Доклад по теме
«Родители (законные представители) - как участники образовательного процесса. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».
Выполнила: Матвеева М.В.
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому:
родители пример тому».
П.И. Пидкасистый
Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его основными педагогами являются родители. [1] С переходом в школу, обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования.
Родители (законные представители) учащихся имеют право:
- выбирать формы получения образования и образовательное учреждение;
- защищать законные права и интересы ребенка; обращаться к администрации Учреждения в целях защиты этих прав и интересов;
- знакомиться с уставом Учреждения и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Учреждения;
- принимать решение о переводе ребенка в другой класс, в другое образовательное учреждение, об изменении формы обучения, профиля обучения;
- принимать участие в управлении образовательным Учреждением, классом; принимать участие и выражать свое мнение на общих и классных родительских собраниях;
- присутствовать на заседаниях органов управления Учреждением и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка; ставить вопрос о не согласии с годовой оценкой по предмету и проведения экзамена независимой комиссией;
- посещать школу и беседовать с педагогами после уроков, посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок или по согласованию с учителем и с разрешения директора Учреждения;
- заключать договор с Учреждением о предоставлении последним образовательных услуг;
- при обучении ребенка в семье вернуться в Учреждение на любом этапе обучения. [3]
Согласно Семейному Кодексу РФ главе 11 статье 56. Право ребенка на защиту ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
Глава 12 статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Глава 12 статья 65. Осуществление родительских прав.
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Глава 12 статья 69. Лишение родительских прав:
1. Уклонение от родительских обязанностей;
2. Злоупотребление родительскими правами;
3. Жестокое обращение с детьми;
4. Хронический алкоголизм, наркомания. [2]
Многие родители уверены, что знают свои права, права своих детей, а также в полной мере исполняют свои обязанности. Но, исходя из практики, хочется отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей, а главное, обязанностей и ответственности в отношении своих детей. Чаще всего сами родители являются злостными нарушителями прав своих детей. Но родители должны знать и понимать, что прав не бывает без обязанностей.
Родители (законные представители) учащихся обязаны:
- соблюдать настоящий Устав;
- создавать дома необходимые условия для жизни, развития, отдыха ребенка и выполнения им учебных заданий, разумно организовывать режим и свободное время ребенка. Направлять ребенка в Учреждение в опрятном виде, с необходимыми принадлежностями для занятий;
- регулярно контролировать учебу и поведение ребенка; регулярно поддерживать связь с педагогами Учреждения;
- оказывать ребенку всемерную помощь в осуществлении им своих прав и обязанностей в Учреждении;
- уважать права, честь и достоинство ребенка и педагогов. Поддерживать у ребенка авторитет и уважение к педагогам;
- показывать ребенку положительный пример выполнения гражданских, трудовых и семейных обязанностей, прививать ему здоровый образ жизни;
- принять меры по ликвидации ребенком академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс. [3]
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность. Таким образом, законодатель предоставляет родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации вне учебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. Но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?
Ответ на данный вопрос, можно найти на родительских форумах и при непосредственном общении с родителями учащихся. Далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка. Причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт. Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема – учителя.
Для российской школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.
На сегодняшний день современный родитель - это чаще наблюдатель, а не активный участник в образовательном процессе ребёнка, и это большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в процессе обучения своего ребёнка. Классный руководитель является главным связующим звеном в работе школы с родителями учащихся. Важное место в работе каждого классного руководителя занимает работа с родителями своих учеников, классным родительским комитетом в вопросах обучения, воспитания. Все должны понимать, что успехи возможны только при условии объединения усилий педагога и семьи. Взрослые в ответе за то, чтобы проблемы и трудности, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. И он должен знать, что ему всегда поможет семья и школа. Не менее важна для учащихся встреча и с такими взрослыми, которые будут помогать ему учиться искусству жизни и таким взрослым должен стать их классный руководитель. Одной из главных задач считаю, взаимодействие с семьей по созданию в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.
Основные направления взаимодействия классного руководителя с семьей:
Психолого-педагогическое просвещение - учу ставить цели и задачи в образовании и воспитании своих детей с учетом возраста, выбирать средства, необходимые для их достижения.
Использую технологии: родительские собрания, тематические, индивидуальные консультации, доклады на общешкольных родительских собраниях, письменная форма.
Участие родителей в учебно-воспитательном процессе - учу родителей видеть перспективы учебно-воспитательного процесса, согласовывать свои действия со школой, учителями, классным руководителем, добиваясь общего успеха. Формирую у родителей организаторские умения, умения распределять и согласовывать функции членов семьи, организовывать режим дня.
Использую технологии: тематические вечера, встречи, походы, экскурсии, игры, конкурсы, презентации семейных традиций, традиционный День класса и многое другое.
Итоги: 66,6% из числа родителей являются активными помощниками в делах класса и школы. 33,3% - это родители, которые тяжело идут на контакт. С ними ведется индивидуальная работа совместно с Администрацией школы.
Главной целью работы школы должно являться: формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к обучению и воспитанию своих детей и обучение родителей умению правильно пользоваться родительскими правами с целью активизации учебно-воспитательного процесса.
Список использованной литературы:
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - Ст. 43
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)// СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - Гл. 12
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ - Ст. 44
Шерстобитова И.В. Статья "Родители – активные участники образовательного процесса. Характерно ли это для российской школы?"// СПС «Почемучка». - Режим доступа: http://pochemu4ka.ru/