СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дисграфия. Формирование навыков письма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что делать, если ребёнок пишет "зеркально" буквы и цифры?

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия. Формирование навыков письма.»

Ребёнок пишет зеркально буквы в 6 лет, что делать

Формирование навыков письма является одним из этапов успешного развития детей и подготовки к школе. И если ребёнок пишет зеркально в 6-7 лет, ему нужно помочь. В процессе письменной и устной речи задействовано много органов и механизмов:

это и зрение, и слух, и двигательная и мозговая активность.

Выпадение одного или нескольких звеньев сопровождается дисграфией (это научное название процесса, когда происходит частичное нарушение процесса письма у детей или взрослых). Проявляется нарушение в устойчивой форме искажения письменной речи со специфическими ошибками — ребенок пишет в зеркальном отражении многие буквы, а также и цифры.

Развитие патологии могут спровоцировать как органические нарушения, так и социально-психологические факторы. Основными причинами, почему ребенок пишет в зеркальном отражении цифры и буквы, когда ему 6 лет или 7, является нарушение работы речевой, слуховой, зрительной или двигательной области коры головного мозга.

Органические причины дисграфии у детей:

заболевания, перенесенные матерью в период беременности;

ранний и поздний токсикоз; родовые травмы новорожденного,

асфиксия;

соматические заболевания;

травмы головы; менингит.

Дисграфия может быть также наследственной патологией.

Социально-психологические факторы:

неправильная речь окружения ребенка — косноязычие,

специфический диалект;

искажение обращенной речи,

сюсюканье сопровождается заменой звуков;

недостаток речевого общения;

мультинациональность семьи,

изучение с раннего детства двух и более языков;

невнимательность к речевому развитию ребенка,

игнорирование ошибок в формировании звукового ряда и построения предложений;

педагогическая запущенность — несоответствие речи и когнитивных факторов возрастным нормам развития;

ранее обучение чтению и письму при полной психологической и физиологической неготовности ребенка

. Классификация дисграфии

Специалисты выделяют несколько форм дисграфии:

Акустическая — связана с фонемным нарушением. Ребенок может путать в словах близкие по звучанию гласные, пары твердых и мягких согласных, звонких и глухих, шипящие и свистящие. Например, пришел — прифол, черешня — чегешня, портфель — портфел. При этом произносит слова правильно, слух полностью сохранен.

Оптическая — ребенок пишет в зеркальном отражении, добавляет или отнимает палочки, завитки. Диагностируется ко второму классу, когда дети знакомы со всеми буквами, у большинства сформированы навыки их написания. Часто наблюдается у тех, кто пишет левой рукой, или у тех, кого переучили с левши в правшу.

Аграмматическая — связана с несовершенством лексико-грамматическими навыками. В письме отражается несовершенство устной речи, детям с таким нарушением сложно употреблять слова в правильной форме множественного числа, применять роды, предлоги. Например, мама зашел в комнату, ухи слона, пирог под столе. Может наблюдаться в двуязычных семьях, а также, если ребенок с раннего возраста изучает несколько языков.

Артикуляторно-акустическая — проблемы с письмом вызваны ошибками в устной речи. При нечетком произношении определенных звуков ребенок как говорит, так и пишет. Например, он не произносит звук л, значит, может написать вместо лодка — водка, ложка — вошка. Наблюдаются проблемы с восприятием и синтезом речи. Сложно выполнить упражнение на звукобуквенный анализ, придумывать слова на заданную букву, различать понятия слог, предложение, абзац, текст. В письменных работах ребенок может добавлять или терять буквы и слоги.



. Последствия дисграфии:

проблемы с усвоением школьной программы;

низкая самооценка;

буллинг со стороны сверстников;

депрессивное состояние. Может влиять и на развитие природных способностей, значительно сужая список профессиональной деятельности.

. Если ребенок в 6 лет зеркалит буквы, это повод обратиться к логопеду. Насторожить родителей и педагогов также должны следующие особенности письменных работ — однотипные, специфические ошибки, неправильное изменение слов по родам, числам, падежам, нарушение слитного и раздельного написания слов.

. В ходе обследования определяется ведущая рука, дисграфия чаще диагностируется у левшей. Помимо консультации окулиста, отоларинголога, невролога, при сопутствующем проблемном поведении, дефиците внимания, гиперактивности возможно потребуется обследование у детского психиатра.

Методы коррекции зеркальных букв у детей

Для решения проблем дисграфии используется системный подход, при выборе программы коррекции учитывается форма нарушения, а также индивидуальные особенности ребенка, сопутствующие заболевания. Логопед работает над развитием и связностью устной речи. Уделяется внимание также пространственному воображению, памяти, мышлению. На базе успешного освоения устной речи формируются навыки письма

! При наличии сопутствующих осложнений, помимо занятий у логопеда, возможно потребуется медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж.

