СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доброта и милосердие в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доброта и милосердие в рассказе А.И. Куприна "Чудесный доктор".

Просмотр содержимого документа
«Доброта и милосердие в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».»


Тема: Доброта и милосердие в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Тип урока: урок-размышление

Метапредметная связь: русский язык (образование слова милосердие, подбор синонимов и однокоренных слов к слову «чудесный»), живопись (портреты И.Репина и Н.И. Пирогова), музыка (Бетховен «Лунная соната»)

Форма урока: групповая, работа в парах, индивидуальная

Метод: технология развития критического мышления, продуктивное чтение

Методические приёмы: исследование текста, обращение к личному опыту, чтение по ролям, пересказ отдельных эпизодов произведения, совместный поиск, цифровой диктант, приём устной рефлексии, подбор определений, ключевые слова.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)

Предварительная работа: знакомство с биографией автора, чтение текста, подготовка к чтению по ролям отдельных сцен рассказа, индивидуальное сообщение.



Сценарий урока.

I. Стадия вызова

.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.


  Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.



На слайде презентации эпиграф к уроку:

«Добру человек у человека учится».

Ч.Айтматов


«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.»

Конфуций


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Актуализация знаний. (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Я смотрю на вас и вижу любознательные, умные и добрые глаза. Приложите руку к груди. Слышите, как бьется ваше маленькое сердечко. Я уверена, оно бьется от того, что наполнено добротой, вниманием и любовью. Садитесь.


- Проверим готовность к уроку. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.


- Ребята, что значит быть добрым? Что такое доброта? 1-1,5 мин

Перед вами листочки. Запишите в графе «до» свой ответ.




Индивидуальное задание




- Какие ответы вы записали?

На слайде портреты: Куприна, Пирогова, Репина.


- Посмотрите внимательно на портреты, кто вам знаком?


- Скажите, какая связь между словами «доброта», «милосердие» и А.И. Куприным?

- Предлагаю вспомнить некоторые факты биографии А.И.Куприна:

  1. Где учился Александр Иванович Куприн?

  2. Каким он был человеком?

  3. Какой был взгляд у А.И. Куприна?

  4. Обладал ли А.И. Куприн большим чувством юмора?


8) Что писал литературовед О.Н. Михайлов о А.И. Куприне?


- Прочтите высказывания Ч. Айтматова и Конфуция. Как эти эпиграфы соотносятся с рассказом «Чудесный доктор» А.И. Куприна. Исходя из этого, определите тему урока: Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна


«Добру человек у человека учится.» Ч. Айтматов

«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.» Конфуций



- Запишите в тетрадь тему   урока: Доброта и милосердие в рассказе А.И. Куприна "Чудесный доктор" (Пишу на доске)

2. Формулирование цели  урока

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?


- понять авторский замысел;

 - раскрыть понятия "доброта" и «милосердие» на примере рассказа "Чудесный доктор" А.И.Куприна.

-учиться давать оценку поступкам героев;

- развивать устную речь;


Приветствуют.


Прикладывают руку к груди.


Проверяют готовность к уроку.


Улыбаются .



Учащиеся записывают на листах ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?

1.Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

2.Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.


Индивидуальное задание: образуйте от слов «милое», «сердце» - слово путём сложения двух основ и запиши его: ____________________


Зачитывают + индивидуально. 1 мин.




Смотрят на портреты и высказывают предположения. Куприн, Пирогов…


Ответ: В творчестве Куприна имеются произведения о доброте и милосердии



Ученики отвечают.

















Читают эпиграфы, высказывают мнение о том, как этот эпиграф соотносится с рассказом, сами определяют и формулируют тему урока: «Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна»

Записывают в тетрадь




Формулируют цели урока

На слайде презентации цели урока.

- Чтобы достичь поставленных целей, мы посмотри, как интерпретируется тема доброты и милосердия в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».



II. Стадия осмысления.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные методы развития критического мышления.

Форма организации деятельности – групповая (активный поиск знаний через сотрудничество и взаимодействие в группе).


- Но прежде чем начать разговор о «доброте» и «милосердии» в рассказе, проверим, насколько хорошо вы знаете текст:

 Напишем «Цифровой диктант» с последующей самопроверкой

Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”.

  1.  Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых.

  2. Старшего из мальчиков зовут Гриша.

  3. Семья Мерцаловых живёт в подземелье.

  4. Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей.

  5. Тяжело заболела мать мальчиков.

  6. Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью.

  7. В парке Мерцалов случайно встречает доктора.

  8. Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию.

  9. Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом.

  10. После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему.


