Доклад по теме «Адаптация первоклассников»
Землянухина И.В. учитель начальных классов
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.
Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Особого внимания требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика.
Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности.
Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям.
Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.
Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.
В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:
В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:
неуспеваемость
нежелание что-то делать
негативизм
демонстративность
лень.
Адаптация первоклассников делится на этапы.
Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.
Проводится оптимальная профилактическая работа в этом направлении, а именно:
знакомство детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
совершенствование крупной и мелкой моторики ребёнка (посредством специальных упражнений)
проведение спортивных занятий
работа с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.
Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.
Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагог призван:
оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.
Третий этап: учитель работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.
Работа происходит в направлениях:
диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
консультирование родителей по вопросам обучения и общения
отслеживание результатов адаптации первоклассников.
Особенности современного первоклассника
У детей большие различия паспортного и физиологического развития.
У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
У современных детей более слабое здоровье.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Для того чтобы помочь каждому ребёнку адаптироваться в новой социальной роли я строю обучение с учётом возрастных особенностей детей - ведущей деятельностью которых является ещё игровая деятельность. На уроках использую игровые технологии, чтобы в процессе игры развивать познавательную и социальную активность учащихся. Во время игры применяю индивидуальную работу и работа в парах. На классном часе сами составляем правила поведения в классе, на уроках экскурсиях не только познаем что-то новое, но и собираем природный материал для уроков труда и окружающего мира.
Большое внимание в первом классе уделяю здоровье сбережению, на уроках использую музыкальные и танцевальные физминутки, что помогают снять внутреннее напряжения детей.
Особое внимание уделяется гиперактивным детям. Таких у меня в классе два ученика. Им очень сложно усидеть за партой, разговаривают громко, отвлекаются. Такие дети, сделав кое-как задание, начинают мешать другим детям. Многие из моих первоклашек приносят с собой игрушки. Я не запрещаю им, а договариваюсь с ними, что будут играть с ней только на перемене. Ведь беря с собой игрушку, ребенок чувствует себя защищенным.
Ещё со своими первоклашками использую способы невербального общения. Например: поглаживаю по спине, беру за руки. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что учитель относится к нему хорошо, несмотря на его реальные успехи в учении. Для развития самостоятельности и активности на уроках положительно оцениваю каждый шаг ребёнка.
В адаптационный период проводила работу с родителями.
В сентябре провела родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период. С ними я обсуждаю проблемы детей, отмечаю тех, кто был успешен на уроке, какое поведение у каждого ребенка.
В феврале проводилась работа с родителями детей, которым было рекомендовано прохождение ПМПК. Таких ребят у меня в классе четверо.
Подводя итоги адаптации первоклассников. Необходимо ответить на вопрос: успешно ли прошёл этап адаптации обучающихся 1- класса?
В первый класс поступило 15 обучающихся. Из них 14 мальчиков и 1 девочка. Детский сад посещали 8 детей.
По результатам диагностической методики «Оценка школьной мотивации» - анкета Н.Г.Лускановой:
у 12 обучающихся – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.
у 1 обучающегося – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
у 2 обучающихся – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.
Терпение и доброжелательность родителей, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей - залог успешной адаптации первоклассника. Но и учитель тоже должен проводить немалую работу над собой: быть постоянно добр, приветлив, чтобы дети комфортно чувствовали себя в школе.