СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: повторить содержание прочитанного произведения;

воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,

давать характеристику героям.

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».»

Предмет, класс: литература, 5 «Б» класс (по УМК Коровиной В.Я.)

Тема урока: Добро и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Цели урока: 1. Содержательная. Давать сравнительную характеристику образов; раскрыть значение терминов «добро» и «зло».

2. Деятельностная. Находить в тексте примеры «доброго» и «злого» .

Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.

Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную

позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Метапредметные УУД.

Личностные: находит в себе элементы добра и зла.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с

учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,

действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной,

схематичной, модельной форме, работает над содержанием текста (сравнивает, характеризует образы персонажей).

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет

совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-

познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, оценочные листы.

Тип урока: обобщения и систематизации .

Планируемые результаты: повторить содержание прочитанного произведения;

воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,

давать характеристику героям.















Ход урока. СЛАЙД 1

1-ый этап. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя. Звучит музыка

А.С. Пушкин…

Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не знал бы замечательные произведения русского поэта. Прошло много лет, как погиб А.С., а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее.

__Люба С._________

Мы сказки читаем с улыбкой,

Они нравится всей детворе

Сказка о маленькой рыбке

И о Салтане-царе.

Ждет впереди Лукоморье,

Леший, Русалка и Кот.

Синее плещется море,

Сказка к нам в гости идет.

-Мы продолжаем изучать творчество и произведения А.С.Пушкина. Какую сказку вы читали дома?

- Ребята, на доске карточки.(Полоски бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

На доске появляется ряд:

Положительные качества:

Доброта , любовь, отзывчивость,

верность, кротость

Отрицательные качества:

Зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство


- Что причиняют людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?

Возможные ответы: 1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь

2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье

- О чем мы будем сегодня говорить?

- Попытайтесь сформулировать тему урока.

СЛАЙД 2

Добро и зло

- Можно ли утверждать, что добро и зло – противоположные понятия. (Да, это разные вещи)

- Встречаемся ли мы с понятием добра и зла в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»? (ответы учащихся).

- В каждой русской сказке (и в фольклорной, и в литературной) добро побеждает зло. В уже прочитали сказку, познакомились с сюжетом и героями сказки.

- Ребята, какой вопрос возникает в сказке Пушкина? Ваши предположения?

(Добро сильнее зла, все хотят добра, почему в сказке добро всегда побеждает зло?)

Записывает учитель предположения на доску

- Это и будет нашим проблемным вопросом : ПОЧЕМУ В СКАЗКЕ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО и мы постараемся ответить на этот вопрос. (записать на доске проблемный вопрос, на слайде тоже есть). СЛАЙД 3

- Теперь нам несложно определить цель урока.

(как показано добро и зло в сказке Пушкина «Сказка…

- Или точнее – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере сказки, сравнить образы героев, анализировать текст.

2. Беседа с учениками.

Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.

(Книга). СЛАЙД 4

II. Актуализация новых знаний.

  1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

- Ребята, что такое сказка?

- На какие две группы делятся сказки? Чем отличаются?

- Вы уже прочитали эту сказку дома.

- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

- Перечислите героев сказки. Обратите внимание, что вы перечислили положительных и отрицательных героев. Как считаете, чем они отличаются? (положительные несут добро, отрицательные зло)

Вопросы на осмысление содержания сказки.

Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?

Ей в приданое дано

Было лишь оно одно,

Свойство волшебное имело:

Говорить оно умело. (Зеркало). СЛАЙД 5

1.В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?

2.Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

3.Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

4.Какой герой ЗЕРКАЛО?  положительный

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником, инсценировка).

- Какими эпитетами награждает её автор?

- В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?

(«Ах, ты..»).

- Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?

(Чёрным).

- Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?

(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка, а кто такая Чернавка?)

- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?

Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это. Красота и зло.

- Как вы представляете себе молодую царевну? ( Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. )

Задание по вариантам СЛАЙД 6


Царица

Царевна

Внешность

Высока
Стройна
Бела

Белолица
Черноброва

Поведение, характер

Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая

Красавица-душа
Милая
Приветливая

Цветовая гамма

Черны (зависть)

Белый
Красный
Румяный

СЛАЙД 7




Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.

(Семь). СЛАЙД 8

- В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?

Зачитываем этот отрывок. Сама читаю

(Действительно ли, люди добрые живут.)

- Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?

- Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?

 А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.

(Физпауза). Попрошу вас всех встать.

Поднимает руки класс- это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть,

Улыбнуться нужно всем – это семь!

- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?

Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:

Оно соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

(Яблоко). СЛАЙД 9

- В каком эпизоде сказки говорится о яблоке? Что оно означает?

- В кого превращается мачеха в этом отрывке? (Черница).

- Почему Пушкин использует слово с корнем –чёрн-?

- Что оно принесёт? (Смерть).

- Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?

Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть. Царевна умирает и богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб. Почему?

С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».

И вот какими ребята увидели царевну и других героев сказки, они сейчас покажут в своих иллюстрациях.

- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. видеофрагменты

- Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

- Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну? (Царевна ожила).

- Что происходит в конце сказки? (Мачеха умирает).

- Что послужило предвестником этого несчастья? (Зеркало разбилось).

Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.

- Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу (в парах)

Отрицательные герои

Положительные герои

Герои-помощники

Мачеха (зло в мире)

Чернавка

- Семь богатырей

- Молодая царевна

-Елисей


- Силы природы: Солнце, месяц, ветер.

- зеркальце (всегда говорит правду)



- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи).

- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем сделать вывод: добро побеждает зло . Почему?

(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо бороться.)

- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу Добра над Злом. А в жизни всё по- другому, иначе Зло будет торжествовать.

Чему нас научила сказка Пушкина? И считаете ли вы себя добрыми?

Домашнее задание

Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

Выставление оценок



Рефлексия

Каждому человеку приятно слышать хорошие слова. Вы сегодня очень отлично работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Предлагаю написать на этой рыбке любое доброе слово. (пишут) А теперь поднимите рыбку вверх. Посмотрите в окружении скольких добрых слов мы находимся! Я желаю, чтобы мы с вами всю жизнь купались в океане добрых дел и поступков всю жизнь!



















В сказках добро всегда побеждает зло.

- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).

Домашнее задание - Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

Выставление оценок

- Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

Как вы считаете какая из пословиц может стать итогом нашего урока:

-Хоть зло сильно – всему вредит, добро на свете победит!

-От доброго слова и лёд тает

- Мир не без добрых людей





Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!

(Работа в группах).

Используйте начало предложения при ответе:

В сказке А.С.Пушкина есть добрые и злые герои.

Царица – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………

царевна – это………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Добрый человек (царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….

по поступкам………………………………………………………………………………………………………

Нам всегда хочется видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..

Таких людей я встречал…………………………………………………….

Недобрым, злым людям надо (выбрать вариант ответа):

• на злобу отвечать злобой.

• таких людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.

• Зло само себя накажет














Царица

Царевна

Внешность



Поведение, характер



Цветовая гамма
















Царица

Царевна

Внешность



Поведение, характер



Цветовая гамма
















Царица

Царевна

Внешность



Поведение, характер



Цветовая гамма


















Царица

Царевна

Внешность



Поведение, характер



Цветовая гамма





















Вопрос.

Ответ.

Да.

Нет.

Затрудняюсь ответить.

На уроке я работал активно




Своей работой на уроке я доволен




Урок для меня показался длинным




За урок я устал




Мое настроение стало лучше




Материал урока мне был понятен




Домашнее задание показалось мне сложным и неинтересным