Исаева Елена Александровна
Учитель географии и технологии
I квалификационная категория
Тема: «Значение географической науки в патриотическом воспитании обучающихся в свете подготовки к 75 – летию Великой Победы»
В основу своего выступления, я включила два тезиса:
слова В.Г. Белинского:
«Любить Родину – значит знать её».
******
Если не мы, то кто же,
Детям нашим поможет
Россию – любить и знать,
Важно не опоздать.
В будущем году мы будем отмечать 75 – летие Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению прямых творцов ковавших Великую Победу непосредственно на полях сражений, с каждым днем становится все меньше или можно сказать их уже не осталось. Современное общество, а на равне с ним и молодое поколение не стоит на месте. Меняются не только уклад жизни, жизненные приоритеты, но к сожалению за короткое время само общество способно измениться (переформатироваться) не без помощи посторонних заинтересованных лиц.
В настоящее время, Россия переживает трудные времена. Бывшие «друзья», ополчились против России, переписываются страницы Великой Отечественной войны. Советского воина – освободителя хотят представить оккупантом. Сносятся памятники воинам, освободившим Европу от фашистской чумы. Все ближе к границам России приближаются
НАТО. В настоящее время, наряду с недругами России, поднимает голову
терроризм.
Террористы как и фашисты люди без принципов, не законов духовности и нравственности, для них нет ничего святого: они воюют с женщинами, детьми, стариками, уничтожают духовные и культурные ценности. Вести диалог с ними можно только с позиции силы, как это было в Чечне, Сирии, когда наша армия помогала освободиться от террора, выполняя гуманитарную миссию. В таких случаях, появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о нашей стране, об армии, о ее защитниках.
Учащиеся знакомятся с героической историей страны, страны которая в разные периоды истории и называлась по-разному, меняла свои территориальные границы, но для нас была и останется Великой и необъятной Россией.
Мы переживаем трудные времена перемен, сейчас настало время, когда:
не стало стыдно произносить само слово «патриот»;
когда флаг страны можно видеть на любых спортивных соревнованиях и не только спортивных;
22 августа – день Российского флага
Что же такое патриотизм?
-В Педагогическом энциклопедическом словаре (2002г.), даётся следующее определение патриотизма - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.
-В словаре русского языка С.И. Ожегова (1978г.) патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
-В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (патриотизм определяется как «любовь к отчизне».
-В Военно-энциклопедическом словаре понятие патриотизма трактуется шире - «любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам».
«Патриотизм» - это личностное качество человека, заключающееся:
а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;
б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности.
Для осуществления данного воспитательного направления исхожу из следующих принципов:
1. Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающихся в эмоциональной подаче материала урока. Мало говорить правильные патриотические слова, нужно что бы они доходили до чувств учащихся. Учителю, необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать поэтическую литературу, картины, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала.
2. Принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью имеет несколько аспектов:
а) краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории и географии;
б) политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках политических событий;
в) научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;
г) природоохранный, правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами, воспитывающий бережное отношение к природе;
д) практический (профориентационный), готовящий школьников для работы в хозяйстве страны, для службы в армии.
4. Принцип межпредметных связей, заключающихся в привлечении истории, биологии, химии, физики и других предметов для патриотического воспитания.
Откуда же, с какого этапа жизни ребенка география входит в его жизнь, не только как наука (предмет), но и становится той платформой, на которой впоследствии возможно воспитать гражданина – патриота. Гражданина, который в последствии будет неотъемлемым звеном в государственной системе работая:
врачом;
инженером;
учителем;
военнослужащим.
Патриотом, который используя приобретенный комплекс знаний, в том числе географическую составляющую, будет знать свое государство, любить и гордиться им. Так было, когда учились мы (в советское время), так есть и сейчас. Вспомним слова первых двух строчек произведения автора Матусовского:
С чего начинается Родина,
С картинки в твоем букваре..
А после Букваря в советской школе шел учебник «Родная литература» (сегодня – окружающий мир 2 класс 1 часть стр. 5), который начинался с самого главного элемента патриотизма - гимна государства (который учил, каждый ученик). Произнося или напевая слова гимна, мы практически сразу убедимся, что географическая наука должна и будет играть одну из ключевых ролей в патриотическом воспитании. Вспомним некоторые строчки:
От южных морей до полярного края,
Раскинулись наши земля и поля.
