СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для выступления на педсовете на тему: «Приоритеты и программа развития воспитательного пространства школы-интерната»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с реформой образования, Законом «Об образовании» базовыми положениями стандарта общего образования Программа  развития воспитательного пространства школы – интерната призвана стать для педагогического коллектива, а также для воспитанников, являющихся  субъектом воспитания, опережающим ориентиром  развития системы воспитания

Просмотр содержимого документа
«Доклад для выступления на педсовете на тему: «Приоритеты и программа развития воспитательного пространства школы-интерната»»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»








Доклад выступления на педсовете

«Формирование духовно-нравственного развития обучающихся с нарушением слуха - приоритетное направление работы школы – интерната № 23».



на тему:


«Приоритеты и программа развития воспитательного пространства школы-интерната»














Подготовила заместитель директора

Кузьмина С. А.





Белгород,

2016-2017г.


В соответствии с реформой образования, Законом «Об образовании» базовыми положениями стандарта общего образования Программа развития воспитательного пространства школы – интерната призвана стать для педагогического коллектива, а также для воспитанников, являющихся субъектом воспитания, опережающим ориентиром развития системы воспитания, разделяющей следующие приоритеты:

- личностное развитие как развитие индивидуальных духовно-нравственных, эстетических и физических качеств и ценностных ориентаций;

- формирование у детей ценностно-значимых личностных проявлений, обогащение личного опыта жизненно необходимым содержанием, а именно – формированием личностных компетенций;

- включение детей в систему отношений всех участников образовательного процесса (ученик – педагог – родители) и формирование на этой основе собственной системы ценностей.

Целью такой программы является формирование воспитывающей атмосферы образовательного учреждения в целях оптимизации процесса воспитания.

Актуальность разработки программы воспитания учащихся в системе общего образования обусловлена необходимостью решения следующих проблем.

Несмотря на то, что в отечественной педагогической науке разработано множество подходов к воспитанию ребенка в системе общего образования, однако практика даже современной общеобразовательной школы не находит полностью адекватной своим реалиям воспитательной программы. А что уж говорить про нас - специальные - коррекционные школы-интернаты.

В сознании всех педагогов понятие «воспитание» прочно связано с понятием «план» и «мероприятие», что с одной стороны обусловлено бюрократическими издержками управления системой образования, для которой план воспитательной работы – единственный показатель качества, доступный формальной проверке, а с другой – особенностями понимания сущности воспитания самими педагогами. В течение многих лет под воспитанием понимается управление процессом развития и формирования личности через организацию разнообразной внеурочной деятельности. При этом воспитательная работа сводится в конечном итоге к набору технологий, разрабатываемых в основном в рамках дополнительного образования (так называемые виды деятельности, внеурочные мероприятия). Считается, что, освоив эти технологии и грамотно воспроизводя их, воспитатель сможет достичь воспитательного эффекта. Многие педагоги по-прежнему продолжают считать, что "воспитательная система – это приведенная в систему воспитательная работа", часто не понимая, что личность невозможно сформировать как простую совокупность качеств. Личность формируется, когда, включаясь в систему отношений, сравнивая и анализируя проявляющиеся в ходе этих отношений системы ценности и жизненные стратегии, ребенок в результате формирует свою собственную систему ценностей. Т.е. как мы говорим - развивать всесторонне гармонично-развитую личность.

Любое взаимодействие взрослого и ребенка несет в себе воспитательный потенциал и никогда не является нейтральным. В этом контексте возникает острая потребность вести речь не о технологиях формирования должного набора качеств личности в системе регулярно проводимых воспитательных мероприятий различной направленности, а о формировании воспитывающей атмосферы образовательного учреждения, которая возникает только внутри отношений всех участников образовательного процесса и, прежде всего – отношений ученика и педагога (т.е. и воспитателя, и учителя). Фактически любая атмосфера формирует у ребенка ту или иную систему ценностей, вопрос только в том, что именно воспитывает она в детях (у одних педагогов можно опоздать на урок, у других не выполнить задание, поручение, а третьим можно нагрубить). Воспитание ожидаемых обществом гуманистических ценностей может происходить в атмосфере, основанной не только на взаимоуважении, доверии и безусловном признании ценности личности, но и на общей, осознаваемой всеми цели, и определяемой этой целью совместной деятельности.

