Муниципальное учреждение, общеобразовательная школа – интернат №1 среднего (полного) общего образования г. Томск
Доклад
« Как мы учим детей
умению учиться»
( из опыта работы )
Приготовила: Учитель истории и обществознания
Лебедева Т.Т.
МБОУ школа – интернат №1
Г. Томск
Урок - это неповторимое искусство учителя так взволновано и логично рассказать о событии, явлении, чтобы рассказ нельзя было не запомнить, а с объяснением не согласиться; это такое взаимодействие педагога и класса, когда учителю приятно и радостно открыть новую страницу истории, (биологии, химии, физики ) а учащимся хочется о ней узнать; это взаимодействие учащихся, стремление быстро подхватить, развить или уточнить мысль товарища. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Современный урок должен быть именно таким. И судьи здесь – учащиеся. Учебник – основная книга, по которой учатся дети. Наряду с сообщением учителя он является важнейшим источником знаний. Именно поэтому необходимо использовать все педагогически ценные возможности работы с учебником в классе, и прежде всего, учить детей учиться по учебнику. Нет никакого сомнения в том, что дети, овладевшие навыком работы с книгой, полнее и глубже усваивают знания, рациональнее расходуют учебное время. В содержание понятия «учить учиться по учебнику» включается привитие навыков самостоятельной работы с книгой, воспитание наблюдательности, пытливости внимания к слову, термину, развитие логического мышления и воспитание привычки работать вдумчиво над текстом. Интерес к учебе порождается не столько содержанием предмета, сколько умением вести преподавание. Известно, что у хорошего учителя – сухие и скучные предметы, т.е. дисциплины оживают, увлекают детей, и наоборот, любую дисциплину можно умертвить штампованными уроками. Как известно прочными является те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Все возможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Учить учиться по учебнику – значит ставить перед школьниками определенные, продуманные задачи, которые они решают самостоятельно, а поэтому с увлечением. В своей работе я уделяю большее внимание знанию исторический фактов и событий, которые являются нишей мышления. Провожу исторические диктанты, в конце четверти , начиная с 5 – 6 классов провожу тестирование, зачеты. Начиная с 6 класса, ребята пишут доклады, рефераты. Учу ребят составлять опорные конспекты к уроку, работать с текстом, т.е. я задаю вопросы, а ребята отвечают на них текстом из учебника, причем вопросы задаются не последовательно, а хаотично, учу ребят выделять главное в вопросе, и кратко отвечать на поставленный вопрос. Учу работать с контурными картами и умению осмысленно читать ее. На своих уроках я приучаю детей работать с разными картами, и это приносит свои положительные результаты. В своей работе я уделяю большое внимание играм. Игра по своей природе синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А.С.Макаренко, В .А. Сухомлинский, С.А. Шмаков и др. Хотелось бы привести слова О.С. Газмана:
« Руководство игровой деятельностью должно включать в себя заботу о том, чтобы дети получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, то есть не подходить к игре сугубо прагматически ( что ребенок узнал, что закрепил, чему научился ) , а содействовать ощущению радости детства».
И если даже не получилась игра, учитель должен помнить , что это еще не значит, что игра плохая; быть может она недостаточно умело была организована, и в следующий раз она непременно получится.
В своей работе я применяю следующие игры: «Чистая доска», «Древо познания», «Из уст в уста», «Живая картина» ( когда дети ставят инсценировки «Сбор дани», «Продажа крестьян» и т.д.), « Вассал – сеньор», «Реставрация» ( например в 9 классе по теме «Внешняя политика» при закреплении темы применяю эту игру, составляю текст по вопросу «Падение Порт – Артура» . Каждое предложение начинается с новой строки и несет самостоятельную смысловую нагрузку, затем разрезаю текст на полоски так, чтобы на каждой из них помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игр. На уроке или индивидуальном задание ученики должны восстановить текст. Причем в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнение задания учениками из этих букв складывалось бы слово или словосочетание ( об этой «головоломке» учащиеся не предупреждаются). В данном случае это подсказка: «Падение Порт – Артура», «Исторические пятнашки» (ребятам дается задание восстановить даты в восходящем хронологическом порядке). Показывая указкой на дату в квадратике, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий , динамическому повторению дат, развивает внимание, память, «Отгадай героя», «Что хотите говорите», «Отгадай термин» т др.
«Путешествие в прошлое»
Класс делится на несколько групп «путешествовать во времени».
«Древний Египет»
Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Древнему Египту.
Наша задача – познакомиться с этой страной поближе, приподнять тяжелую завесу веков. Мы совершим воображаемое путешествие на «машине времени».
Каждая группа должна записать отчет о своем путешествие, а потом прочитать в классе, а может что-то показать даже в сценке.
В задание каждой группы написано, на чем нужно сосредоточить внимание, на описание событий путешествия.
Итак, капитаны получают по жребию свои конверты.
В добрый путь!
Содержание конвертов.
№1
Представьте себе, что вы путешествуете по Древнему Египту. Время нашего путешествия совпало с трагическим событием. Умер великий фараон Хеопс. Казалось, что вся страна погружена в траур. Этот фараон почти всю жизнь строил для себя гробницу – огромную пирамиду. Вы участвовали в обряде погребения, кто – то из вас был бальзамировщиком, носившим маску бога Анубиса (шакала). Напишите обо всем , что вы увидели.
№2
С помощью «машины времени» вы смогли побывать древнеегипетской школе.
Расскажите, как прошел ваш учебный год. Чему вас учили? Как вы провели время в школе, общаясь с учениками. Напишите подробный отчет своего путешествия.
№3
Вы побывали на религиозном празднике. Расскажите о религиозных обрядах. Не забудьте отметить, в каком храме проходил праздник, что представляла собой праздничная церемония. Как были одеты люди? Что вас поразило? Что рассмешило?
№4
Путешествуя по древней стране, вы вдруг заметили. Что ваши ноги стали «свинцовыми», а голова просто раскалывается и это не от усталости…
Здешний климат отличается от нашего . Вы заболели и надо обратиться к древнегреческим врачам. Расскажите, чем вы заболели, как вас лечили египетские медики.
№5
Вы побывали в древнеегипетской семье. Расскажите о том, как вас приняли в доме древний египтян. Расскажите о хозяевах: кем они были, как одеты, о чем шел разговор? Что подавали к столу? Какие блюда вам понравились? Какие – нет? Что вас удивило, что заинтересовало, а что сконфузило?
В результате каждая группа учащихся должна представить отчет в форме рассказов или небольшой инсценировки.
Реконструкция прошлого в данной игре позволяет раскрыть у учащихся историческое воображение.
Уроки самоуправления «Новый учитель»
После таких уроков необходимо провести их анализ «Следует выделить сильные и слабые стороны. Что – хорошо, что – плохо, как сделать лучше».
Такая форма урока имеет большое воспитательное значение и возможности. Ребята начинают лучше понимать учителей, убедившись на своем опыте как трудно, но в то же время – интересно, подготовиться к уроку и провести его. Такая форма работа помогает решить проблему индивидуального подхода к детям с высоким уровнем развития.
«Живая картина»
Ученикам дается задание «оживить» какое – либо историческое событие по учебной картине. Так например при оживлении иллюстрации из учебника средних веков «Военный вождь с дружиной» учащимся предлагается допустить, что на рисунке изображен вождь франков Хлодвиг со своими дружинниками и приближенными, празднующими очередную победу. При этом возможен следующий вариант инсценировки.
Сидящий слева от Хлодвига дружинник с чашей говорит: « Я – Ротбард, воин из дружины Хлодвига, предлагаю выпить эту чашу за здоровье нашего вождя. Это он привел франков с берегов Рейна на плодородные равнины Галии. Помните, как храбро сражался Хлодвиг под стенами Суассона? Жалкий Слагрий, бывший римский наместник этой страны, трусливо бежал к вождю вестготов Алариху, но и там настигли его наши мечи. Слава Хлодвигу!»
Далее в представление вступает юноша, подающий блюдо: « Лично я не стал бы пить за Хлодвига. Страшен и коварен Хлодвиг. На словах он не возражает против древний обычаев, а на самом деле, делает все, чтобы реже созывать народные собрания, которые теперь превратились лишь в военные смотры. Все дела он решает сам, опираясь на дружинников. В той битве под Суассоном была захвачена драгоценная чаша, и, Хлодвиг, вопреки обычаю, стал требовать ее себе. Все испугались Хлодвига, и лишь один храбрец поднял топор и разрубил чашу пополам, промолвив: «Ничего из этого не получишь, кроме того, что полагается тебе по жребию». Хлодвиг промолчал. Если бы тогда другие воины поддержали храбреца! И вот теперь через год, осмелев, он открыто убил того воина, потому что никто уже перечить ему не в силах».
Ох, злопамятен Хлодвиг.
Сидящий в правом углу дружинник Бавдрик Рыжий вступает в разговор: «Слава Хлодвигу! Храбрые дружинники! Мы должны во всем поддерживать Хлодвига. Вспомните, как делили землю захваченную в Галии.
Всем франкам достались небольшие наделы. А нам, своим дружинникам, Хлодвиг выделил большие участки . Теперь я могу не беспокоиться о хлебе насущном. Мою землю обрабатывают римские рабы и колоны, и до того работавшие на этой земле. Мы можем воевать круглый год. Простые франки же, отправляясь на войну, постоянно думают о том, что будет обрабатывать их клочок земли, пока они воюют».
