«Атмосфера семьи, жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребенка»
Подготовила: учитель начальных классов Студеникина Л.В.
Сегодня говорить мы будем о самом дорогом, что есть у каждого из нас, о здоровье наших детей. Всемирная организация здравоохранения термину здоровье даёт следующее определение:
Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В общем понятии здоровья имеются две неотъемлемые составляющие – здоровье физическое и здоровье психическое.
Физическое здоровье предполагает отказ человека от вредных привычек. Чтобы достигнуть высокого уровня физического здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности.
Психическое здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.
Критерии психического здоровья следующие:
- позитивное самоощущение, позитивный основной фон настроения, позитивное восприятие мира. Другими словами, умения любить себя и другого человека;
- умения понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий своего поведения, так и поведения окружающих;
- стремление быть успешным.
- адаптированность к обществу, т.е. умение понимать людей различных культур и взаимодействовать с ними.
Почему мы сегодня говорим о физическом и психическом здоровье детей?
Потому что замечаем нарушения психического здоровья школьников. В школе психологические нарушения проявляются в виде неполноценности, неумелости. В результате школьник чувство неполноценности пытается скомпенсировать через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это сверстники, в некоторых случаях даже педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использование ненормативной лексики.
Особый интерес для такого ребёнка представляет унижение другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной неполноценности. В пассивном варианте чувство неполноценности у ребёнка принимает форму страха взросления, инфантильности, избегания принятия самостоятельных решений. Нужно иметь в виду, что часто чувство неполноценности сопровождается выученной беспомощностью, поэтому ребенок не будет предпринимать никаких действий для достижения успеха, а в некоторых случаях даже отрицать желание его получить. Поэтому родителю надо снова «взять ребенка за руку» и учить его делать первые шаги к успеху. Это могут быть совместное приготовление уроков или тщательная проверка их родителями, разработка системы поощрений самых малых успехов и пр.
У подростков учителя отмечают рост тревожности, агрессивности, инфантильности. Некоторые подростки отказываются учиться, соблюдать дисциплину на уроках. При этом они как бы надевает защитную маску: у меня всё хорошо и живут одним днём. Либо при внешнем соблюдении норм и правил наблюдается отказ от будущего, не желания думать о выборе профессии, стремление цепляться за родителей («Мама сказала, что мне нужно поступать так») и не принимать самостоятельные решения. Всё вышеперечисленное свидетельствует о кризисе идентичности.
Основная задача родителей — помочь ребенку успешно завершить подростковый кризис. Для этого необходимо обеспечить ему наличие образцов для подражания и близкого контакта с ними. Полезны беседы в ходе которых вы бы делились с подростком о том как сами пережили этот возраст, рассказали о своих ошибках и успехах, мечтах о будущем: что я хотел, что смог сделать, как добился желаемого.
Нарушения психического здоровья отмечаются и у тех школьников, которые страдают от недостаточного общения с близкими людьми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У этих детей беспричинные страхи, нарушения сна. Обычно эти нарушения носят временный характер, но у некоторых школьников они проявляются часто, упорно и приводят к невротизации. Психосоматический способ реагирования на психологический дискомфорт в семье может закрепиться, и во взрослой жизни обычно приводит к развитию психосоматической патологии.
Таким образом, одним из важнейших факторов укрепления физического и психического здоровья школьника является СЕМЬЯ.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс. Даже неприятности в школе переживаются проще, если в семье тёплая атмосфера. Тёплая семейная атмосфера обеспечивает психологическое благополучие семьи.
Признаки тёплой семейной атмосферы:
- сходство семейных ценностей,
- функционально-ролевая согласованность,
- эмоциональная удовлетворённость от общения членов семьи;
- адаптивность в семейных отношениях и устремлённость на семейное долголетие.
Родители должны вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье, любить детей и быть добрыми к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, позволять детям выражать свои чувства и действовать согласовано в вопросах воспитания.
Порой взаимодействие родителей с ребенком бывает неэффективно и также закрепляет нарушение. Психологически нездоровому ребенку нужна особая «диета», организовать которую может только горячо любящий родитель.
