Предмет, класс: литература, 5 «Б» класс (по УМК Коровиной В.Я.)
Тема урока: Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Цели урока: 1. Содержательная. Давать сравнительную характеристику образов; раскрыть значение терминов «добро» и «зло».
2. Деятельностная. Находить в тексте примеры «доброго» и «злого» .
Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.
Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную
позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Метапредметные УУД.
Личностные: находит в себе элементы добра и зла.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной,
схематичной, модельной форме, работает над содержанием текста (сравнивает, характеризует образы персонажей).
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-
познавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, оценочные листы.
Тип урока: обобщения и систематизации .
Планируемые результаты: повторить содержание прочитанного произведения;
воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,
давать характеристику героям.
Ход урока. СЛАЙД 1
1-ый этап. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя. Звучит музыка
А.С. Пушкин…
Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не знал бы замечательные произведения русского поэта. Прошло много лет, как погиб А.С., а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее.
__Люба С._________
Мы сказки читаем с улыбкой,
Они нравится всей детворе
Сказка о маленькой рыбке
И о Салтане-царе.
Ждет впереди Лукоморье,
Леший, Русалка и Кот.
Синее плещется море,
Сказка к нам в гости идет.
-Мы продолжаем изучать творчество и произведения А.С.Пушкина. Какую сказку вы читали дома?
- Ребята, на доске карточки.(Полоски бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.
На доске появляется ряд:
Положительные качества: Доброта , любовь, отзывчивость, верность, кротость | Отрицательные качества: Зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство |
- Что причиняют людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?
Возможные ответы: 1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь
2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье
- О чем мы будем сегодня говорить?
- Попытайтесь сформулировать тему урока.
СЛАЙД 2
Добро и зло
- Можно ли утверждать, что добро и зло – противоположные понятия. (Да, это разные вещи)
- Встречаемся ли мы с понятием добра и зла в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»? (ответы учащихся).
- В каждой русской сказке (и в фольклорной, и в литературной) добро побеждает зло. В уже прочитали сказку, познакомились с сюжетом и героями сказки.
- Ребята, какой вопрос возникает в сказке Пушкина? Ваши предположения?
(Добро сильнее зла, все хотят добра, почему в сказке добро всегда побеждает зло?)
Записывает учитель предположения на доску
- Это и будет нашим проблемным вопросом : ПОЧЕМУ В СКАЗКЕ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО и мы постараемся ответить на этот вопрос. (записать на доске проблемный вопрос, на слайде тоже есть). СЛАЙД 3
- Теперь нам несложно определить цель урока.
(как показано добро и зло в сказке Пушкина «Сказка…
- Или точнее – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере сказки, сравнить образы героев, анализировать текст.
2. Беседа с учениками.
Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.
(Книга). СЛАЙД 4
II. Актуализация новых знаний.
Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)
- Ребята, что такое сказка?
- На какие две группы делятся сказки? Чем отличаются?
- Вы уже прочитали эту сказку дома.
- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).
- Перечислите героев сказки. Обратите внимание, что вы перечислили положительных и отрицательных героев. Как считаете, чем они отличаются? (положительные несут добро, отрицательные зло)
Вопросы на осмысление содержания сказки.
Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?
Ей в приданое дано
Было лишь оно одно,
Свойство волшебное имело:
Говорить оно умело. (Зеркало). СЛАЙД 5
1.В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?
2.Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)
3.Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)
4.Какой герой ЗЕРКАЛО? положительный
– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)
- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником, инсценировка).
- Какими эпитетами награждает её автор?
- В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?
(«Ах, ты..»).
- Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?
(Чёрным).
- Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?
(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка, а кто такая Чернавка?)
- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?
Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это. Красота и зло.
- Как вы представляете себе молодую царевну? ( Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. )
Задание по вариантам СЛАЙД 6
| Царица | Царевна |
Внешность | Высока Стройна Бела | Белолица Черноброва |
Поведение, характер | Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма | Черны (зависть) | Белый Красный Румяный |
СЛАЙД 7 | | |
Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.
(Семь). СЛАЙД 8
- В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?
Зачитываем этот отрывок. Сама читаю
(Действительно ли, люди добрые живут.)
- Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?
- Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?
А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.
(Физпауза). Попрошу вас всех встать.
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть,
Улыбнуться нужно всем – это семь!
- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?
Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:
Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
(Яблоко). СЛАЙД 9
- В каком эпизоде сказки говорится о яблоке? Что оно означает?
- В кого превращается мачеха в этом отрывке? (Черница).
- Почему Пушкин использует слово с корнем –чёрн-?
- Что оно принесёт? (Смерть).
- Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?
Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть. Царевна умирает и богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб. Почему?
С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».
И вот какими ребята увидели царевну и других героев сказки, они сейчас покажут в своих иллюстрациях.
- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.
- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. видеофрагменты
- Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?
- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)
- Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну? (Царевна ожила).
- Что происходит в конце сказки? (Мачеха умирает).
- Что послужило предвестником этого несчастья? (Зеркало разбилось).
Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.
- Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу (в парах)
Отрицательные герои | Положительные герои | Герои-помощники |
Мачеха (зло в мире) Чернавка | - Семь богатырей - Молодая царевна -Елисей | - Силы природы: Солнце, месяц, ветер. - зеркальце (всегда говорит правду) |
- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи).
- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем сделать вывод: добро побеждает зло . Почему?
(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо бороться.)
- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу Добра над Злом. А в жизни всё по- другому, иначе Зло будет торжествовать.
Чему нас научила сказка Пушкина? И считаете ли вы себя добрыми?
Домашнее задание
Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок
Рефлексия
Каждому человеку приятно слышать хорошие слова. Вы сегодня очень отлично работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Предлагаю написать на этой рыбке любое доброе слово. (пишут) А теперь поднимите рыбку вверх. Посмотрите в окружении скольких добрых слов мы находимся! Я желаю, чтобы мы с вами всю жизнь купались в океане добрых дел и поступков всю жизнь!
В сказках добро всегда побеждает зло.
- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).
Домашнее задание - Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок
- Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?
Как вы считаете какая из пословиц может стать итогом нашего урока:
-Хоть зло сильно – всему вредит, добро на свете победит!
-От доброго слова и лёд тает
- Мир не без добрых людей
Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!
(Работа в группах).
Используйте начало предложения при ответе:
В сказке А.С.Пушкина есть добрые и злые герои.
Царица – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………
царевна – это………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Добрый человек (царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….
по поступкам………………………………………………………………………………………………………
Нам всегда хочется видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..
Таких людей я встречал…………………………………………………….
Недобрым, злым людям надо (выбрать вариант ответа):
• на злобу отвечать злобой.
• таких людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.
• Зло само себя накажет
| Царица | Царевна |
Внешность | | |
Поведение, характер | | |
Цветовая гамма | | |
| Царица | Царевна |
Внешность | | |
Поведение, характер | | |
Цветовая гамма | | |
| Царица | Царевна |
Внешность | | |
Поведение, характер | | |
Цветовая гамма | | |
| Царица | Царевна |
Внешность | | |
Поведение, характер | | |
Цветовая гамма | | |
Вопрос. | Ответ. |
Да. | Нет. | Затрудняюсь ответить. |
На уроке я работал активно | | | |
Своей работой на уроке я доволен | | | |
Урок для меня показался длинным | | | |
За урок я устал | | | |
Мое настроение стало лучше | | | |
Материал урока мне был понятен | | | |
Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным | | | |