Севастопольский медицинский колледж им. Жени Дерюгиной
Использование
мультимедийных презентаций для реализации принципа развивающего характера обучения
- гуманизации
- развивающего характера обучения
- сотрудничества, сотворчества преподавателя и студентов
- дифференциации и индивидуализации обучения
- оптимизации учебно-воспитательного процесса
обеспечивает качественные изменения в интеллектуальной, эмоциональной и практической сфере личности будущего специалиста
создать развивающую образовательную среду, которая предоставила бы максимальные возможности для раскрытия личности и самореализации каждого студента.
Только при таком условии личность сможет проявить свою творческую активность
Организация учебного процесса в виде схемы-модели в которой студенты, используя различные источники самостоятельно добывают знания
Цель
Задача
Исследование
Знание
Познание
Контроль
Схема-модель реализовывается при использовании в обучении метода проектов
Этапы метода (5П) :
П резентация
(защита проекта)
П родукт
П оиск информации
П роектирование (планирование)
П роблема (постановка задачи)
Проектная деятельность формирует такие умения студентов:
- умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления
- планирование (планировать этапы, формулировать задачи, предполагаемые результаты своей деятельности, сроки исполнения и т. д.)
- умение находить и использовать необходимую информацию
- проводить анализ результатов
- уметь представить презентацию в защите проекта.
Мультимедийная презентация как один из
этапов проектной деятельности включает :
- тезисное изложение теоретического материала
- видео и звуковой ряд
- иллюстрации,
- компьютерные анимации
- графика
В процессе создания студентами мультимедийных презентаций реализуются принципы развивающего характера обучения:
- создание условий для развития интеллектуальных способностей (память, внимание, логика мышления)
- творческое применение приобретенных ранее знаний в новых ситуациях
- формирование умения выражать свое мнение
- формируется умение давать оценку фактам
- формируются навыки пользования литературой и электронными носителями информации, умение делать выборку из текста,
- развиваются способности к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).
Сравнительный анализ традиционных форм обучения и мультимедийных средств преподавания доказал, что мультимедийные обучающие программы наиболее эффективны:
- в процессе обучения студенты осваивают
не более 25% предлагаемого материала
- мультимедийная технология позволяет в
2 – 3 раза увеличить этот показатель (возможность синкретичного обучения –
одновременное зрительное и слуховое
восприятие материала, возвращению к
тем разделам, которые требуют повторного анализа)
Студент запоминает информацию:
- читая глазами – 10 %
- слушая – 26 %
- слушая и рассматривая – 50 %
- обсуждая – 70 %
- личный опыт – 80 %
- совместная деятельность с обсуждением – 90%
- обучение других – 95 %
Китайский философ Конфуций определил три «ступени» обучения :
На позициях известного философа основывается и современное обучение :
1.Традиционные методы обучения
1.То, что я слышу, я забываю
2. Мультимедийная поддержка занятия для лучшего запоминания(благодаря работе нескольких сенсорных систем)
2.То, что я вижу, я запоминаю
3. Проектная деятельность студентов, в ходе которой формируются умения
3.То, что я делаю, я понимаю
13
Метод, позволяющий проектировать высококачественные, активные информационные образовательные материалы - анимационное графическое моделирование, которое является необходимой базой для освоения новых информационных технологий.
Анимационные модели в презентациях обеспечивают больший эффект, чем статические картинки - концентрируют внимание, позволяя представить необходимую информацию в виде последовательного изложения по определенной схеме.
РНК
ДНК
Клетка
Ядро
Статическая
картинка
Пептидная связь
Аминоацил-
Т РНК
Большая субъединица
рибосомы
Анимационная
модель
Информационная
(м) РНК
Малая субъединица
рибосомы
Трансляция
Видеоинформация или анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении.
Применение анимационного графического моделирования в учебном процессе позволяет визуализировать явления, процессы, динамику изменения объектов, труднодоступных для наблюдения в реальном мире.
