Из опыта работы на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Гораций
Видов деятельности на уроках истории и обществознания великое множество. И каждый из коллег с успехом их применяет в своей работе. Я хочу рассказать только о некоторых, которые эффективны в нашем корпусе.
Научить – учиться – лозунг стандартов нового поколения. Новые требования предполагают реализацию системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Но если внимательно посмотреть на задания ЕГЭ по истории и обществознанию, то в заданиях мы увидим, что необходимы и знания, и умения, и навыки. Поэтому современному преподавателю и ученику надо накапливать и «багаж» знаний за время обучения в учебном заведении, и умение им пользоваться при решении практических задач. Обучающийся должен удовлетворять серьезным требованиям общества XXI века:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Несмотря на то, что нам отводится роль наблюдателя, «координатора», многое зависит от нас, педагогов.
Специфика работы в кадетском корпусе заставила пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы я задаю себе постоянно. И каждый год нахожу на них все новые и новые ответы. Уроки истории сейчас стали намного интереснее и содержательнее, чем были лет так 20-25 назад. Этому способствуют все новые и новые методы и технологии.
Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока, а истории и обществознания – особенно - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. И
моя задача как преподавателя, сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность, способную к самообразованию.
Современный урок– это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.
Серьезной проблемой для современного образовательного процесса стало то, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?
К тому же, не секрет, что в кадетские корпуса и военные училища приходят разные ученики: кому-то трудно выступить перед группой, кто-то чересчур разговорчив и всем мешает, отвлекая внимание на себя. Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал.
И, наконец, стало очевидно, и это нельзя «замалчивать», что:
у большинства детей потерян интерес к учебе;
наблюдается познавательная пассивность, леность ума;
дети мало и плохо читают, запоминают;
их внимание неустойчиво;
низок уровень самостоятельности мышления;
недостаточно развиты творческие способности;
снижается общая грамотность и культура речи учащихся.
Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения. Для этого использую технологии исследовательского обучения.
Данная технология, на мой взгляд в большей мере, чем другие, отвечает требованиям профильного обучения, т.к побуждает учащихся проявлять свои способности:
- к осмыслению своей деятельности;
- к целеполаганию;
- к самообразованию и самоорганизации;
- к систематизированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;
- к решению учебных и социальных проблем.
Считается, что исследовательской деятельностью способны заниматься одаренные ученики, но если подобрать интересную тему и увлечь ею кадет, интересные результаты показывают самые рядовые ученики. Так в 5 классе кадеты с удовольствием составляют мини-проеты в виде ментальных карт, иллюстрированных сообщений и т.д. Кадеты 10 кл на уроках обществознания высказывают самые неожиданные предложения, которые стараются подтвердить своими исследованиями. Трудность в том, что так
работать они могут только на уроке, с заранее подготовленным материалом, а вот долговременной исследовательской деятельностью заниматься отказываются. Но уже и этого достаточно для того, чтобы средний ученик почувствовал себя нужным, смог смело заявить о себе и впоследствии стать успешным человеком.
А вот сильные ученики с удовольствием участвуют в долговременных исследовательских проектах, пытаются связать их с современностью. Так работа ученика 10-б класса Галькевича Артема «Метаморфозы чести или чувство долга российских офицеров» в общероссийском конкурсе о декабристах «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» заняла 2 место. Кадет сумел в своей работе показать:
- умение правильно формировать цель исследования;
- умение выдвигать и обосновывать гипотезу;
- умение находить эффективные методы решения проблемы;
- умение делать выводы;
- умение публично представлять результаты своей работы;
Для формирования заданных компетенций я использую эвристические методы обучения.
В рамках урока осуществляю - индивидуальное, групповое, парное обучение.
В рамках внеурочной деятельности – элективные курсы, внеурочные занятия, экскурсии и т.д.
Покажу пример группового обучения.
Урок истории по теме: «Становление древнерусского государства» (10 класс)
Цель урока: проследить основные этапы становления древнерусского государства
Проблемное задание: Официальная дата образования древнерусского государства – 882 год, однако некоторые историки называют более позднюю дату. Установите, когда было окончательно оформлено древнерусское государство? Материалом для исследования предлагаю «Повесть временных лет».
Вопросы: 1) что такое государство (связь с обществознанием).
2) Назовите основные признаки государства?
Территория
Нормативные документы
Суверенитет
Государственный язык
Публичная политическая власть
Признаки государства
Государственная символика
Аппарат управления и принуждения (армия, суд, полиция)
Государственная казна
Можно дать задание: составить ментальную карту, кластер, или опорную схему. Такие задания нравятся нашим ученикам. Есть возможность для творчества.
-Заметьте, что только при наличии этих признаков можно говорить о наличии государства
Таким образом, исследуя материалы «Повести временных лет», мы проследим становление государственности у восточных славян в периоды правления первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги.
Задание для работы в группах: отследить признаки государства в период правления:
1 группа – Рюрика;
2 группа – Олега;
3 группа – Игоря;
4 группа – Ольги;
В результате вы должны будете заполнить таблицу: князь | годы | Признаки государства |
Рюрик | 862 - 879 | 1. Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Олег | 879-912 | 1.Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Игорь | 912-945 | 1.Наличие территории и населения 2. Публичная власть |
Ольга | 945-962 | 1. Наличие территории и населения 2. Суверенитет публичной власти 3. Единая система законов 4. Единая система налогообложения 5. Применение мер принуждения |