СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Инклюзивное образование детей и подростков по слуху"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматриваются плюсы и минусы инклюзивного образования для обучающихся коррекционных школ I-IIвида.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Инклюзивное образование детей и подростков по слуху"»

Инклюзивное образование детей и подростков по слуху.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется

-Конституцией РФ,

-федеральным законом "Об образовании",

-федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ",

- Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • Все люди нуждаются друг в друге;

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Цель инклюзивного образования - создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Плюсы инклюзивного образования.

Что дает инклюзивное образование?

Новый социальный подход к инвалидности

Приветствует разнообразие

Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему

Личностное развитие и социальные навыки

Развитие самостоятельности и самоопределения

Развивает равные права и возможности вместо дискриминации

Инклюзивные школы создают идеальные условия для того, чтобы члены школьного сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Инклюзивные школы помогают бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучают детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

Практика инклюзии, используя индивидуальный подход и учебные планы, приносящие пользу каждому учащемуся, помогает устранить клеймо неполноценности, являющееся результатом отделения и изоляции.

Для успешного осуществления инклюзии требуется изменение самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.

Инклюзивное образование очень важно и нужно, но готовы ли все школы принять таких детей? Я о технической стороне вопроса. А педагоги готовы? Готовы ли психологически?

Минусы инклюзивного образования.

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

-Отсутствие гибких образовательных стандартов.

-Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

-Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

-Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

-Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).

-Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:

- люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;

- денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;

- знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

Проблемы в осуществлении инклюзивного образования.

В качестве основного довода против интегрированного обучения приводят сложности, связанные с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Безусловно, требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские). Финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования.

Создание инклюзивного образования один из шагов к принятию инвалидов в обществе, признания тех трудностей, с которыми они сталкиваются. Многие дети, которые сейчас обучаются дома, могли бы посещать школу и думаю, хотели бы, если были созданы для этого условия. При этом никто не отменят домашнего обучения, коррекционных школ, ведь есть очень тяжелые формы заболеваний, с которыми дети по объективным причинам не могут посещать массовые общеобразовательные учреждения.

Может быть при введении инклюзива у наших детей появится больше возможностей общения, у здоровых детей будет возможность проявить эмпатию, привыкнуть, понять, принять тех кто не такой как он. Инвалиды перестанут быть "динозаврами" на улицах города и с форума удалят тему "Боюсь выходить с ребенком на коляске" за ненадобностью.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

«Мы исключили эту часть людей из общества и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».

Жан Ванье