Прежде всего это формирование умения любить себя и другого человека. Вы можете сказать, что дети и так себя любят. На самом деле это не так. Любовь к себе – это чувство собственного достоинства, собственной ценности и вера в свои возможности. Можно услышать возражение – любовь к себе – это себялюбие. Но себялюбие исключает какой-либо искренний интерес к другим людям, то есть действительно несовместимо с любовью к другим. Реальная же любовь к себе и любовь к другим взаимообусловлены. Поэтому можно сказать, что установка на любовь к себе обнаруживается у тех, кто способен любить других.
Однако научиться любить себя оказывается достаточно сложно. Опыт показывает, что школьники лучше знают свои недостатки, чем достоинства. Поэтому важно демонстрировать ребёнку свою безусловную любовь, любовь не за что-то или при определённых условиях, а несмотря ни на что и невзирая ни на какие условия.
К примеру, мама, безусловно, любит своего ребёнка, но в силу занятости или по каким – то причинам не показывает это (сама выросла в семье, где не принято было проявлять чувства). Тогда демонстрировать свою любовь к ребёнку должен отец. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что родители любит его всякого — успешного и неуспешного, причем сила этой любви не определяется степенью успеха в учебе. Велика роль родителей в развитии у своего ребёнка умения понимать свои чувства и чувства других людей, причины и последствия своего поведения. Для этого учите ребенка анализировать свой жизненный опыт, находить, чему может научить неудача. Например: «Чему может научить эта «двойка» за задачу? Может быть, надо более внимательно читать условие задачи или представить себе это условие зрительно? А может быть, чему-то еще?»
Главное — это чтобы ребенок стремился стать лучше. Стремился лучше общаться, помогать по дому, заботиться о близких, учиться, познавать новое и пр. Конечно, стать успешным - это большой труд. И очень важно, чтобы ребенок имел твердую веру в то, что его ожидания обязательно сбудутся, если он приложит для этого достаточно усилий.
Что можно порекомендовать с целью сохранения психического, а значит и физического здоровья школьников?
1. Сохраняйте спокойствие и достоинство. Найдите в себе силы для решения ситуации, не нужно впадать в панику. Криком, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Исправить ситуацию можно, если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.
2. Разберитесь в ситуации. Постарайтесь определиться, сумеете ли Вы сами справиться с ситуацией, или же необходимо обратиться за помощью к специалистам.
3. Сохраните доверие ребенка к себе. Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Для сохранения доверия может быть разговор – воспоминание о вашем детстве, юности, неудачного лечения психических травм.
4. Знайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком. Дайте понять, что Вы в курсе событий.
5. Измените свое отношение к ребенку. Ваш ребенок - уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.
6. Не позволяйте собой манипулировать. Введите санкции или ограничения. Введение ограничений поможет ребёнку убедиться в том, что он вам не безразличен. А Вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете так в его интересах.
7. Не исправляйте за ребенка его ошибки. Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. В результате ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает выводов, становится безответственным.
8. Меньше говорите, а больше делайте. Обещания, угрозы «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает. Такое отношение к Вашим словам формируется у ребенка потому, что Вы не выполняете ни одно из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав Ваши очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Он давно перестал верить в реальность Ваших угроз. Но когда Вы выполняете то, что обещали, он становится гораздо более управляемым и послушным.
9. Восстановите доверие к ребенку. Прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, так как навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.
10. Помогите ребенку изменить жизнь к лучшему. Найдите время для общения с ребёнком и совместных занятий. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите найти ему дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания.
На детей влияют не только преднамеренные воспитательные воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не осознаваемые ими. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует подобные модели поведения.
Помните!
1. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Итак, в современной ситуации психологическое здоровье представляет собой не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность быть личностью - контролировать свое поведение, управлять им, уметь любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию. И одним из важнейших факторов укрепления физического и психического здоровья школьника является семья.
ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Вопросу взаимоотношения в семье всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития: от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникают душевное единение, согласованность жизненных основных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувство материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.