Помните Амальфреда, погибшего от отравленной стрелы? Перед смертью он плакал как женщина и приговаривал: «Ах как там теперь мои дети?»
Слава Хлодвигу, нам это не грозит!
Крайний слева – это бывший римский рабовладелец Корнелий. Когда франки захватили Галию, он поспешил признать власть Хлодвига:
«Слава Хлодвигу! Благодарю тебя за то, что ты сохранил мои владения и оставил мне моих рабов. Я буду служить тебе верой и правдой. Мой дом и яства в моих подвалах – к твоим услугам. Эй раб, подлей-ка вождю моего лучшего вина! »
Раб наливающий вино Хлодвигу:
«Я раб, и я молчу. Но я не могу не думать о неблагодарности Хлодвига. Когда полчища франков подступили к стенам нашего города, я вместе с другими рабами и колонами помогал им, надеясь, что они меня освободят. Но я как был рабом Корнелия, так и остался им.»
Сам Хлодвиг ведет хитрую беседу с верным приближенным Арнольдом:
«Да, власть моя велика. Но я еще не король. Я лишь один из вождей франков. Еще живы вожди Сигиберт и Рагнахар. Ты завтра же поедешь к Хлодерику,сыну вождя рипуарских франков Сигиберта. Скажи ему что после смерти отца Хлодерик станет вождем. Когда он убьет отца мы обвиним его в отцеубийстве и он не станет вождем. А потом возмемся за Рагнахара».
«О ком идет речь»
( подбор материала относится к теме: «Отечественная война 1812 года» ).
Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова и скажите о ком идет речь.
Ему, погибельно войною принужденный,
Почти весь свет кричал: «Ура!»
При виде бурного ядра
Уже, он был готов – но.. воин дерзновенный!
Творец смешал неколебимый ум,
Ты побежден московскими стенами…
Бежал… и скрыл за дальними морями
Следы печальные твоих высоких дум…
Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?
(О Наполеоне)
Из стихотворения Натана Злотникова
….душой готов на подвиг ратный,
Берёг войска, не шёл вперёд,
А шёл упрямо на попятный,
И невзлюбил его народ.
И недовольства смутный ропот
Шел словно тень за ним шаг в шаг,
Сквозь канонаду, конский топот
Он слышал вечное : чужак..
Упрямо заблуждений сила.
И даже Пушкина перо
Не очень то и защитило,
Добром воздавши за добро.
(О Барклае де Толи )
Из стихотворения В.А. Жуковского
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как южный ратник, вихрь и вождь,
И сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом
И сколь врагу ужасен!
(О Кутузове )
В своей работе я провожу нестандартные уроки, в основном – это уроки обобщения. Уроки – экскурсии с элементами групповой работы. При проведение таких уроков я широко использую иллюстрационный материал, который готовлю вместе с детьми. Детям очень нравятся такие уроки, на них они работают с удовольствием. Каждый урок стараюсь проводить с применением наглядности или работаю с иллюстрационным материалом, который помещен в учебнике, работаем по картам – схемам, таблицам, с аппликационным материалом. Все это способствует развитию познавательной деятельности учащихся, учит детей умению учиться.
Практика современной школы убедительно показывает, что без развития познавательной деятельности, тесно связанной с самостоятельностью учащихся, не может быть хороших результатов. Поэтому каждый урок должен быть построен так, содержать в себе такие задачи, чтобы учебник чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Познавательная активность школьников на уроке возрастет, если учтены такие важные обстоятельства:
Материал урока должен быть «подан» в теснейшем сцеплении с известными учащимся сведениями, с учетом предшествующих знаний, что рождает ассоциативные связи, которое помогают каждому ученику активно участвовать в уроке.
Учитель должен твердо верить в возможность ученика провести наблюдения, сделать вывод, придумать свое задание на тему урока. Доверие учителя – важнейший стимул в развитии познавательной деятельности ученика.
Создание на уроке ситуации затруднения всегда вызывает у школьников желание самостоятельно докопаться до сути вопроса, потому что желание получить ответ на вопрос «почему?» заложено в детях с детства.
Учащиеся должны последовательно подводиться ко всем более усложняющимся заданиям, т.к. «топтание на месте» порождает скуку, при которой ни о каком познавательной активности речи быть не может.
Я стараюсь в своей работе учитывать все эти важные обстоятельства, которые позволяют повышать познавательную активность учащихся на уроках истории.
И закончить свой доклад мне хотелось бы словами К.П. Ушинского: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе, но говорим им изучайте законы тех психологический явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которых вы хотите их приложить».