Муниципальное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 11"
Доклад
«Использование игровых оздоровительных технологий для повышения внимания и сохранения здоровья учащихся»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Кузьминова Елена Сергеевна
2017г
Современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Школьные уроки физкультуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. В условиях малой подвижности растущий организм развивается не органично, что приводит к функциональным нарушениям, росту нервно-психических заболеваний. Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но умственные и творческие способности.
На наш взгляд, игра должна стать одним из основных средств воспитания и развития учащихся в режиме полного дня. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием.
Это поможет обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, повышения внимания, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В условиях санаторной школы-интерната вопрос здоровьесберегающих технологий стоит особенно остро. В учебно-воспитательном процессе мы стараемся использовать различные виды игровых оздоровительных технологий.
Место и количество тех и других игр, игровых упражнений в режиме дня всех и каждого воспитанника группы должно быть предварительно спланировано на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития детей. В любой группе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности). Посредством простого наблюдения педагог может выделить следующие группы:
Группу детей большой подвижности. Они наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организованных и самостоятельных подвижных игр чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем нередко именно им бывают свойственны высокая реактивность, неуравновешенность и конфликтность поведения. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе – в играх со сверстниками.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельны, активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.
Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держатся в стороне от общих игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирая деятельность, не требующую большого пространства; на прогулках эти дети меньше находятся в движении.
Деление детей на группы в зависимости от их подвижности может быть предварительно положено в основу планирования игровых оздоровительных программ.
В зависимости от задач, требующих своего решения средствами игры, педагог определяет формы реализации игровых программ, принимая во внимание те общие и частные оздоровительно-профилактические возможности, которыми располагает каждая из них.
К числу общих возможностей следует отнести:
- восполнение общей суточной двигательной активности;
- адаптацию к меняющимся средовым условиям;
- повышение работоспособности;
- регуляцию мышечной и умственной деятельности.
Частные возможности позволяют педагогу сделать акцент на той или иной форме в зависимости от условий, индивидуально-типологических особенностей и потребностей развития учеников. При этом каждая из форм имеет определенную интенсивность двигательной нагрузки во время игр – малую, умеренную (среднюю) или выраженную (высокую). Например, во время гимнастики до учебных занятий, основными задачами которой являются повышение возбудимости нервной системы, активизация обменных процессов, ускорение вхождения ребенка в учебный день, создание позитивного эмоционального настроя и стимуляция «коллективного духа» в группе, рекомендуется проводить подвижные игры и игровые упражнения малой интенсивности.
Утренняя гимнастика
Наблюдения за детьми убедительно доказывают, что утренний комплекс игровых упражнений, правильно подобранные физкультминутки, релаксация не только способствуют развитию гибкости, ловкости, выносливости, укреплению здоровья детей, но и воспитывают в них ответственность за себя и товарищей.
Каждый учебный день в школе начинается с обязательной гимнастической зарядки.
Проведение гимнастики на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. В нее могут входить, например, игровые имитационные упражнения, выполняемые под музыку или без нее, – «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружинка» и др. Ресурсы режима жизнедеятельности младшего школьника в обеспечении игровой двигательной активности.
Физкультминутки на самоподготовке
Возраст от 6 до 16 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость. Кратковременность активного внимания отражается на органах зрения.
С учетом этих особенностей детского организма рекомендуется проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы длительностью 1-2 минуты, включающие комплекс из 3-4 упражнений.
Следует обратить внимание на то, что детьми легко запоминаются и с удовольствием выполняются стихотворные физкультминутки. Воспитанники воспринимают их в виде игры. В такие физкультминутки включаются элементы инсценировки, ритмики, музыкального сопровождения, декламирования стихотворных строк. Это способствует развитию координации движений, воображения, концентрирует внимание на ярком, необычном игровом действии, повышает эмоциональный тонус школьника.
Во время физкультурных пауз на самоподготовке, которые рекомендуется проводить для предупреждения утомления и повышения работоспособности учеников, необходимого кратковременного, но эффективного активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время урока, расслабления мышц туловища и особенно спины, подвергающихся наибольшему статическому напряжению, включаются игровые компоненты малой интенсивности.
Наиболее целесообразно поводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он подарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», – убеждал педагогов в значительной пользе кратковременного отдыха еще К.Д. Ушинский.
В физкультурные минутки целесообразно, например, включать такие виды физической активности:
– игры и игровые упражнения для снятия утомления органов зрения;
– игры и игровые упражнения для снятия напряжения мышц кисти;
– игры и игровые упражнения для элиминации общего утомления и др.
Педагогическое внимание должно быть нацелено на соотнесение качества и числа игр во время физкультурных пауз на самоподготовке с днем учебной недели, сезонными и погодными условиями, общим самочувствием учеников и их эмоциональным настроем в тот или иной конкретный день.
Широкое применение на самоподготовке получили кинезиологические упражнения, включающие в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики. Такие игровые моменты не только снимают напряжение, но и развивают творческое воображение учащихся, позволяя ребенку вжиться в образ того или иного героя («Снеговик», «Дерево, «Тряпичная кукла», «Солдат» и т.д.).
Игры во время прогулки
С особым интересом воспитанники участвуют в подвижных играх. Такая игра определяется сюжетом; правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения игры и учета результатов. Во время игры главная задача воспитателя – стимулировать двигательную активность учащихся. Поощряя ребят к активным действиям, педагог должен вместе с тем следить за дисциплиной и соблюдением правил. Каждая подвижная игра проводится целенаправленно с установкой на достижение конкретных образовательных, воспитательных и оздоровительных результатов.
Игры, в основе которых лежит активное движение, могут быть как сюжетными (т.е. отражающими в условной форме жизненный или сказочный эпизод), так и несюжетными (их содержание заключается в интересных для детей двигательных заданиях).
Наиболее распространенными подвижными играми во второй половине рабочего дня являются: «Через кочки и пенечки», «Караси и щука», «Волк и гуси», «Шишки, желуди, орехи» и т.д.
Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует вся группа, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а следовательно, и более полноценному отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности, тем самым облегчая процесс адаптации. Самыми удачными и действенными в оздоровительном аспекте считаются те игры, в которых ребенок бегает не быстро, но длительно, тренируя выносливость. Прежде всего это всем известные «салки» с бегом и прыжками, игры типа «Цыплята и наседка», «Хитрая лиса», «Найди свой домик» и др., в которых дети выполняют разные беговые и прыжковые циклические упражнения, благотворно сказывающиеся на их здоровье и общем развитии.
При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:
– действенно поддерживать у школьников должный запас «адаптационной энергии» – тех ресурсов, которые помогают стойко противодействовать стрессовым ситуациям;
- повышать неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
– стимулировать процессы роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем детского организма, на повышении его биологической надежности;
– влиять на своевременное формирование двигательного анализатора и стимулировать развитие основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
– повышать тонус коры головного мозга и вызывать положительные эмоции, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
– нормализовать нарушенную деятельность отдельных органов и функциональных систем, нивелировать и устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
Таким образом, применение игровых оздоровительных программ способствует не только повышению внимания и концентрации у воспитанников, но и играет важную роль в процессе сохранения и укрепления здоровья детей, что крайне важно в условиях санаторной школы-интерната.
Литература:
Жуков И.Н. В помощь организаторам детского движения и педагогам. – Москва, 1992.
Поляков О.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
Степанова О.А. Игровые оздоровительные технологии в школе. – Начальная школа, № 12, 2002.
Феоктистова В.Ф, Плиева Л.В. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. – Волгоград: Учитель, 2010.