Из факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
ТИП СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с явными семейными правилами; гибкие открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохраненные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Опора семьи – взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же и обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи; семья с конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи. В такой семье проблемы с алкоголем, часто встречаются психосоматические заболевания. Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:
• общение на низком уровне, отсутствие заботы, радости общения;
• в отношениях доминирует разъединении, неприязнь, активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья, активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты и др.;
• по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги, паники, часто возникает тенденция разрешать проблемы на эмоциональном уровне.
В такой дисгармоничной семье проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. Данная ситуация приводит к формированию заниженной самооценки у детей. И еще более тревожная ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним и родителей против другого, ребенок становится дезориентированным в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.
Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с конфликтами. Во многих случаях можно наблюдать, что дети и подростки могут прибегать к использованию наркотических средств для своего рода «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых, при этом не осознают, что таким образом пытаются лишь изменить конфликтную семейную ситуацию.
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны: сочетание конфликтных затяжных внутрисемейных отношений с отягощенностью; нарастающая социальная изоляция.
Дети в такой семье испытывают различные формы давления, разъединенность, эмоциональное отвержение, заброшенность, насилие, чувство вины и стыда за поведение своих родителей. Следует сказать, что такие семьи и есть семьи с «проблемными детьми».
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и “отменить” эффект прошлого опыта невозможно.
Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Семья - это тихая гавань, где можно отдохнуть от конфликтов со сверстниками (их много, они очень трудные) и почувствовать поддержку близких. Младшему ребенку родители подсказывают, как правильно поступить. Подростку родители объясняют дорогу и помогают справиться с препятствиями. Они сами служат для него примером, но не буквально, а по существу: как обращаться с собой? На что тратить себя, свою жизнь?
Отец показывает социальные ориентиры - как быть достойным человеком. Мать заботится о душевном благополучии. Бессознательно ребенок повторит во взрослой жизни семейные привычки - даже если сейчас он критикует родителей.
Опросы показывают, что родители зачастую упрощают духовный мир ребенка: сыт - обут не хуже других - семья есть - что еще надо?
К размышлению: сколько правды в пословице «сытое брюхо к учению глухо»? Что дорого в новой одежде: затраты родителей, вкус подростка или чужое мнение (мода)? На что тратятся карманные деньги? Как проявляется забота подростка о других?
Новые задачи: ребенок - ваше продолжение на земле, не поручайте его чужим людям, вы остаетесь якорем для ребенка в большом, неуютном, непонятном мире.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не огранивайтесь дежурной фразой: «Что получил?», «Как дела?», спрашивайте о чувствах, настроении, проявляя поддержку.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения.
3. Развивайте любознательность, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
4. Помогайте ребенку выполнять трудные задания. Предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение.
5. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать уроки вместе.
6. Активно слушайте своего ребенка, так как рассказ самому себе вызывает психическую травму.
7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
8. Принимайте участие в делах класса, ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы условия.
Первое и главное из них – разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные решения, общие интересы и увлечения – все это служит благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Нужные педагогические обстоятельства отнюдь не всегда совпадают с жизненными. И их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам.
Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов – участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия.
Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также и привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи необходимые человеку для жизни, он должен уметь делать сам. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.
Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии отношений, то преодоление отрицательных факторов возможно.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносит радостное чувство удовлетворения.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?
Под принятием ребенка понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.
Формула истиной родительской любви, формула принятия - «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшая совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца».
Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
• Принимать активное участие в жизни семьи;
• Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
• Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
• Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
• Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
• Уважать право ребенка на собственное мнение;
• Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
• С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Эмоциональное благополучие в семье никогда не может возникнуть само собой, его нужно строить. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, мужем и женой имеется в виду некий диалог, взаимодействие членов семьи друг с другом.
В дружной семье, при всей индивидуальности её членов, царят взаимная поддержка и помощь, дружественные отношения, неразделимость радостей и горестей. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены её.
«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
• Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
• Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
• Не унижай!
• Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
• Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
• Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
• Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
• Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
16