Дистанционное обучение. Биология для 221 группы от 27.06.2020 г.
Тема: Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Охрана природы.
Цель: сформировать понятие о бионике как одно из направлений биологии и кибернетики; закрепить полученные знания по биологии.
1. Изучение нового материала.
С незапамятных времен мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа? Сможет ли он, например, летать как птица или плавать под водой, как рыба? Сначала человек мог только мечтать об этом, но вскоре изобретатели начали применять особенности организации живых организмов в своих конструкциях. Человек представляет собой высшую ступень развития живой природы не потому, что его чувствительные или рабочие органы и системы лучше, чем у животных. Наоборот, многочисленные примеры убеждают в том, что у многих животных та или иная система жизнедеятельности во много раз совершенней, чем у человека. И потому в практической деятельности человек использует в качестве моделей для конструирования сооружений и механизмов наиболее удачные приспособления живых организмов к среде их обитания. Например, на основе изучения структуры костей и других природных моделей в архитектуре родился принцип дырчатых конструкций, положивший начало разработке новых методов в строительстве. Среди природных шестигранных конструкций наиболее замечательное творение – пчелиные соты. Это самая экономная и самая емкая форма, единственным элементом которой является шестигранная призма. Основоположник современной аэродинамики Н. Е. Жуковский тщательно изучил механизм полета птиц и условия, позволяющие им свободно парить в воздухе. На основании исследования полета птиц появилась авиация. Навигационные способности мигрирующих животных поражают своей точностью, однако устройство и принцип работы систем, обеспечивающих ориентацию, пока не разгаданы. Один из примеров ориентации на основе иных принципов – способность к навигации у перелетных птиц и некоторых водных животных. Например, лососи совершают путешествие из океана в родные реки. Преодолевая течения и пороги, они плывут на нерест вверх по рекам, стремясь, во что бы ни стало попасть туда, где появились на свет. С наступлением осени, большая часть птиц покидает свои гнездовья и отправляется в далекое путешествие к местам зимовок, а весной снова возвращаются «домой». Не менее интересным и перспективным для использования оказалось проявление электрической активности в живой природе. Эта способность наиболее изучена у рыб. Рыбы с помощью электрической локации определяют расстояние найти пищу, избежать встречи с врагами и столкновения с неодушевленными предметами в мутной воде, где всецело полагаться на зрение не приходится. Перечислить все, чем занимается бионика нелегко, трудно; также охарактеризовать все живые объекты, принципы организации, которых могут помочь человеку в решении разнообразных научно – технических задач. Задачи бионики решаются сегодня силами ученых многих специальностей: физиков, химиков, математиков, кибернетиков и других специальностей.
2. Закрепление. Итоговая контрольная работа. (Выберите один правильный ответ).
1.Какой органоид содержит граны?
1) митохондрии; 2) хлоропласт; 3) эндоплазматическая сеть;
2.Назовите структурный компонент, который есть и у прокариот, и у эукариот:
1) аппарат Гольджи; 2) эндоплазматическая сеть; 3)клеточная мембрана;
3.Всю совокупность химических реакций в клетке называют:
1) Фотосинтезом; 2) хемосинтезом; 3) обменом веществ;
4.Назовите ученого, который первым высказал гипотезу абиогенного происхождения органических соединений:
1) А. Опарин; 2) Л Пастер; 3) Ф Реди;
5.По способу питания самые первые формы жизни были
1) автотрофными; 2) гетеротрофными;
6.Внутреняя полужидкая среда обитания клетки, в которой расположены органоиды и ядро - это:
1) вакуоль; 2) цитоплазма; 3) митохондрии;
7. Эволюция - это:
1) учение об изменении живых организмов;
2) учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами;
3) необратимое и в известной мере, направленное историческое развитие живой природы;
4) учение о развитии живых организмов.
8. Движущей и направляющей силой эволюции является:
1) дивергенция; 2) разнообразие условий; 3) естественный отбор; 4) конвергенция;
9. Единицей эволюционного процесса является:
1) особь; 2) популяция; 3) вид; 4) род;
10.Выдающийся русский ученый и селекционер, занимавшийся выведением новых сортов плодовых деревьев:
1) Вавилов; 2) Мичурин; 3) Карпеченко; 4) Астауров;
11. Главной задачей селекции является:
1) изучение строения и жизнедеятельности культурных растений и домашних животных;
2) изучение взаимосвязи организмов и среды их обитания;
3) выведение новых сортов растений и пород животных;
4) выведение новых сортов растений и пород животных и улучшении существующих; 12. Выберите отличие клетки растений от клетки животных:
1) наличием ядра и цитоплазмы;
2) наличием рибосом и митохондрий;
3) наличием хромосом и клеточного центра;
4) наличием вакуолей с клеточным соком.
13. Функция углеводов в клетке:
1) энергетическую и строительную;
2) строительную, энергетическую, защитную;
3) строительную, энергетическую, транспортную, двигательную;
4) строительную, энергетическую, транспортную, защитную.
14. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
1) нуклеотиды; 2) аминокислоты; 3) моносахариды; 4) АТФ.
15. Онтогенез – это:
1) процесс слияния двух гамет;
2) индивидуальное развитие организма;
3) процесс роста организма;
4) рост и развитие организмов.
16. Скрещивание организмов, отличающихся по одному или нескольким признакам, составляет сущность метода:
1) гибридологического; 2) близнецового; 3) цитогенетического; 4) генеалогического.
17. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет
1) фенотип; 2) генофонд ; 3) генотип ; 4) код ДНК.
18. Элементарной единицей существования и адаптации вида является
1)популяция; 2) особь; 3) подвид; 4) сорт.
19. Человек в отличие от других живых существ
1) мыслит абстрактно; 2) размножается; 3)обладает возбудимостью.
20. Структурной единицей вида является
1)популяция; 2)особь; 3)колония; 4) стая.
21. Экология – наука, изучающая
1)взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания;
2)влияние загрязнения на окружающую среду;
3)влияние загрязнений на здоровье человека;
4) влияние деятельности человека на окружающую среду.
Домашнее задание:
Литература: Захаров В. Б.. Общая биология 11., глава 8 стр. 259.