На слайд вывожу КЛЮЧ

Самооценка 0-5

1-4

2-3


- Вижу: вы отлично знаете текст рассказа, но я также уверена, что во время прочтения вам встретились непонятные слова. Разберёмся в их толковании:

На слайде: Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения.

Отрёпки – рваная, изношенная одежда, тряпки

Промозглый- сырой, холодный

Залог – отдача какой-нибудь вещи на время за плату.

Клянчить – просить

Риза – одежда священника, расшитая золотыми и серебряными нитями.

Кредитный билет – здесь: деньги




Дети работают в тетрадях, отмечают цифрами ответы.
















Ставят оценки









Дети объясняют значения слов


- Вспомнив содержание рассказа и объяснив значение непонятных слов, предположите: почему рассказ получил название «Чудесный доктор»?


- Какие синонимы вы можете подобрать к слову «ЧУДЕСНЫЙ»?


На этот вопрос мы ответим в конце урока. Предлагаю обратиться к тексту рассказа,

откройте учебник на странице…



Дети высказывают предположения,


подбирают синонимы.


- Что автор описывает в начале рассказа ?

(Дети: картину города и картину жизни Мерцаловых)

- Найдите эти описания в тексте, для этого предлагаю поработать в парах.


Составление таблицы (работа в парах)


(дети читают примеры в сопоставлении)



- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором?


(дети отвечают: антитеза).




- Зачем А. И. Куприн сравнивает эти картины?

 (Выводы  учащихся: А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков,  для  того,  чтобы  показать читателю, как жесток мир. )





- Почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? (Один ученик рассказывает)


-В современном мире может семья оказаться в таком положении?

- Какие чувства вы испытываете к семье Мерцаловых?


- Какие чувства испытывают к Мерцаловым окружающие?

  

  - Сейчас зазвучит музыка, а вы подумайте, какой эпизод текста созвучен с этой мелодией?


- Прочтите эпизод. Может быть, вы узнали это произведение? Бетховена «Лунная соната»


- С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается красота пейзажа?




- О чём в этой тишине думает Мерцалов? Какой поступок хочет совершить герой рассказа?




Дети в парах находят и записывают детали, описывающие картины в сопоставлении. Примерная таблица

Картины города

Картины жизни семьи Мерцаловых

Еда

Горы яблоков и апельсинов;

Пирамиды мандаринов;

Гирляндами колбас;


С утра ничего не ели, кроме пустых щей;

Борщ от обеда остался…только холодный;

Свет

Освещенные ярким светом висящих ламп;

Сияющие ёлки;

Мрачные, неосвещенные косогоры; Прошли в темноте;

Закоптелым, плачущим стенам;

Настроение

Звуки весёлой польки;

Праздничное оживление толпы;

Весёлый гул; смеющиеся лица нарядных дам; праздничное ликование;

Сердца сжались от недетского страдания; кричал ребёнок; на грязной постели девочка; женщина с измождённым, точно почерневшим от горя лицом;

Дом

Сквозь окна дома видели елку

Более года жили в подземелье; грязный двор, служивший помойной ямой


Ученик: Глава семейства заболел, потерял работу и никак не может найти новое место работы, хотя прилагает большие усилия для этого.

Весь сегодняшний день Мерцалов ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей послали с письмом к бывшему работодателю Мерцалова. Елизавета Ивановна ходила к своей барыне.  


Дети отвечают….

Дети отвечают…


Дети отвечают…


Пока звучит музыка, дети ищут эпизод



Дети читают текст… «Тут было… тишины



Дети: Олицетворение - деревья дремали

Эпитет - великое спокойствие

Метафора - глубокая тишина



Дети: Лечь и уснуть и ни о чём не думать. К такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.)



IV. ФИЗМИНУТКА.( 2 мин)

И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.


Отдохнули и вернёмся к нашему рассказу…

Дети делают физминутку по музыку












- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?



- Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. ( укажи страницу…) (ролевое чтение)


- Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?



- Как себя ведёт Мерцалов? Почему ?



- Что же произошло после разговора в парке?


- С какими пожеланиями доктор покидает дом Мерцаловых? Сбылись ли они?


-Почему доктор не называет своего имени людям, которым помог?


- А как вы назовёте такой поступок?


На Слайде: Словарная работа: Бескорыстный человек – человек, не стремящийся к личной выгоде, наживе.


 - Произошло ли  чудо  в  рассказе?  







- Как вы думаете,  а  что  помогло  осуществиться  этому  чуду?  

- Предлагаю поработать в группах



Работа в группах. 3 мин

1 группа: психологи:  Что было «чудесного» в поступках незнакомца? Напишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?





2 группа: Художники.

