подхода в процессе обучения младших школьников я применяю на уроках русского языка:
Учет индивидуальных особенностей учащихся – основа дифференцированного обучения;
Организация и методический прием работы со слабоуспевающими учащимися в период обучения грамоте;
Приемы дифференцированного подхода на уроках русского языка.
Здесь надо отметить эффективность использования дифференцированного обучения грамоте, в основе которой лежит деление на группы учащихся, имеющих разный уровень продуктивности познавательной деятельности:
Средневысокий уровень, т. е. сочетание менее высокой степени владения знаниями и интеллектуальными умениями;
Средненизший уровень, т. е. сочетание низкого уровня владения знаниями и интеллектуальными умениями.
Рассматривая приемы работы с сильными и слабыми учащимися особое внимание уделяю детям, относящимся к слабым по продуктивности познавательной деятельности. Этот метод применяю на практике, деля на группы слабоуспевающих школьников:
К первой группе можно отнести школьников, для которых характерен низкий уровень обучаемости при положительном отношении к учению.
Ко второй группе относятся школьники, для которых характерно высокое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению.
К третьей группе относятся школьники, для которых характерна низкая степень обучаемости и отрицательное отношение к учению.
Дифференцированное обучение применяется и на уроках русского языка. В своей работе предлагаю схему урока дифференцированного обучения:
Совместная постановка задачи.
Дифференцированное повторение необходимого материала.
Совместное изучение нового материала.
Дифференцированное закрепление.
Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
Общая проверка усвоения материала.
Дифференцированное домашнее задание.
Итак, дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
- уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
- решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может; в классе улучшается психологический климат;
- становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Использование приемов дифференцированного обучения на практике позволяет повысить уровень начальной подготовки учащихся в области русского языка, обеспечивает условия развития индивидуальных способностей, самовыражение и самореализацию личности младших школьников.
В заключение необходимо сказать, что работа по дифференцированному обучению была бы более эффективной, если бы в программе четко определялся базовый минимум, который необходимо знать для оценки «3», «4», «5», а в учебниках материал располагался бы поэтапно: для первоначальной отработки темы, среднего уровня трудности и повышенного.
Директор МБОУ гимназии № 5 Н.В. Копнинова