Необходимо признать, что в современной школе детская субкультура существует практически автономно от мира взрослых, что влечет за собой существование параллельного практически независимого от взрослых особого детского пространства ценностей, установок, способов жизнедеятельности и форм общения. В силу общей переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистскую модель и фактическое отсутствие форм совместной деятельности со взрослыми, а также недооценки психологических механизмов присваивания детьми нравственных культурных ценностей, произошли существенные изменения в системе отношений ребенка к окружающему миру, другим людям и к себе самому. Значительно снизилась ценность переживаний других людей, безусловной ценностью стали обладать только собственные переживания, вследствие чего в обществе распространяется эгоцентризм, неготовность действовать во благо других людей.

Т.е. формирование воспитательной атмосферы учреждения должно состоять из решения основных задач воспитания детей с ОВЗ, которые должны быть приоритетными.

Приоритетными направлениями воспитательной работы в нашей школе-интернате № 23 являются:

1. Традиции школы-интерната (слайд).

2. Формирование представлений о духовной нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей (слайд).

3. Эстетическое воспитание (слайд).

4. Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни (слайд).

5. Воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности (слайд).

6. Дополнительное образование (слайд).

7. Связь с социумом (слайд).

1. Традиции (слайд) образовательного учреждения заключаются не только в проведении традиционных мероприятий, как это принято понимать, а в широком смысле – это и режим дня (слайд), и урок (слайд), и внеурочная деятельность (слайд), и отношения между педагогами и воспитанниками (слайд), внутренний микроклимат (слайд) в каждом классе, традиционные школьные мероприятия (слайд) – все это рассматривается как самодостаточная конструкция развивающейся воспитывающей атмосферы. Коллективным носителем традиций являются и педагогический коллектив, и коллектив учащихся, и родители.

Т.е. мы должны начинать закладывать традиции, начиная с порога школы ( как в поговорке - «Театр начинается с вешалки», а у нас - с порога школы), с урока – прежде всего, сформировать умение организовать свою учебную деятельность (не опаздывать на урок, на самоподготовку, всегда приходить на урок с выполненным домашним заданием, приходить на урок в надлежащем ученику виде. В последнее время этот вопрос стоит на контроле, поскольку внешний вид на уроке не только воспитывает, но и организует ученика к учебной деятельности).

-усвоение нравственных норм поведения в микроколлективе, в общественных местах, среди окружающих, в природе;

-расширение социальной активности учащихся (дежурство в школе, выполнение общественных поручений, взаимопомощь);

-осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, режима дня (с чем у нас периодически возникают проблемы в старшем звене: при подъеме и отбое, при проведении самоподготовки и видов деятельности),

-т.е. все те моменты, из которых складывается вся жизнь в интернате с подъема до отбоя.

-конечно же, организация традиционных школьных мероприятий.

В то время, как в массовых общеобразовательных школах проведение традиционных праздников практически изживает себя, либо приобретает новые формы, как то приглашение организаторов «со стороны», в нашей школе-интернате мероприятия действительно являются традиционными и претерпевают большую активную подготовку и детского и педагогического коллектива. При этом очень важно отметить, что наши воспитанники проявляют огромный интерес и желание поучаствовать в таких мероприятиях. К праздникам, которые стали уже традиционными в нашей школе-интернате, можно отнести:

· «1 сентября – День Знаний» - торжественная линейка (слайд)

· «День Учителя» (слайд)

· «Праздники осени» (слайд)

· «Новогодние праздники» (слайд)

· «День защитника Отечества» (слайд)

· «8 Марта» (слайд)

· «Масленица» (слайд )

· «Последний звонок» - торжественная линейка (слайд)

Все общешкольные мероприятия и коллективно-творческие дела проводятся воспитателями профессионально, интересно, на высоком методическом и организационном уровне, в последнее время практически на всех праздниках используются современные мультимедийные презентации. Разработка сценариев осуществляется с учетом индивидуальных способностей детей. С каждым годом становится сложнее провести тот или иной праздник, чтобы не повторяться, а внести в каждый сценарий элемент новизны. Поэтому воспитатели ищут новые формы проведения.

Проведение таких мероприятий выполняет не только развлекательную функцию, но и несет в себе, конечно же, массу задач. Это и образовательная, и развивающая, и коррекционная, и воспитывающая задача. Однако, я хочу сказать о сплочении детского коллектива. Где, как не на празднике, все дети – и слабослышащие, и слабовидящие, и дети с ДЦП, объединяются, помогают, поддерживают друг друга, начинают понимать друг друга и даже дружить. Это было очень заметно и на праздниках - концертах и при подготовке и проведении Нового года, конкурса, посвященного Дню защитника Отечества.

Еще хотелось бы внести в список традиционных мероприятий нашей школы проведение Дней здоровья, хотя бы один раз в четверть и с привлечением родителей. Пока получается провести такой день один или два раза в год. Но мы над этим работаем и надеемся, что все-таки Дни здоровья станут тоже традиционными.


