СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на ШМО на тему: «Методика формирования навыков ЗОЖ у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе говорится об основных принципах формирования навыков ЗОЖ, о её направлениях.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на ШМО на тему: «Методика формирования навыков ЗОЖ у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стерлибашевская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья










Доклад на школьном методическом объединении

на тему:

«Методика формирования навыков ЗОЖ у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».




Выполнил: учитель

физической культуры

Каримов И. Р.

Протокол №2 от 17.11.2015

























с. Стерлибашево

Содержание

1. Введение.

2. Основные принципы формирования навыков ЗОЖ.

3. Программы формирования ЗОЖ.

4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

5.Направления формирования навыков ЗОЖ.

6.Заключение.

7. Использованная литература и интернет – ресурсы.

















































Введение

Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди школьников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Основные принципы формирования навыков ЗОЖ

Здоровый образ жизни – это "результирующее действие многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья". Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни:

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

Программы формирования ЗОЖ

В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека. Цель этих программ – "создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д."

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже с детства. Вся жизнедеятельность ребенка в школьном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно- образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

- Рациональный режим.

- Правильное питание.

- Рациональная двигательная активность.

- Закаливание организма.

- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

- Формирование культурно-гигиенических навыков.

- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программа формирования здорового образа жизни

На примере проекта «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы № 565 Кировского района г.Санкт-Петербурга» изучим программу по формированию навыков ЗОЖ.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа является концептуальной методической основой для разработки и реализации общеобразовательной организацией собственной программы.

Программа формирования экологической культуры разрабатывается на ос­нове системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, с учё­том этнических, социально-экономических, природно-территориальных и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образователь­ного процесса и подразумевает конкретизацию задач, содержания, условий, планируемых результатов, а также форм ее реализации, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и другими обще­с­т­вен­ными организациями.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопас­ного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, спо­со­б­с­т­вующих познавательному и эмо­циональному развитию ребёнка.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна вносить вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП: формирование представлений о мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программа построена на основе общенациональных ценностей рос­сий­с­ко­го об­ще­с­т­ва, таких, как гражданственность, здоровье, природа, эко­ло­гическая культура, без­опа­с­ность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обу­ча­ю­щихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать пре­ду­смотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, це­нить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, ма­те­ри­аль­ного благополучия.

При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы общеобразовательной организации, требующий создание соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здо­рового и без­опасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взро­с­лы­ми самостоятельная деятельность обучающихся, раз­ви­вающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение спо­собов рациональной организации режима дня, двигательной активности, пи­тания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового об­ра­за жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не ста­новится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и социуме.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является составной частью адаптированной общеобразовательной программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.

Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Основные задачи программы:

формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование за­ин­те­ре­сованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового об­раза жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и об­ще­ния;

формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

формирование установок на использование здорового питания;

использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,

развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;

формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Основные направления, формы реализации программы

Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательной организации может быть организована по следующим направлениям:

1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.

2. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.

3. Реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

4. Работа с родителями (законными представителями).

Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура общеобразовательной организации включает:

• соответствие состояния и содержания здания и помещений общеобразовательной организации экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и ква­ли­фи­цированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную ра­боту с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, пси­хо­ло­ги, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию общеобразовательной организации.

Реализация программы формирования экологической культуры

и здорового образа жизни в урочной деятельности.

Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в со­де­р­жание ба­зовых учебных предметов разделов и тем, способствующих фо­р­ми­рованию у обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ эко­ло­ги­че­с­кой культуры, установки на здоровый и без­опасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Фи­зи­ческая культура», «Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «Основы со­ци­аль­ной жизни», «География», а также «Ручной труд» и «Профильный труд».

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций:

элементарные природосберегающие умения и навыки:

умения оценивать правильность поведения людей в природе; бережное отношения к природе, растениям и животным; элементарный опыт природоохранительной деятельности.

элементарные здоровьесберегающие умения и навыки:

навыки личной гигиены; активного образа жизни;

умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.;

умение оценивать правильность собственного поведения и поведения окружающих с позиций здорового образа жизни;

умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены приготовления, хранения и культуры приема пищи;

навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков заболеваний у себя и окружающих; умения общего ухода за больными.

навыки и умения безопасного образа жизни:

навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в школе, дома, на улице;

умение оценивать правильность поведения в быту;

умения соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;

навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице, пожарной безопасности;

навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с незнакомыми людьми; правил безопасного поведения в общественном транспорте.

навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:

умения действовать в неблагоприятных погодных условиях (соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.);

умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания (порядок и правила вызова полиции, «скорой помощи», пожарной охраны);

умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).

Реализация программы формирования экологической культуры

и здорового образа жизни во внеурочной деятельности

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного об­ра­за жизни осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях (со­циальном, духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном, об­ще­куль­ту­рном). Приоритетными могут рассматриваться спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направления (особенно в части экологической состав­ляющей).

Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направле­нием внеуро­чной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному фи­зи­чес­кому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, фо­р­ми­ро­ванию культуры здорового и безопасного образа жизни. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усиле­нию оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучаю­щи­мися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, спо­собов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режи­ме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Образовательные орга­ни­зации должны предусмотреть:

― организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

― регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад и т. п.).

― проведение просветительской работы с обучающимися с умственной от­с­та­ло­с­тью (интеллектуальными нарушениями) (по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т.п.).

Реализация дополнительных программ

В рамках указанных направлений внеурочной работы разрабатываются до­пол­ни­тель­ные программы экологического воспитания обучающихся с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) и формирования основ безопасной жи­з­не­де­я­тель­но­с­ти.

Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осу­ще­с­т­в­ля­ет­ся в рамках духовно-нравственного воспитания. Экологическое воспитание направлено на фор­ми­ро­ва­ние элементарных экологических представлений, осознанного отношения к объектам ок­ру­жающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и до­ма.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.

В качестве дополнительной программы разрабатывается и программа формирования основ безопасного поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В содержании программ должно быть предусмотрено расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.

Разрабатываемые программы характеризует выраженная практическая и профилактическая направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни должно способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях.

Содержательные приоритеты программ определяются на основании учета ин­ди­ви­ду­альных и возрастных особенностей обучающихся их потребностей, а также осо­бен­но­стей региона проживания.

При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на пер­вое место выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных пред­ме­тов базовых учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, со­ци­аль­ных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической без­опасности человека и природы. В связи с этим необходимо продумать организацию си­с­темы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы поведения в типичных си­ту­а­ци­ях.

Формы организации внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительные ме­ро­при­ятия, досугово-развлекательные мероприятия, ролевые игры, занятия, развивающие ситуации, общественно полезная практика, спортивные игры, соревнования, дни здоровья, прогулки, тематические беседы, праздники, экологические акции и т.д.

Просветительская работа с родителями

Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, фор­ми­ро­ва­ния безопасного образа жизни включает:

проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, кру­глых столов и т.п.;

организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных со­ре­в­но­ва­ний, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

В содержательном плане просветительская работа направлена на ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с осо­бе­н­но­с­тя­ми психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, со­з­данием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма и т. д.

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности админис­т­ра­ции общеобразовательной организации, всех специалистов, работающих в общеобразовательной ор­ганизации (педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, медицинских работников и др.).

Планируемые результаты освоения программы формирования

экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Важнейшие личностные результаты:

ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

потребность в занятиях физической культурой и спортом;

негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная ак­ти­в­ность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные за­бо­левания);

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание не­об­хо­ди­мо­с­ти ее охраны;

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;

стремление заботиться о своем здоровье;

готовность следовать социальным установкам экологически культурного здо­ро­вье­с­бе­ре­гаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);

готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Направления формирования навыков ЗОЖ

Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям.

- Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).

- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).

- Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

- Формирование валеологической культуры ребенка, основой валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

Заключение

Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно - профилактических мероприятий.

В современном понимании понятие "Здоровый образ жизни" представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности. Специфика формирования представлений о здоровом образе жизни включает в себя: охрану и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. В формировании представлений о здоровом образе жизни, педагог может использовать различные методики, используя их в построении образовательно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе. Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Достижение названной цели в сегодняшнем образовании может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья. В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы воспитательно-образовательной работы: занятия, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, классные часы. День здоровья, книжную выставку, выставку плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия. Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Использованная литература и интернет - ресурсы:

1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ школы № 565 Кировского района Санкт-Петербурга.

spb.ru/wp-content/uploads/2015/.../АООП-ГБОУ-школы-№-565_ПРОЕКТ.doc

2. Статья «Игры и упражнения как методы по формирования»

http://www.maam.ru/detskijsad/statja-igry-i-uprazhnenija-kak-metody-po-formirovaniyu-navykov-samobsluzhivanija-u-detei-s-narusheniem-intelekta.html

3. Пособие Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта» http://old.prosv.ru/ebooks/Ekjanova_Korr-razviv_obuchenie/index.html.