(географические элементы)
Славься отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой.
(многонациональный состав страны)
Одна ты на свете! Одна ты такая.
(исключительность государства)
Хранимая богом – родная земля.
(земля, поля – географические понятия)
И любой ребенок хочет знать, где они – южные моря, и где он – полярный край, а так же насколько огромно расстояние между ними. Сделать это можно благодаря науке «География», а благодаря современным учебным технологиям несколькими методами и в разных формах.
Один из методов применение метадпредметных связей, например использую литературные произведения истинных творцов художественного слова, написанных с применением знаний географической науки, и сразу вспоминаются слова К Симонова:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.
или строки из стихотворения Н.Забила:
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
(решение задач по подготовке к ОГЭ)
Вернемся к стихотворению Матусовского и вспомним следующие две строчки:
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
Родина – понятие многогранное, для кого – то это вся Россия, для кого – то область, республика, а для кого – то город, деревня, родной дворик. И здесь используя связь географии с литературой можно обратиться к патриотическим чувствам и славной истории родных мест.
автор: Виктор Новиков
Калининград! Бывал я здесь.
Форпост на западной границе,
Истории народов смесь
Читаю я на зданий лицах.
Был Кёнигсбергом ты давно
В остзейской территории,
Вторым ты стал теперь окном
В российской всей истории.
На юге Польша, там Литва
На западе залив и море.
Нам область была отдана
За кровь, разбой, людское горе.
Такой метод хорош, для тех, кто является гумманитарием и любит литературные произведения, к сожалению, в наше время таких ребят стало меньше. Используя современные технологии и формы все выше сказанное можно представить и показать наглядно, используя яркие краски и усиливающие эффекты, что не оставит равнодушным никого, а особенно тех, кто воспринимает информацию визуально. (ролик РЭП – урока «Географическое положение РФ»). Можно использовать готовый профессиональный материал, но результат будет эффективнее, если дети будут сами авторами таких проектов.
Тезис Белинского, говорит о том, что любви к своей Родине, ее нужно знать. С точки зрения географии, это прежде всего:
границы государства и ее местоположение;
ее население и его традиции.
Будучи гражданином применять все свои знания в своей повседневной и профессиональной деятельности, обращая их в пользу для своей страны.
Великая Победа, которую мы будем отмечать была добыта, в том числе и благодаря знаниям географической науки, теми маршалами, полководцами, офицерами и солдатами. Знания применялись не только при подготовке и в ходе сражений, но и на политических площадках. Детям нужно давать не только знания, но и учить их применять, а лучше всего делать это на примерах.
Советский Союз упрекали в 39, и упрекают до сих пор, за подписанный перед самым началом II мировой войны пакт «Молотов – Рибентроп» (пакт о ненападении между СССР и Германией, все считали и считают его политическим, но кроме политики здесь присутствует как география, так и военная стратегия. Надо сказать, что советское руководство этим пактом отодвинуло западные границы от столицы страны Москвы на 300 – 400 км. Кто знает, как повернулась бы история, если бы немецким войскам с легкостью, как в Европе удалось бы взять Эстонию, Латвию и Литву не будь они включены в состав СССР. И в какое бы время года и месяце немецкие войска подошли к Москве.
Нельзя не восхититься тем, как были учтены и применены на практике знания о географическом положении Белоруссии, Литвы и восточной Польши при подготовке и проведении операции «Багратион.
Умело был проведен выбор местности (с учетом рельефа) для выбора танкового сражения, которое вошло в историю как – Курская битва.
Проблема патриотического воспитания – это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма. О роли школы в воспитании патриотизма можно видеть на диаграмме по итогам анкетирования старшеклассников.
Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развить в ребёнке чувство святости дорогого и близкого, культивировать вдохновение и воодушевление перед священным. В этом процессе не нужно, да и нельзя к этому принуждать, ибо святое – это то, что дано, а священное – это то, что окружает.
Патриотическое воспитание – это пробуждение мотивационно-ценностного ядра нравственных поступков, социальных поступков, ориентированных на служение Отечеству и своим близким.
Мотивационно-ценностное ядро человека включает, прежде всего, фундаментальные ценности: Родина, Отечество, родная земля, семья, родители, дети, ближние.
География, как предмет гуманитарного цикла, наряду с историей и литературой, играет важную роль в патриотическом воспитании учащихся.