СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педсовет "Проблемный ребенок - это не диагноз"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе дается определение понятию "проблемный ребенок", а также рассматриваются методики и технологии работы педагога с проблемными детьми

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педсовет "Проблемный ребенок - это не диагноз"»

МБОУ «ГИМНАЗИЯ №11 Г.ЕЛЬЦА»





ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ





ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД

ПАНКРАТОВА Н.Г.










ЕЛЕЦ

Проблемный ребёнок – ребенок, поведение которого таково, что его родители, преподаватели, друзья и т.д. не могут эффективно с ним взаимодействовать.  

Такое определение можно прочитать в Оксфордском толковом словаре по психологии. Хотя это определение, кажется, перекладывает "бремя" с ребенка на окружающих  людей, это действительно  точная характеристика ситуации, которую необходимо решать.  

В отечественной педагогике принято считать, что проблемные дети – это дети, имеющие физический и / или психический недостаток (проблему), которые препятствуют освоению ими общепринятых норм культурного развития. К этому определению следует добавить, что проблемные дети, это дети, испытывающие серьёзные трудности в обучении. В современной педагогике понятие «проблемные дети» часто заменяются синонимическими- трудные, трудновоспитуемые, девиантные, дезадаптированные, дети зоны риска.

Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.

В настоящее время появилось много практико-ориентированных материалов, раскрывающих методики и технологии работы педагога с детьми, имеющими стойкие проблемы в развитии (с девиантным поведением, оставшимися без попечения родителей, одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями и т. д.).

В нашей повседневной работе чаще всего нам приходится осуществлять работу с детьми группы "норма", у которых в различные периоды жизни также возникают проблемные ситуации и трудности, требующие помощи со стороны взрослых в их решении. Если ребенок не может справиться с возникшей проблемой, он может попасть в одну из вышеперечисленных групп проблемных детей. Поэтому одной из модификаций деятельности воспитателя, КР может быть деятельность превентивного характера не только с детьми с уже выявленными проблемами, но и с обычными школьниками.

 Но какое бы понятие мы не использовали, проблема не теряет свою остроту.

Если есть проблемы, значит, существуют и пути для их решения. Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми должна осуществляться по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненного смысла, в коррекционной работе по преодолению неуспеваемости,  в укреплении самооценки, в развитии их творческих способностей, в пробуждении интереса к самой широкой информации о людях и вещах этого огромного, не враждебного внешнего мира. Иными словами, мы должны осуществлять социально-педагогическую поддержку или сопровождение проблемных детей.

Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, успешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Результатом социально-психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество – адаптивность, т. е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которой оказывается помощь, и ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Вместе с тем общими принципами сопровождения личности в трудной жизненной ситуации являются гуманное отношение к личности, вера в человека.

Социальным заказом на формирующуюся личность с позиций и родителей, и учителей является то, что растущему человеку прежде всего необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к самоопределению, самореализации, т. е. способности к саморазвитию).

Этими тремя крупными блоками можно обозначить задачи работы школы, ее педагогов, которые реализуются через организацию различных видов деятельности — учебную, досуговую; через общение со взрослыми и сверстниками, с самим собой и т. д. В качестве основных сфер жизнедеятельности ребенка мы выделяем:

"Учение" — развитие способностей через различные виды деятельности.

"Здоровье" — охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.

"Общение" — умение строить свои отношения с окружающим миром.

"Досуг" — развитие способностей во внеклассное время, в сфере дополнительного образования.

"Образ жизни" — развитие индивидуальных качеств личности ребенка, его самобытности.

Образ жизни— сфера духовного бытия ребенка, образа его жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учении, и на нравственности детей.

Образ жизни школьника не ограничивается домашними условиями. В школе периодически возникают "эпидемии", связанные с модой на прически, на стиль одежды и обуви, на ношение украшений, значков (не говоря уже о музыкальных увлечениях). Поэтому необходима диагностика индивидуальных особенностей ребенка, его предпочтений в музыке, в стиле одежды, а также организация мероприятий с целью раскрытия индивидуальности ребенка, разрешения его индивидуальных проблем.

