Содоклад на МО воспитателя 6 класса Герасимовой И.В. на тему: «Система поощрения детей во внеурочной деятельности, критерии и награды».
Виды поощрений во внеурочной ситуации могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок. Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться «медвежьей услугой» или быть непедагогичной. При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил:
1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности и внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога.
2. Не следует при классе хвалить воспитанника за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку или самоподготовке, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
3. В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другими. Настойчиво хвалить, кого не любят в классе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одноклассников.
4. Дети очень охотно и преувеличенно приписывать воспитателям «любимчиков», и у них действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.
Безусловно, почти для каждого ребенка, подростка в классе есть один-два значимых одноклассника. Именно они, как показывают исследования, обладают способностью личностно запечатлеваться в сознании школьников. И в том случае, если эти лица являются значимыми для большинства в классе, учитель может обрести важнейший канал не прямого, а опосредованного воспитательного воздействия на учащихся. К примеру, если ученик систематически не выполняет домашнее задание, воспитатель может попросить его школьного товарища, чьим мнением он дорожит, повлиять на него и помочь в подготовке к урокам. Таким товарищем не обязательно должен быть одноклассник. В советское время институт шефства старшеклассников над учениками превосходно решал такие учебные вопросы.
Групповое давление со стороны одноклассников вынуждает ученика поступать требуемым образом, благодаря его положению в системе социальных связей и отношении в учебном коллективе.
Четкое понимание педагогом структуры внутригрупповых отношений в классе и места в нем проблемного ученика, знание групповой морали и ценностей в данном учебном коллективе позволяют воздействовать на него не непосредственно, а через группу. Это не означает, что педагог полностью перестает прямо влиять на учащихся; он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия. В учебной ситуации метод группового давления фактически сложно применить, т.к. он имеет сугубо воспитательную направленность. Тем не менее, критика или восторженные оценки одноклассников могут способствовать тому, что лентяй может чудесным образом преобразиться в «жадного» до знаний ученика.
Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Соревнование является эффективным стимулом к улучшению деятельности школьников. Организация длительного соревнования в учебе или внеклассной работе оказывается очень хлопотливым делом, где ослабление усилий педагогов быстро приводит к потере детского интереса и формализму, к появлению нечестности по отношению к соперникам. Требуется постоянно подогревать интерес детей учетом результатов, новыми формами соревнования, внесением в него игрового элемента. Конечно, для детей наиболее увлекательны спортивные соревнования, а что касается учебы или какого-либо труда – тут педагогам необходимо постоянно проявлять выдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды. В процессе действительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкают друг к другу, вырабатывают у себя навыки ответственности, прилагают энергичные усилия и просто живут интересной жизнью, т.е. становятся настоящим коллективом. Поэтому педагогам не стоит пренебрегать интеллектуальными поединками типа: «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». Как показывает практика, они могут увлечь своим соревновательным азартом практически весь класс.
Внеклассная работа не имеет системы оценивания, но, несомненно, она должна быть отмечена.
Каждый день, находясь в школе, ребята выполняют множество поручений, участвуют в жизни не только класса, но и школы.
В конце каждой четверти в школе проходят линейки, на которых почетными грамотами, дипломами награждаются самые активные классы и дети, которые приняли участие в различных школьных мероприятиях и акциях.
В конце года так же грамотами отмечаются самые активные классы: «Самый творческий класс», «Самый веселый класс», «Самый дружный класс» и т.д.
Чтобы легче было оценить ребенка я веду рейтинговые карты на каждого учащегося класса, в которых указано: к какой структуре самоуправления он относится, какую помощь оказал, где принял участие, какие имел поощрения в течение года и т.д.
В завершении следует отметить, что только демократический стиль руководства учащимися является единственно возможным способом организации реального сотрудничества педагога и школьников. Демократический стиль педагогического руководства, стимулируя учащихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену коллектива.
1