СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДМ2 Основные конструктивные схемы дорожных машин (Классификация СДМ)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ И КОМПОНОВКА ДМ.  ДМ состоит: рама, силовая установка (двигатель), ходовая трансмиссия, ходовое устройство (движитель),

рабочее оборудование, системы управления работой и движением и кабина.

  Рама – для постоянства взаимного располож. агрегатов и сохранения работоспособ­ности в разных условиях эксплуатации.

Просмотр содержимого документа
«ДМ2 Основные конструктивные схемы дорожных машин (Классификация СДМ)»

КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ И

КОМПОНОВКА ДМ


ДМ состоит:

рама, силовая установка (двигатель), ходовая трансмиссия, ходовое устройство (движитель),

рабочее оборудование, системы управления работой и движением и кабина.

Рама – для постоянства взаимного располож. агрегатов и сохранения работоспособ­ности в разных условиях эксплуатации. Конфигурация рамы зависит от на­грузок. Часто в роли рамы усиленные корпусные детали машины, например, ковш скрепера. Наряду с основной рамой используются дополнительные рамы для крепления рабочих органов. Например тяговая рама автогрей­дера, универсальную рама бульдозера с поворотным отвалом и др.

Силовая установка - источник мех. энергии. ДВС (дизельные), эл. двигатели. Достоинства ДВС – автономность. Недостатки: низкий КПД (20... 35 %), шум, вибрация, ток­сичность, загрязнение окружающей среды.

Достоинства эл. двигателей: высокий КПД (≤98%), постоянная готовность независимо от t° окружающей cреды, надежность, простота, легкий пуск, управление, ре­версирование и остановка.

Ходовая трансмиссия - для перед. энергии от двигателя до хо­довых колес для передвижения ДМ (сцепление, коробка передач, карданная передача, ведущий мост).

Движитель– для передвиж. относительно земли. Пневмомоколесные, рельсоколесные, гусеничные.

Пневмоколесный. Хорошие аморт. кач-ва, эластичность, ↓внут­р потери, износостойкость, ↑ скорость передвижения, миним. ТО, ↓стоимость и трудоемкость ремонта. Недостат­ки: ↑удельные давления на грунт → низкая проходимость. Для машин с ↑ экспл скоростями по прочной земле.

Гусеничный. ↓удельн давл на грунт (высокая проходимость), ↑маневренность, ↑тягово-сцепн св-ва. Недостатки: ↑вес, ↑шум, ↓скорость дв-я, поврежд дороги, грунт, ↑цена и трудоемкость ремонта.


Рабочее оборудование. Состоит: раб. орган и детали для ориент в простр-ве. Приводится в действие с помощью силовой трансмиссии от двигателя.

Класификация раб органов по взаимодействию со средой:

1)сдвигающие (отвал, лопасть, шнек),

Отвал


2)сортирующие (сито, колосник, газ, жидкость),

3)уплотняющие (валец, плита, вибратор),

4)разрушающие (зуб, нож, ударник, бур, газ, жидкость,

зуб

дисковый нож

роторный рыхлитель

5)переносящие (ковш, крюк, захват, вилы, лента, газ, жидкость,

ковш ЭО ковш скрепера)


Системы управления – для информац связи м/ду агрегатом и машинистом. Прямая, обратная, простейшая, автоматизированная.

Прямая связь информ о состоянии машины, агрегатов, параметрах работы, результатах рабочих процессов. Датчики, световые и звуковые индикаторы и приборы.

Обратная связь дает машинисту изме­нять характ-ки маш, агрегатов или раб процессов в ходе работы в соответствии с характером инфор­мации об их величине. Различные системы, передающие команды машиниста к исполнительным механизмам.

Системы управления движением (тормозные, рулевые, подачей топлива, пере­меной передач, распределением крутящего момента) и системы уп­равления рабочими органами (ориентацией в пространстве, вели­чиной рабочего усилия).

Например,

  1. схема насосной системы гидроуправления:

1-гидробак; 2- насос; 3- обратный клапан; 4- предохранительный клапан; 5- аккумулятор; 6- гидрораспределитель; 7- клапан-пилот; 8- гидроцилиндр; 9- фильтр; 10- манометр.


