СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное обучение. Биология. 221 гр. Тема: Микроэволюция и макроэволюция.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение. Биология. 221 гр. Тема: Микроэволюция и макроэволюция.»

Дистанционное обучение. Биология. 221 группа. 28.01.2022.

Тема: Макроэволюция – результат микроэволюции.

Цель урока:

Сформировать знания о сущности процесса микроэволюции

Познакомить с основными формами видообразования.

Развивать умение выделять главное и делать выводы.

.

1. Проверка домашнего задания. Задание: на примере комнатных растений и домашних животных рассмотрите черты приспособленности к условиям среды их обитания. Покажите относительность приспособленности у растений и животных.

2. Объяснение новой темы:

План:

1.вид, его структура и особенности

2.понятие микроэволюции. Макроэволюция – результат микроэволюции.

3.основные направления эволюции

1. Вид является основной структурной единицей живой природы. Он возникает, развивается, а при изменении условий существования может исчезнуть или преобразоваться в др виды. Видом называется совокупность особей, сходных по морфофизиологическим свойствам, имеющих общее происхождение, занимающих определенный ареал, могущих свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Одни виды отличаются от других рядом признаков, которые являются критериями вида.

Морфологический критерий – это особенности внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Особи одного вида морфологически сходны.

Генетический критерий основан на характерном для каждого вида наборе хромосом, строго определенном их числе, размерах и форме.

Физиологический критерий предполагает сходство всех процессов жизнедеятельности (обмен веществ, раздражимость, размножение и др) у особей одного вида и объясняет степень половой изоляции групп организмов.

Биохимический критерий подразумевает сходство хим состава и биохим реакций у особей одного вида.

Экологический критерий учитывает совокупность факторов внешней среды, необходимых для существования данного вида и его взаимоотношения с другими видами.

Географический критерий связывает вид с ареалом, занимаемым им в природе. Он может быть большим или меньшим, прерывистым или сплошным. Все критерии в отдельности имеют относительный характер. Главная черта вида – это относительная стабильность его генофонда, которая обеспечивается репродуктивной изоляцией особей от др видов. Потому вид представляет собой генетически изолированную систему. Такие относительно изолированные группы особей одного вида называются популяциями. Популяция – это форма существования вида в конкретных условиях среды и единица эволюции.

2. Процесс образования из видов новых родов, из родов –новых семейств и тд называют макроэволюцией. Она происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению. В общем смысле макроэволюцией можно назвать развитие жизни на земле в целом. Макроэволюционным событием считается также возникновение человека, по многим признакам отличающегося от других биологических видов. Макроэволюция – надвидовая эволюция в отличие от микроэволюции, происходящей внутри вид, внутри его популяции. Однако принципиальных отличий нет так как в основе макроэволюционных процессов лежат микроэволюционные. Высшая систематическая категория берет начало в процессах микроэволюции, происходящих в популяциях. В макроэволюции действуют те же процессы – борьба за существования, естеств отбор и связанное с ним вымирание. Макроэволюция носит дивергентный характер так же как и микроэволюция.

3. Основные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс.

Задание 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика основных направлений органической эволюции». По материалам таблицы приготовьте устную характеристику биологического прогресса и регресса.

Направления эволюции

Объективные показатели

Биологический прогресс


Биологический регресс


Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика главных путей биологического прогресса». По материалам таблицы подготовьте устную характеристику путей биологического прогресса.

Пути биологического прогресса

характеристика

примеры

ароморфоз



идиоадаптация



дегенерация