Презентации в интерактивном режиме обеспечивают быстрое усвоение необходимой информации, т.к. обеспечивает
возможность перехода во время изучения нового материала к повторению какого-либо фрагмента на одном слайде, повышая эффективность занятия в разы
Анализирующее скрещивание
Закон сцепления
анализирующее скрещивание
Морган взял муху с серым телом и длинными крыльями и скрестил ее с мухой, обладающей черным телом и короткими крыльями. В первом поколении все мухи оказались с серым телом и длинными крыльями. Следовательно, серый цвет и длинные крылья - доминантные признаки:
Дигибридное анализирующее скрещивание
Моногибридное анализирующее скрещивание
ааbb
ААВВ
Р AaBb
серое тело и
длинные крылья
x aabb
A
A
a a
a
черное тело и
короткие крылья
A a
A
a
a
b b
B b
a
х аа
a
Р Аа
P
X
B
B
b
b
Далее, для выявления генетической структуры гибридов F1, взяв гетерозиготного самца(Аа) из F1 и скрестили его с гомозиготной по рецессивным признакам самкой(аа) - черное тело и короткие крылья. Среди потомков оказалось не четыре фенотипа в соотношении 1:1:1:1, согласно дигибридному анализирующему скрещиванию, а два, таких как родительские в отношении 1:1, как при моногибридном скрещивании
a
A
A
a
a
А а
A
AB Ab aB ab
b
b
B
B
аа
Aabb
aabb
AaBb
aaBb
Аа
a
а
а
a
F 1
a
1 (50%)
(Aa )
:
1 (50%)
(aa)
a
ab
a
A
a
b
a
A
a
a
A
a
a
a
A
F 1
F 1
a
a
b
b
b
b
b
b
B
B
Согласно правилу единообразия F 1 :
X
аа
Аа
B b
1(25%) : 1(25%) : 1(25%) : 1(25%)
AaBb Aabb aaBb aabb
b
b
a
a
a
a
A
AaBb;
aabb
100% :
серое тело и
длинные крылья,
следовательно, эти
признаки – доминантные
(правило доминирования)
1(50%) : 1(50%)
Расщепление 1:1 говорило о том, что исследуемые гены (цвет тела и длина крыльев) расположены в одной хромосоме и наследуются вместе, сцеплено, как одна альтернативная пара, не обнаружившая независимого наследования.
18
Неординарные решения позволяют представить значительный информационный материал в
логичной,
понятной и
доступной форме
5-10 мл
Патогенез и лабораторная диагностика
Бактериологическое исследование крови используют с первых дней заболевания и до конца лихорадочного периода
S.Typhi
Серологические методы : -РА (Видаля)
- РПГА с цистеином с 7-9 -го дня заболевания
10- 14 дней -
инкубационная
стадия
Кал, мочу, дуоденальное содержимое исследуют со 2-й недели от начала заболевания
Бактерии в желчном пузыре и кале
20
Анимации можно использовать
и на этапе контроля знаний
Практическое занятие
Тесты конечного уровня знаний
по теме "Круглые черви - паразиты человека"
Червь был найден прикрепленным к стенке тонкой кишки во время хирургической операции. Вы рассматриваете головную часть паразита. К какому виду он относится?
Ancylostoma duodenale
Ascaris lumbricoides
Necator americanus
Trichuris trichiura
Нет. Necator
americanus имеет ротовые острые пластины, а не ротовые острые зубы
Правильно. Данный червь отличается большими, ротовыми, острыми зубами
Неверно. Trichuris не имеет такого вооружения, какое вы видете на фотографии
Неправильно. Аскарида не имеет зубов
Мультимедийные презентации позволяют не только создавать новый наглядный материал,
но и сохранять старый
20
- ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
- ТЕМПЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
- ИНТЕРЕС К ДИСЦИПЛИНЕ, СНИЖЕНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ СТУДЕНТОВ
- ОРГАНИЗУЕТСЯ АКТИВНАЯ
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИВАЮТСЯ ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОВ
Мультимедийные презентации обеспечивают :
- Возникновение предпосылок создания (на начальном этапе)
и в дальнейшем совершенствование
учебно- материальной базы кабинета ;
- возможность целенаправленного педагогического воздействия на характер формируемых знаний, умений и навыков
Использование мультимедийных презентаций реализует сущность развивающего обучения :
- Студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта активной познавательной деятельности
- Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти
- Процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания, на движении мысли от общего к частному, на обобщениях
- компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при изложении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. Он может выступать как в роли преподавателя, объекта обучения, так игровой среды;
- презентации обеспечивают эффективную реализацию самостоятельного изучения материала студентами :
- облегчает понимание изучаемого материала
- освобождает от поиска материала позволяя сосредоточиться на сути дисциплины;
- применение в учебном процессе мультимедийной презентации позволяет увеличить степень усвоение студентами получаемой учебной информации, положительно влияют на усвоение материала, формируя устойчивые ассоциативно-психологические связи ;
- при создании презентативного материала должны соблюдаться принципы последовательности, непрерывности, лаконичности и наглядности ;
- мультимедийные технологии преподавания не должны конкурировать и вытеснять традиционные методы, а должны дополнять друг друга.