Упражнения против зеркальных букв для занятий дома:

Лабиринт: ребенок ведет сплошную линию от начала лабиринта до конца. Начинать лучше с коротких отрезков, постепенно удлиняя путь. Для усложнения можно проводить линии двумя руками одновременно, помогает синхронизировать работу обоих полушарий мозга. При зеркальном написании букв у детей эффективны упражнения по коррекции, направленные на совершенствование визуального и тактильного запоминания. Для составления изображения отдельных букв или слогов используются различные материалы — бусины, камешки, пластилин, каштаны. Запомнить графическое обозначение буквы легче, выбрав любимый вид деятельности ребенка. Например, играя с конструктором, можно использовать Лего, кубики, магниты, механизмы-крючки. Чем больше вариаций, тем успешным будет результат обучения. Если ребенок пишет зеркально, можно искать «проблемные» буквы в повседневных ситуациях. В магазине читать вывески с названиями продуктов и составом, по дороге домой обращать внимание на названия улиц. Дети легче усваивают информацию в быту, главное систематически подходить к домашнему обучению.

Легко адаптировать игру «Крокодил», ребенок вытаскивает карточку с буквой и пытается ее изобразить с помощью собственного тела и подручных предметов, остальные участники угадывают загаданное

. Игра в мяч поможет расширить словарный запас, а также улучшит концентрацию внимания. Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает его транскрипцию, бросая мяч на каждый произнесенный звук. Или придумывает максимальное количество слов на загаданную букву. Если проблема в правильном употреблении предлогов, множественного и единственного числа, можно поиграть в выполнение инструкций. Ребенок пишет взрослому «поставь чашку на стол», если он сформулировал предложение правильно, взрослый выполняет задание, нет, ждет следующего хода. Эффективны при коррекции дисграфии всевозможные игры в слова. Упражнение можно выполнять в любое время, привлекая всех членов семьи. Список заданий не ограничен — придумывать слова на последнюю букву, или продолжить ряд на первый или последний слог — каша, карикатура, кастрюля. Развивает пространственное воображение и словарный запас упражнение «банка». Взрослый задает букву, а ребенок перечисляет все слова, которые начинаются на эту букву, и могут поместиться в условную банку.

В домашней коррекции дисграфии стоит максимально использовать игровые формы занятий, отложить тетрадь и ручку, встать из-за стола. Применение различных техник позволит привить любовь к обучению. На практике показать ребенку, что чтение и письмо могут стать основой интересного времяпрепровождения. Профилактика Основными мерами по профилактике проблем с освоением письма является совершенствование когнитивных функций — памяти, внимания, устной речи, мышления. Начинать разговаривать с ребенком нужно еще во время беременности для его нормального психоневрологического развития. После рождения, помимо режимных моментов, младенца должна окружать речь в неискаженном виде. По мере роста ребенка, формирования когнитивных способностей, адаптируется и дальнейшее обучение. Озвучиваются все явления в его поле зрения, после объясняется природа возникновения в доступной для понимания форме. Выявление логопедом несоответствия нормам речевого развития в дошкольном возрасте не является окончательным приговором, а служит руководством к действию. Помимо занятий по коррекции произношения звуков и постановке фраз, необходимо уделять время развитию памяти, визуального и аудио внимания, увеличению словарного запаса, мелкой и крупной моторике. Практические методы профилактики дисграфии рисование разными инструментами — красками, карандашами, мелом, песком; лепка из пластилина и глины; настольные игры, направленные на развитие памяти и концентрации внимания — лото, домино; пространственное воображение развивают различные конструкторы; чтение и обсуждение прочитанного материала совершенствует речь и аналитическое мышление; подвижные игры и физкультура не менее важны при формировании навыков письма. Для нормального развития нервной системы и когнитивных способностей имеет значение режим дня. Отсутствие развивающих занятий, как и загруженность, не соответствующая возрастным нормам, негативно сказывается на формировании навыков письма. При составлении ежедневного графика учитываются индивидуальные особенности характера и темперамента. Универсальным вариантом считается планирование коррекционных занятий в первой половине дня, вечером лучше посвятить время более спокойным видам деятельности — прогулкам на свежем воздухе, настольным играм, паззлам. Очень важна поддержка со стороны родителей, не стоит ожидать молниеносных результатов. В зависимости от степени дисграфии и индивидуальных особенностей коррекционная программа может длиться от нескольких месяцев, до нескольких лет. Не стоит ругать ребенка, ставить ему в пример сверстников или других членов семьи, которые более успешно усвоили письмо. Одобрение и похвала родителей позволит сформировать здоровую самооценку, а также мотивирует на выполнение коррекционных заданий.