Краевое государственное казенное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №11»
Воспитательные возможности
современного урока в развитии
жизненных компетенций
обучающихся с ТМНР
Малькова Н.В.
2022
Жизненные компетенции детей с ТМНР - это определенные знания, умения и навыки, необходимые ребенку в повседневной жизни, которые формируются с помощью коммуникации, социально-бытовой адаптации и социализации и приобретения жизненного опыта.
Воспитательная работа по формированию жизненной компетенции
1.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
2.Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4.Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.
5.Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях
• Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов.
• Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.)
• Умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обраться за помощью (мне нельзя сладкое, мне не видно, мне не слышно и т.д.) Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, а не стыдно и не унизительно.
2. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
• Овладение навыками самообслуживания (правил личной гигиены), стремление к самостоятельности и независимости в быту, помощи другим людям в быту.
• Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание уюта и т.д.), предназначения и умения использовать окружающих в быту предметов и вещей.
• Умение ориентироваться в пространстве помещения (группы, кабинета, школы, столовой, мест общего пользования).
Уроки домоводства:
3. Овладение навыками коммуникации.
• Умение получать информацию от собеседника и уточнять ее (задать вопрос, выразить свое мнение и т.д.).
• Умение корректно выражать свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу, пожелание, опасение и т.д.), делится своими впечатлениями, воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей.
• Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным и др.)
Для неговорящего ребенка используется альтернативная коммуникация
карточки личного пользования
Картотека игр
4. Осмысление и дифференциация картины мира и ее временно-пространственной организации.
• Умение адекватно вести себя в окружающем мире с точки зрения безопасности для себя и других, сохранять окружающую предметную и природную среду.
• Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).
• Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (соблюдение режима дня, выбор одежды по сезону и погоде, вымыть грязную обувь после прогулки и др.)
Умение осваивать, накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира (экскурсии, путешествия и др.).
5. Осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
• Умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя, ученики и сотрудники в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, гостях и др.)
• Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)
• Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие. (Я – школьник, одноклассник, я – участник соревнований, я – сын (дочь), я – пассажир, я – покупатель и др.)
Умение адекватно использовать принятые в обществе социальные ритуалы (выполнение поручений, обязанностей дежурного по классу, по столовой и др.)
Умения включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие.
Спасибо за внимание!