Индивидуализировать деятельность личности педагогу удается как в рамках групповой деятельности, когда педагог в групповом деле подбирает для каждого ученика отдельные роли, отдельное место, находит специфику участия школьника в данном деле, так и в процессе организации персональной деятельности школьника, соответствующей его интересам, желаниям, способностям.


Работа по этим направлении подразделяется на следующие виды:

1) индивидуальная:

- педагог изучает особенности развития каждого ребенка, привлекая к этой работе школьного психолога. С этой целью он знакомится с семьей, выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка

- проводит совместно с психологом тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей его характера, темперамента, а также ведет наблюдения и беседы с учеником.

- изучив положение ребенка в сфере "общения", педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, создать условия для самоутверждения ребенка в коллективе, например, изменить социальную роль ребенка как "неудачника", "хулигана", "двоечника"; доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, а в случаях неудовлетворительного поведения — дают шанс для исправления отрицательных черт. При этом не надо морализировать, нужно объяснить последствия поступка, как он отразится на близких для него людях и на нем самом;

- чтобы помочь ребенку в обучении, педагогу необходимо выяснить его учебные возможности, а именно: особенности мышления, умение выделять главное, самостоятельность; умение рационально планировать свою учебную деятельность; отношение к учению; интересы, склонности; осознание необходимости учебной деятельности; работоспособность;

- необходимо выявить причины отставания в учебе (состояние здоровья; отсутствие бытовых условий; пробелы в знаниях; недостатки преподавания; нет интереса к предмету; отсутствие определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; особенности мышления). Этот материал поможет предоставить школьный психолог. Очень важна здесь беседа с родителями, которая поможет объяснить некоторые особенности в умственном развитии ребенка (наследственные признаки, психическая атмосфера в семье и т. д.);

- в результате педагог имеет серьезный материал по индивидуальным и учебным возможностям ребенка, что помогает ему создать условия для формирования познавательных интересов и расширения кругозора воспитанника во внеурочное время;

— чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо изучить потребности ребят, их интересы; выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются; соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка. Информацию о необходимой помощи ребенку педагог может получить от родителей (к чему больше склонен ребенок; как проводят свободное время родители и дети; семейное хобби); от руководителя кружка, секции, клуба (возможности, успехи, проблемы ребенка); от самого ученика путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы, путем тестирования, выявления его интересов, желаний и т. д.; от товарищей по классу, друзей;

— выявив индивидуальные интересы ребят, педагог должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет)

2) работа с коллективом детей:

Деятельность в этой сфере заключается в формировании у детей коммуникативной культуры, создании благоприятного психологического климата.

Для этого необходимо разработать программу общения применительно к данному коллективу, в которую необходимо включить:

— коллективные творческие дела: "Огоньки", "КВНы", походы, дискуссии, вечера отдыха и т. д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;

— практикумы по коммуникации, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе;

- тренинги по общению (привлечение школьного психолога).

Необходимо развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленческой работы, но и учиться управлять без конфликтов;

- организует познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т. д.);

Педагог строит совместно с детьми деятельность по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения досуга, культуры общения, культуры труда путем:

— расширения познавательного и культурного кругозора учащихся (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино, театров и т. д.);

— участия в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников и т. д.);

— укрепления здоровья и организации отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т. д.);

— укрепления семейных связей (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т. д.);

— изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т. д.);

— создания условий для творческой самореализации в организации спортивной, художественной, технической деятельности.

3) участие в общешкольных делах:

— организует участие в спортивных соревнованиях, туристических слетах и т. д., проводимых в рамках школы и микрорайона;

- педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего коллектива учеников. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в городских праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира;

- вся работа по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей — вот основа творчества педагога.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

И помните, если Вы мало разговариваете с ребенком и не аргументируете свои решения, он будет делать так же. Если Вы злитесь и раздражаетесь на его желания, даже самые абсурдные, по Вашему мнению, он будет делать так же. Если Вы терпимы по отношению к ребенку, слышите его мнение и считаетесь с ним, он будет делать так же.

Помните, проблемный ребенок - это не диагноз!