2. Формирование представлений о духовной нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей

- это освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовки их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирования у школьников гуманистического мировоззрения, морально-этических знаний и убеждений, этической культуры (то, на каком языке дети разговаривают между собой, с педагогами - ненормативная лексика), стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике (это не только уроки ПК, но и проведение бесед, посещение храмов, встречи с писателями и изучение художественной литературы, и посещение музеев (слайд), выставок (слайд);

- это освоение детьми правил взаимоотношений между сверстниками и взрослыми, что в условиях нашего учреждения очень важно (в последнее время дети стали испытывать потребность в общении «Можно поговорить», их стало волновать положение многих дел в интернате, дети не боятся решать вопросы сообща, это ли не говорит о том, что у детей все-таки формируются какие-то определенные ценности);

- это система отношений, взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процесса. В последнее время у нас возникает некоторое непонимание с родителями воспитанников. Это говорит о том, что надо чаще с ними общаться и не по телефону, а собирать всех родителей и говорить с ними, причем собрания проводить тематические. Каждый возраст имеет свои особенности и родителям это надо объяснять, говорить. А у нас сложилась не хорошая традиция, когда в начальной школе мы их собираем, собираем в «коллектив», а потом в среднем и старшем звене все чаще общаемся по телефону, когда дети начинают самостоятельно ездить домой. Отсюда и возникают проблемы.

Это очень важный вопрос, поэтому необходимо в рабочие программы включать целые разделы работы с родителями.

3. Эстетическое воспитание.

- формирование у воспитанников эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной и мировой культуры; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности (это и музеи, и экскурсии, и участие детей в дополнительном образовании, где они развивают свои творческие способности, включая конкурсы и фестивали (слайд), приуроченные к народным праздникам, театрализованные народные ярмарки (слайд), фестивали народного творчества, тематические выставки и др.(слайд)) Каждый год мы проводим выставки – ярмарки из природного материала, конкурсы блинов, и т.д.

4. Воспитание физической культуры, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.

- это формирование культуры здоровья наших воспитанников, готовности поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, умения выработать индивидуальную программу охраны здоровья (беседы по профилактике табакокурения, употребления спиртных напитков, антинаркотические беседы,…), потребности в занятиях физической культурой и спортом.

В нашем образовательном учреждении спортивная работа поставлена хорошо благодаря педагогам Тимощуку А.В. и Осьмакову Н.И. Занимаем призовые места в первой тройке лидеров по баскетболу, по легкой атлетике, по пулевой стрельбе.

Однако, хотя спортивная работа ведется со всеми воспитанниками, спортивные достижения в основном у слабослышащих детей. Хотелось бы добиваться положительных результатов и у детей с ДЦП, и у сл/в.


5. Воспитание трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности

-включение детей в различные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности, расширяющей их опыт интеллектуального и физического труда на базе школы (это дежурство в классе, спальне, столовой (слайд), это уборка закрепленной за классом территории (слайд), это проведение бытового труда как вида деятельности (слайд))

- профессиональное самоопределение - как одно из главных приоритетов нашей школы.

6. Дополнительное образование

Система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся, дает возможность проявить не только творческие возможности и способности, но и применить их на практике в жизни.

В нашем учреждении существует блок дополнительного образования, включающий в себя 4 направленности:

- физкультурно – спортивная (слайд)

- художественно – эстетическая (слайд)

- эколого - биологическая (слайд)

- социально – развивающая (слайд)

24 кружка и спортивных секций. Причем в последнее время, а именно вот уже на протяжении четырех лет, мы сотрудничаем с различными учреждениями дополнительного образования города:

- детская школа искусств БГИИК

- ДЮСШ № 5, центр адаптивного спорта

- дворец детского творчества

- областной экологический центр

Посещают кружки и спортивные секции 100 % всех детей школы-интерната № 23.

Результатом совместной работы педагогов дополнительного образования с воспитанниками является участие наших ребят в городских, областных, региональных, всероссийских и даже международных уровнях. При этом, завоевывая призовые места, дипломы лауреатов и ценные подарки.

В этом году мы участвовали в выставке-ярмарке творческих работ в «Белэкспоцентре» «Вам женщины и мужчины», где представили 32 работы наших воспитанников. (слайд) Работы представили педагоги: Немшилова Н.В., Косторжевская Н.А., Ершова Е.Л.

7. Связь с социумом.

  • центр социальной помощи семье и детям (слайд)

  • ВОГ (слайд)

  • библиотека А.А.Лиханова (слайд)

  • библиотека им. Ерошенко (слайд)

  • другие общественные и коммерческие организации