Формирование учебной мотивации –одна из центральных проблем повышения качества образования.
«Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
В современном образовании вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Мы с вами знаем, что учащегося нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Как же пробудить у ребят желание учиться? В чем сущность потребности в знаниях? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Что такое мотивация.
Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «двигать». Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный студент энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Виды мотивов учения
Как правило, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов.
Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым.
К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у ученика в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах. И познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Также мотивы могут быть направлены на достижение успеха и на недопущение неудачи.
Каковы же причины снижения мотивации учения
Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, являются:
- неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающий перегрузку учащихся;
- не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия учащихся друг с другом;
- особенности личности учителя.
Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются:
- низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний (часто);
- не сложившиеся отношения с коллективом (реже);
-задержки развития, аномальное развитие (в единичных случаях)
На чем стоит учебная мотивация или Три кита учебной мотивации.
Три кита учебной мотивации — это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
КИТ 1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.
Техника «Проблемные вопросы»
При знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые требуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.
Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.
Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
| + | – | ? |
Я это знал(а) | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал(а) | Я хочу об этом узнать побольше |
КИТ 2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
— Почему ты ходишь в техникум?
Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни — базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.
Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания...
КИТ 3.Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале.
Формы и методы формирования учебной мотивации.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют: содержание учебного материала и организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Какие же приёмы и методы создания мотивации существуют:
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.
Прием второй: создание проблемной ситуации
Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому.
Третий прием: ролевой подход и деловая игра.
В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже мы взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечаем процесса обучения.
Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.
Пятый прием: игры и конкурсы
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.
Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д. Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Методы обучения, способствующие мотивации.
МЕТОД СРАВНЕНИЯ, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.
Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках: игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ МЕТОДАМ мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий.
Важную роль в формировании мотивации играет сам УЧИТЕЛЬ, его ЛИЧНОСТЬ. Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Он должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность
УРОК СЛЕДУЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одногруппниками. В группе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями.
Важна для мотивации учебы ориентация учителя при обучении на ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ учеников. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат – оптимальная мотивация и успешная учеба.
Что же дает высокая мотивация учения?
чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
повышение собственной значимости;
признание учителей и сверстников;
развитие творческих способностей;
гордость собой и своими успехами;
статус успешного человека.
А, чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Заключение
Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика
Американский философ Г. Оверстрит говорил: «В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». ВЫВОД: ОПИРАЙТЕСЬ НА ЖЕЛАНИЯ ВАШИХ УЧЕНИКОВ!
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».
Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслана Оренбургской области
Доклад на тему:
Формирование учебной мотивации –одна из центральных проблем повышения качества образования
Подготовил: преподаватель иностранного языка Александрова И.А.
Декабрь, 2017