  1. Схема бензонасосной системы гидроуправления

1-педаль; 2- главный цилиндр; 3- гидробачок; 4- трубопровод; 5- рабочий цилиндр; 6- обратный клапан.


  1. Схема пневматического управления:


  1. компрессор, 2- масло- и влагоочиститель, 3 – манометр, 4- ресивер, 5- распределитель, 6 – цилиндр, 7- рабочая камера, 8- ленточный тормоз


  1. Схема механического рулевого управления:












1-рулевое колесо; 2- червячная пара; 3- вал сошки; 4- продольная рулевая тяга; 5,9- цапфы левого и правого колес; 6- рычаги поворотных цапф; 7- рычаг; 8- балка передней оси; 11- поперечная рулевая тяга.




  1. Схема рулевого управления с гидронасосной системой:


1-трубопровод, 2- рычаг, 3- распределитель, 4- силовой цилиндр, 5- насос, 6- масляный бак, 7- управляемый валец катка

1-золотник; 2- червячный редуктор; 3- поворотная ось; 4- цилиндры поворота вертикальной цапфы; 5- золотники; 6- рычаги.


  1. Система рулевого управления с гидроусилителем:

1-червяк; 2- сектор червячного колеса; 3- гидроцилиндр-усилитель; 4- зубчатая рейка; 5- рычаг; 6- тяга; 7- золотник распределителя; 8- трубопровод.

В прост системах управления сигна­лы поступают в виде мех, электр, гидрав или пневм импульсов на пульт управл, где приборы преобразуют их в вид, понятный машинисту (например, изменяют положение стрелки на цифербла­те, включают аварийный индикатор и т.д.). Машинист может при­нять полученную информацию к сведению или отреагировать на нее изменением параметров рабочего процесса. Последнее происходит с помощью органов управления, вырабатывающих механические, электрические, гидравлические или пневматические импульсы, пе­редаваемые системами управления к исполнительным механизмам (например, тормозные системы, рулевые системы и т. п.).

АСУ – выполняет за машиниста функции, которые не сопряжены с принятием решения. (Например, при перегреве двигатель должен быть остановлен, сле­довательно, эту функцию можно поручить автоматическому уст­ройству.) В случаях, когда сложившаяся ситуация допускает не­сколько вариантов управляющих воздействий, используется авто­матизированная система управления, реализующая вариант, выб­ранный машинистом.

Любая автоматизированная система управления состоит из дат­чиков, блока управления и преобразователя сигналов. Датчики реги­стрируют текущее состояние регулируемого объекта. Блок управле­ния сравнивает параметры текущего состояния с заданными, оцени­вает имеющиеся отклонения и формирует сигнал, содержащий инфор­мацию о величине корректирующего воздействия. Преобразователь трансформирует сигнал в импульсы, вызывающие срабатывание ис­полнительного механизма, управляющего регулируемым объектом.

При нормальной работе автоматизированной системы управле­ния значение контролируемого параметра колеблется относитель­но заданного, отклоняясь от него не более чем на погрешность дат­чиков, которая не должна превышать технологических допусков на контролируемый параметр. (Например, если поперечный уклон до­рожного покрытия должен составлять (10 ± 1,5)°, то чувствитель­ность датчиков поперечного уклона не должна превышать ± 1,5°.) Совершенство системы управления определяется степенью ее авто­матизации, чувствительностью датчиков, а также скоростью и погрешностью срабатывания исполнительных механизмов. Степень автоматизации может оцениваться относительным (к общему) коли­чеством функций управления, которые система выполняет без вме­шательства оператора. Скорость срабатывания - это время реакции исполнительного механизма на управляющий импульс. Погрешность срабатывания - это разница между фактическим и заданным значе­ниями контролируемого параметра после срабатывания исполни­тельного механизма.

Кабина - изолированный от внешней среды центр управл машины, адаптированный к потребностям и особенностям человеч организма. Комфорт: кресло анатомического про­филя, удобное размещение органов управления и совмещение их функций (за счет многофункциональных рычагов - джойстиков и автоматики), звуко- и виброизоляция салона, увеличением проч­ности кабины, использование климатических установок, улучшение обзорности, сокращением числа операций, требующих выхода из кабины.

Облицов панели кожухи – для предохр узлов и агрег от влаги, пыли, грязи, несанкц доступа, экранирования шума и вибрации, придания модного и привле­кательного внешн вида.

***