Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение. Биология. 221 гр. Тема: Микроэволюция и макроэволюция.»
Дистанционное обучение. Биология. 221 группа. 28.01.2022.
Тема: Макроэволюция – результат микроэволюции.
Цель урока:
Сформировать знания о сущности процесса микроэволюции
Познакомить с основными формами видообразования.
Развивать умение выделять главное и делать выводы.
.
1. Проверка домашнего задания. Задание: на примере комнатных растений и домашних животных рассмотрите черты приспособленности к условиям среды их обитания. Покажите относительность приспособленности у растений и животных.
2. Объяснение новой темы:
План:
1.вид, его структура и особенности
2.понятие микроэволюции. Макроэволюция – результат микроэволюции.
3.основные направления эволюции
1. Вид является основной структурной единицей живой природы. Он возникает, развивается, а при изменении условий существования может исчезнуть или преобразоваться в др виды. Видом называется совокупность особей, сходных по морфофизиологическим свойствам, имеющих общее происхождение, занимающих определенный ареал, могущих свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Одни виды отличаются от других рядом признаков, которые являются критериями вида.
Морфологический критерий – это особенности внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Особи одного вида морфологически сходны.
Генетический критерий основан на характерном для каждого вида наборе хромосом, строго определенном их числе, размерах и форме.
Физиологический критерий предполагает сходство всех процессов жизнедеятельности (обмен веществ, раздражимость, размножение и др) у особей одного вида и объясняет степень половой изоляции групп организмов.
Биохимический критерий подразумевает сходство хим состава и биохим реакций у особей одного вида.
Экологический критерий учитывает совокупность факторов внешней среды, необходимых для существования данного вида и его взаимоотношения с другими видами.
Географический критерий связывает вид с ареалом, занимаемым им в природе. Он может быть большим или меньшим, прерывистым или сплошным. Все критерии в отдельности имеют относительный характер. Главная черта вида – это относительная стабильность его генофонда, которая обеспечивается репродуктивной изоляцией особей от др видов. Потому вид представляет собой генетически изолированную систему. Такие относительно изолированные группы особей одного вида называются популяциями. Популяция – это форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции.
2. Процесс образования из видов новых родов, из родов –новых семейств и тд называют макроэволюцией. Она происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению. В общем смысле макроэволюцией можно назвать развитие жизни на земле в целом. Макроэволюционным событием считается также возникновение человека, по многим признакам отличающегося от других биологических видов. Макроэволюция – надвидовая эволюция в отличие от микроэволюции, происходящей внутри вид, внутри его популяции. Однако принципиальных отличий нет так как в основе макроэволюционных процессов лежат микроэволюционные. Высшая систематическая категория берет начало в процессах микроэволюции, происходящих в популяциях. В макроэволюции действуют те же процессы – борьба за существования, естеств отбор и связанное с ним вымирание. Макроэволюция носит дивергентный характер так же как и микроэволюция.
3. Основные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс.
Задание 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика основных направлений органической эволюции». По материалам таблицы приготовьте устную характеристику биологического прогресса и регресса.
Направления эволюции | Объективные показатели |
Биологический прогресс | |
Биологический регресс | |
Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика главных путей биологического прогресса». По материалам таблицы подготовьте устную характеристику путей биологического прогресса.
Пути биологического прогресса | характеристика | примеры |
ароморфоз | | |
идиоадаптация | | |
дегенерация | | |