СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД из опыта работы учителя по формированию УУД на уроках музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД из опыта работы учителя по формированию УУД на уроках музыки.»

ДОКЛАД

из опыта работы учителя Батьковской Е. В.

по формированию УУД на уроках музыки.


«Умение слушать и понимать музыку –

один из элементарных признаков эстетической культуры,

без этого невозможно представить полноценного воспитания»

В. Сухомлинский


Главная задача музыкального образования в непростых условиях современности – дать такие фундаментальные художественно-практические знания, которые будут отвечать требованиям ХХI века, сохранив при этом индивидуальность каждого и стремление бесконечно познавать и исследовать все новое самостоятельно. Только такие знания и навыки станут залогом успешного и благополучного будущего современного человека в этом быстро развивающемся мире. В условиях реализации новых государственных стандартов важная роль отводится предметам эстетического цикла как главным носителям визуально-информационной культуры.

В основе нового Государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.

Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира, он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры. А Сухомлинский В. А. утверждал - «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

В процессе деятельностного освоения курса «Музыка» в соответствии с требованиями ОС формируются следующие образовательные результаты:

личностные (хочу)

предметные (знаю)

метапредметные (могу, хочу)

Эти результаты достигаются посредством универсальных учебных действий (УУД)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т. е. умение учиться.

Выделены следующие виды УУД:

личностные регулятивные познавательные коммуникативные.

Прежде чем говорить о педагогических приемах формирования УУД, уточним, в чем они выражаются в контексте предмета «Музыка».

Личностные УУД – в стремлении реализации своего творческого потенциала; готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании представлении о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости на основе восприятия мировой музыкальной классики, в формировании мотивации к музыкальному творчеству…

Регулятивные УУД – в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации); в сравнении изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в разных источниках…

Познавательные УУД – в сравнении, анализе, рассуждении; в формировании интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей, к особенностям музыкальной культуры своего края; в усвоении терминов и понятий музыкального языка; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов….

Коммуникативные УУД – в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно – творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций… На уроках “Музыки” коммуникативные действия представляют собой слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

Виды заданий:

1) подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

2) инсценирование и драматизация;

3) рисуем музыку;

4) участие в диалоге.

5) Уметь участвовать в хоровом пении.

Логические УУД – во владении умениями и навыками образно – смыслового анализа; в умении проводить сравнение; в постановке и формулировании проблемы……

Информационные УУД – во владении навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, словарями, CD - ROM, Интернетом; в самостоятельном поиске и отборе информации, необходимой для решения учебных задач; в развитии критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; в применении для решения учебных задач проектно - исследовательской деятельности……

Обратимся к уроку музыки.

Мы все понимаем, что в процессе обучения важную роль играет не только содержание, но и форма подачи музыкального материала. Что каждый акт художественно – педагогического взаимодействия на уроке музыки будет одновременно нацелен на достижение личностных, и предметных, и метапредметных результатов. Что каждый из нас способен проектировать и проектирует задания, развивающие уровень владения УУД.

Например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию: - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех…- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв? – Тогда возьму трубу, сыграю «зов»…. Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе….-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу…-Что делать?...- Надо сочинить марш!

Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.

Какие УУД формируются в данном случае? Личностные- понимание значения музыки в жизни общества; опыт сотворчества в процессе «сочинения», восприятия, музицирования. Познавательные – владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо – интонации. Логические- умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального образа. Регулятивные- планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации); прогнозирование результатов музыкальной деятельности; понимание и оценка воздействия музыки разных жанров; проявление способности к саморегуляции. Коммуникативные- формирование умения планировать учебное сотрудничество; поиск способов разрешения конфликтных ситуаций.

А. П. Бородин Квартет № 2 (Ноктюрн)

Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета….. Для этого организовывается работа в группах.

1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке.

2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки.

3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей. Надо сказать, что при первом прослушивании был дан вариант в исполнении Лондонского филармонического оркестра. И это усложнило задачу.

Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение я предлагаю определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбрали нужное. В результате все поставленные задачи были решены.

Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные - вхождение обучающихся в мир духовных ценностей; осознание особенностей музы - ки русских композиторов; личностное освоение музыкальных образов; осмысление взаимодействия искусств. Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; стремление к приобретению музыкального опыта. Регулятивные - планирование действий в процессе восприятия; совершенствование действий контроля; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств. Коммуникативные - решение учебных задач совместно с одноклассниками и учителем; формирование способности вступать в контакт; совершенствование навыков развернутого высказывания; знакомство с различными социальными ролями. Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь Ражниковой, схема расположения инструментов симфонического оркестра; самостоятельный поиск, извлечение и классификация информации.

Ф. Шопен Этюд № 12

Чтобы полнее принять и осмыслить образы этого произведения, я читаю фрагмент из письма Ф. Шопена: « Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой – бушую за фортепиано»…..Слушаем этюд….- Что услышали?...Мы как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев. А кто услышал – оратор закончил свою речь? ….дети высказывают и аргументируют свое мнение и мы повторно слушаем финал, последние такты….- Что услышали? … -Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась… -Чем заканчивается этюд? – паузой. - Пауза обычно бывает внутри произведения. А здесь? Почему…? Ответов множество и каждый отражает какие то новые грани образа этого мощного произведения.

