ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж»
Доклад
Формирование критического мышления у студентов - медиков при изучении дисциплины «Психология» на 1 курсе
Преподаватель дисциплины Психология
Хохлова Светлана Викторовна
Троицк, 2021
Формирование критического мышления у студентов - медиков при изучении дисциплины «Психология»
Для студентов медицинского колледжа формирование критического мышления является актуальной проблемой. Критическое мышление есть мышление оценочное и рефлексивное, являющееся главным условием развития интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание [5, с.946]. Данный тип мышления необходим для будущей профессиональной деятельности медицинского работника, т.к. на всех этапах лечения требуется использование таких мыслительных операций как анализ, сравнение, обобщение.
Для формирования общекультурных и профессиональных компетенций при изучении первокурсниками дисциплины «Психология», например, таких, как: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала мы используем технологию развития критического мышления, т.е. систему учебных стратегий, методов и приемов, предполагающую участие студентов в различных видах самообразовательной деятельности [1, с.5]. С учетом этого занятия проводятся в три этапа: вызов, осмысление, рефлексия.
На этапе вызова создается мотивация к получению знаний через обращение к жизненному опыту студентов и использованию следующих методических приемов:
- «Мозговая атака»;
- «Древо предсказаний»;
- «Ключевые слова»;
- «Я уже знаю»;
- «Кластер»;
- «Верные - неверные утверждения»;
- «Знаю – хочу узнать – узнал» и т.д. [3, с.4].
Студенты вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения); задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Информация, полученная на данной стадии, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, группах.
На этапе осмысления происходит непосредственный контакт с новой информацией через текст, фильм, материал параграфа. Студент, используя активные методы чтения (маркировка с использованием значков, поиск ответов на постановленные в первой части занятия вопросы и т.д.), делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. Здесь целесообразно использовать такие приемы как:
- «Чтение с остановками»;
- «Идеал»;
- «Зигзаг»;
- «Мозаика вопросов»;
- «Вопросы к автору»;
- «Взаимоопрос» [там же, с.6]
На последнем этапе - рефлексия – осуществляется творческое осознание полученной информации, ее самостоятельная систематизация через:
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организацию различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);
- исследования по отдельным вопросам темы и т.д. [4, с.30]
Опыт реализации данной технологии позволяет сформулировать рекомендации для преподавателей при использовании технологии критического мышления:
- на предметах гуманитарного цикла применение этой технологии будет актуально и эффективно;
- данная технология позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности студентов – медиков (что для будущего врача очень важно);
- реализация данной технологии требует от педагога владения активными методами обучения, тщательной подготовки к занятиям, создания атмосферы сотрудничества на семинарах;
- рекомендуем использовать приемы развития критического мышления и во внеучебной самостоятельной работе студентов.
Также, отметим трудности формирования критического мышления у студентов 1 курса:
а) возраст студентов, т.к. технология формирования критического мышления предполагает опору на жизненный опыт, а студентам 1 курса 17 – 18 лет. Соответственно, жизненного опыта мало.
б) психологический климат в группе. Организовывать групповые занятия там, где напряженная атмосфера невозможно.
в) индивидуальные особенности студентов, т.к. в силу характера и других причин не все готовы работать в группах.
В заключение отметим, что технология критического мышления способствует становлению личности будущего медицинского работника, повышает качество его подготовки.
Список литературы
1. Коровина И.А., Хабарова Т.С. Технология развития критического мышления как средство становления субъектности студентов медицинского вуза в самообразовательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. С.5 - 12;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22512 (дата обращения: 19.02.2020).
2. Мамедова Г.Б. Определение ключевых компетенций врача общей практики // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 676-679.
3. Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения:20.02.2020).
Список источников
4. Попова Н.Г. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы: методическое пособие. Прокопьевский муниципальный район, 2018. – 40с.
5. Танеева И.В. Реализация технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы: методическое пособие. Красногвардеец, 2015 г. – 42 с.