Задание: 1) Представить в виде цветовой палитры основные эпизоды рассказа (ассоциативные цвета). Почему именно такие эпизоды выбрали? Обоснуйте выбор цветов.

(дети отвечают у доски, а учитель размещает зпизоды на доске).



1 группа. Лингвисты.

Задания: 1) Найти в словаре Ожегова определения «доброта», «милосердие»

2) Соотнести определения «доброта» и «милосердие» в словаре и трактовку данного понятия (подтвердить свою позицию примерами из текста).


Вновь обратимся к портретам: (на слайде Пирогов и Куприн)

  Вы знаете,  что  Куприн, говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о  реальном человеке, оставившим  существенный след  в  медицине. Хотите узнать об этом человеке еще и о том, почему он стал доктором?


Сообщение учащегося.( 2 мин)











Работа с текстом.(2 мин)

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?



Учитель:  Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? Какой вы можете сделать вывод? (наводящие вопросы: о чём размышляет? Что вы поняли?





Ученики: (С доктором)



Дети читают по ролям (ролевое чтение)



Дети находят и читают. (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).



Дети отвечают: Он доведён до крайней степени отчаянности



(Один ученик рассказывает)


Дети отвечают…


Дети отвечают…


Дети отвечают…




Дети отвечают.. Да,  и  связано оно  с  появлением «чудесного доктор», и всё меняется, как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.



Дети: название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание.




(Обсуждают, один ученик отвечает) (слайд

 (Выводы учащихся: В рассказе речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека в самых, невыносимых условиях оставаться человеком.)

После обсуждения дают ответ, каждому эпизоду объясняют, тот или иной цвет.






Соотносят понятия с трактовкой из текста, дают ответ











Сообщение

Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы  меня спросите,  как я  стал  доктором? А вот, господа,  все случай... Когда  я  был  еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел,  и  к  нему был приглашен профессор  Мухин... О, это был удивительный человек!  А  как он  говорил  с  братом!  Не  поверить ему было просто  невозможно!

  Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году,  стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки. Я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

  И лечил всех. И императора Александра,  и  бедных людей, которые шли  ко  мне на прием целыми толпами. Я любил  людей и  науку,  поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.   



Дети: …что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо.



(Выводы учащихся: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся  в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.)






III. Стадия рефлексии


- Ребята в начале урока мы поставили вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте ответить на этот вопрос.




-Перед вами есть листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. Запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта, милосердие?


- Изменилось ли ваше мнение о доброте?


- Обратимся вновь к эпиграфам: «Добру человек у человека учится». Ч.Айтматов

«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.» Конфуций


-Какой вывод вы сделает сейчас после прочтения эпиграфов и анализа текста?


- Каким образом доброта и милосердие «чудесного доктора» повлияла на детей Мерцалова?


- Как вы поняли замысел автора?









Рефлексия.

  1. Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

  2. Какие предположения подтвердились?

  3. Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

  4. Что удивило?

  5. Вспомним, какие цели были поставлены в начале урока? Достигли ли мы их?


Дети: В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых, Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением, обратит внимание на бедного человека.


Дети пишут в графе «ПОСЛЕ» свои ответы.



Дети отвечают: Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.





Дети отвечают






Дети: формулируют вывод:

А. И. Куприн "Чудесный доктор», подводит нас к мысли о том, что чудо присутствует в каждом человеке, который испытывает сострадание, чудо в милосердии, что нужно всегда оказывать помощь людям. Такие чудеса должны стать для каждого естественными в повседневной жизни. Очень важно не опускать руки и верить, что чудеса случаются. Встреча Мерцалова с профессором Пироговым на скамейке общественного сада, и олицетворяет то самое "чудо", которое может произойти с каждым.


Дети отвечают.







Домашнее задание (по выбору) (1 мин) ТВОЙ ИНСТРУКТАЖ

Разгадать кроссворд в рабочей тетради стр. 29

Творческое задание:

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?

  2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?

  3. В какие чудеса следует верить людям?

Прочитать биографию А. Грина



Ребята, вы все сегодня хорошо работали, были активными, все заслуживают высоких оценок.


А сейчас сожмите руку в кулак. Отогните большой палец те, кому было на уроке интересно. Указательный разогните те, кто помогал товарищу при работе в парах. Средний те, кто узнал новое на уроке. Безымянный те, кто считает, что эти знания ему пригодятся в жизни. И мизинчик отогните те, кому захотелось узнать ещё больше.

У кого-нибудь остались кулачки? У кого раскрылись ладошки? Я желаю, чтобы вы протягивали друг другу не сжатые кулаки, а добрые, открытые, готовые прийти на помощи руки.