УУД, формируемые на примере данного произведения. Личностные - понимание жизненного содержания классического произведения; вхождение в мир духовных ценностей произведения искусства; влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; понимание представителей другой национальности; личностное освоение музыкальных образов. Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; познание приемов развития музыкального образа. Регулятивные - саморегуляция волевых усилий в процессе работы над восприятием музыкальных образов; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. Коммуникативные - формирование способности высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать точку зрения собеседника; вести дискуссию. Информационные - владение навыком работы с аудиотекстом.

На предмете «Музыка» учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета «Музыки», которую учащиеся должны ясно представлять.

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий

Виды заданий:

1) выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя

2) выполнять учебные действия в качестве композитора;

3) ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

4) использовать установленные правила

Основной задачей предмета “Музыка” является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; “перевод” (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Все перечисленные виды деятельности я стараюсь использовать на своих уроках и внеурочной деятельности.

Как уже говорилось выше, в основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения.

Соответственно, задача учителя музыки состоит не только в развитии вокально-хоровых данных учащихся, а, прежде всего, воспитать подготовленного активного слушателя. К сожалению, многие дети, особенно в средней школе, не всегда понимают задачи и цель нашего предмета и зачастую ставят в приоритет исполнительскую (вокально-хоровую) деятельность, а не музыкально-аналитическую. Поэтому, мы должны уметь объяснять и обосновывать детям необходимость той или иной деятельности на уроке.

Приводим пример интонационно-образного анализа на уроке в 1 классе по теме “Музыкальные портреты”. Учитель предлагает детям послушать три музыкальных примера (П. Чайковский “Баба Яга”, Л. Моцарт “Менуэт”, С. Прокофьев “Болтунья”) и в игровой форме с помощью наводящих вопросов о характере музыки (интонация, темп, лад, ритм и т.д.) определить, кто пришел на урок.

На уроках музыки, слушая и анализируя то или иное музыкальное произведение, мы очень часто проводим параллели с другими видами искусства, такими как живопись, скульптура, литература, и т.д. Особенно подробно этому уделяется внимание в 5 классе в темах “Музыка и ИЗО”, “Музыка и литература”.

Рассмотрим один из таких примеров “переноса” художественного образа с одного вида искусства на другой.

Одним из важных видов деятельности на уроке музыки является игра, которая способствует развитию творческих способностей личности, а также повышает интерес к познанию, повышает мотивацию. В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий. Мы используем следующие игры: “Вспомни песню”, “Листочки”, “Снежинки”, “Угадай-ка”, “Хромые цапли”, “Оркестр” и т.д.

Игра “Угадай-ка”. Звучат музыкальные фрагменты пройденных произведений, а дети должны поднять таблички с правильным названием произведения и композитора.

Игра “Оркестр”. Учитель предлагает детям отгадать загадки о музыкальных инструментах. При правильном ответе учащиеся слушают звучание того или иного инструмента.

Чтобы урок был интересным, захватывающим,  он должен строиться  с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению  это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока:

начало (сообщение темы),

завязка (постановка проблемы),

развитие (изложение материала),

эмоциональная кульминация (разрешение проблемы),

заключение (вывод).

Немаловажными видами деятельности на уроках музыки является  пение произведений, пластическое интонирование, использование (возможно эпизодическое) музыкальных инструментов. При исполнении произведений мы всегда обращаем внимание на интонационную выразительность, формируем простейшие навыки хорового пения. Через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку,   а так же этот прием позволяет проникнуть в динамические  нюансы произведения. Использование музыкальных инструментов обогащает тембральное звучание исполняемых произведений и всегда вызывает повышенных интерес ребят и служит повышением мотивации.

Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Искусство, выражая истинные ценности жизни, страстно несет их все новым и новым поколениям. Оно заботится о том, чтобы эти ценности не были утеряны в общественной и индивидуальной жизни. Довести их до школьников – главное назначение педагога искусства. И музыкальная педагогика призвана решать задачу “приближения к переживаниям” общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач.

Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы каждый урок музыки проходил плодотворно и эффективно.

УУД, формируемые в процессе этой работы. Личностные - интерес к музыке и музыкальной деятельности; привлечение жизненно – музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальным произведением; опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования. Познавательные - познание разнообразных явлений окружающего мира, природы, вселенной в процессе эмоционально – осознанного восприятия жизненного содержания музыкального произведения; усвоение терминов и понятий музыкального языка. Логические - выявление логики развития музыкального образа на основе понимания интонационно – временной природы музыки. Регулятивные - формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально – творческой деятельности. Коммуникативные - формирование навыков учебного сотрудничества; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий.

Вот таким образом я провожу работу по формированию УУД на своих уроках.