Элементы дифференцированного обучения
как средство личностно – ориентированного подхода
Доклад
подготовила
учитель русского языка и
литературы
Бойчук Ирина Леонидовна
Чтобы быть преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь, и
любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Под уровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при котором КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности
Люди по природе своей разные. В результате те ученики, которые могли бы гораздо лучше усвоить материал со зрительной опорой, вынуждены слушать объяснения учителя и тут же отвечать на его вопросы; те, которые слабо подготовлены интеллектуально, вынуждены следовать темпу и методам, рассчитанным на более продвинутых учеников.
Таким образом, чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:
- уровень обученности в данной области знания, уровень общего развития, культуры;
- особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.);
- особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.
Теперь поговорим о разноуровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы , украинского языка.
В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению определенной теме класс условно разбивается на группы:
1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;
2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;
3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит:
1. В делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям).
2. Разработке или подборе заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся.
3. Оценивании деятельности учащихся.
Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей дифференцированного обучения:
Для 1-й группы учащихся :
Пробудить интерес к предмету путем использования посильных заданий, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
Совершенствовать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для 2-й группы учащихся :
Развивать устойчивый интерес к предмету.
Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
Сформировать умение самостоятельно работать над заданием.
Для 3-й группы учащихся :
Развивать устойчивый интерес к предмету.
Сформировать новые способы действий, умение выполнять задание повышенной сложности, нестандартные упражнения.
Развивать умение самостоятельно работать над упражнениями различной сложности.
Виды обучающих самостоятельных работ.
1) Самостоятельная работа с предварительным разбором.
Дается подробный разбор упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобное упражнение, а затем упражнение с усложненными элементами.
2) Выполнение задания с последующей проверкой.
Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показанному им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность выполнения путем постановки соответствующих вопросов.
3) Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт.
Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
4) Словарные диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.
5) Самостоятельная работа с показом.
Такая работа позволяет учащимся не только видеть, как надо выполнять данное упражнение, но и самостоятельно установить логические связи между заданиями.
6) Работа по заданному образцу.
Приучает учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно ориентирует мыслительную деятельность учащихся.
7) Урок - лекция.
Позволяет дать материал крупным блоком
8) Элементарные навыки работы с книгой: пользование оглавлением, предметным указателем, аннотацией.
9) Работа над сообщением, докладами.
Учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. В самостоятельной работе сливаются обучающий и контролирующий процессы.
10) «Метод комментирования».
Комментирование позволяет обучать и контролировать.
11) Одним из видов самостоятельной проверочной работы является сквозная контрольная работа.
Готовится несколько комплектов заданий различной степени сложности. На таком уроке присутствует дух соревновательности: "кто быстрее и лучше”, что активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрить наиболее старательных и способных.
12) Тесты по отдельным темам и при заключительном повторении в конце года.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся состоит из:
осмысленного чтения;
выделения главного;
классификации;
самоконтроля.
Индивидуальная работа школьников на уроках русского языка, украинского языка может проводиться на всех этапах обучения: объяснения и систематизации, обобщения и контроля знаний.
Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.
Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа е этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя. Использование дифференцированных заданий позволяет каждому ученику принимать активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал, самостоятельно применять полученные знания.
ЭТАП ПОВТОРЕНИЯ ТЕМА: «ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»
Работа с текстом. Задание для группы А.
Инструкция:
1. Выписать в порядке следования словосочетания, развивающие тему осени. Укажите вид связи в словосочетаниях.
2. Обозначьте буквой «м» сверху словосочетания с метафорическим значением.
3. Запишите ниже такие по строению словосочетания, но с обычным значением.
Задание для группы Б. Теоретическая справка:
Примыкание — такая связь, при которой неизменяемые слова или неизменяемые формы слова зависят от слов той или иной части речи.
Задание: найдите в тексте словосочетания с таким видом связи. Обозначьте графически главный компонент словосочетания.
Использовав главное слово выписанных словосочетаний, придумайте и запишите словосочетания с другим видом связи, в скобках укажите вид связи.
.
Задание для группы В. (с образцом выполнения)
Перепишите, раскрывая скобки. Укажите вид связи слов в словосочетаниях. Обозначьте графически главное и зависимое слово:
Писать (книга), (теплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарищ), дороже (жизнь), недовольство (группа), отчет (директор), успех (бригада), тише (вода), быстрее (ветер), вдаль (родина), пятый (строй), двое (стена), трое (сани), обе (дочь).
Образец: писать книгу (упр.), теплая вода (согл.).
Проверка выполненных работ начинается
в группе В: учащимся дать устное обоснование видов связи в образованных словосочетаниях. Группа Б самостоятельно проверяет свою работу по «ключу», записанному на доске .
Работа группы А проверяется выборочно: словосочетания с метафорическим значением.
Классификация заданий произведена с учётом реального процесса их выполнения. Виды занятий воспроизводят своим содержанием как бы разные типы мышления, разную способность к самостоятельности, гибкости, продуктивности мышления. Задания не только способствуют усвоению определённого запаса знаний, позволяют организовать контроль за усвоением, но и модулируют своим содержанием определённый тип мышления.
Общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Приведённые в работе примеры заданий предъявляют достаточно высокий уровень требований к более подготовленной группе учащихся, обеспечивая их максимальное интеллектуальное развитие, и в то же время создают условия для успешного закрепления знаний и развития менее подготовленных учащихся.
ТЕМА: «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЛЕЖАЩЕЕ»
Работа с текстом. Задание для группы А.
1. Укажите случаи выражения подлежащего синтаксически неделимым сочетанием слов со значением количества, избирательности, совместимости.
2. Продолжите каждый ряд примеров своим предложением.
Задание для группы Б.
Узнайте в предложениях подлежащее. Расскажите, чем они могут выражаться.
Задание для группы В.
Заполните таблицу предложенными примерами (примеры используются и в работе с группой Б).
Способы выражения подлежащего
Способ выражения
Пример
1. Существительным
2. Всеми частями речи в значении существительного: — прилагательным; — числительным; — местоимением; — неопределенной формой глагола; — наречием; — междометием.
3. Словосочетанием: — сущ. в И. п. + сущ. в Т. п. — местоим. + сущ. — числит. + сущ. — множество, несколько, мало, много + сущ. в Р. п.
Примеры предложений записаны на доске для обеих групп (Б и В). Таблица для распределения примеров размножена и лежит на партах только в микрогруппе. По окончанию работы осуществляется совместная проверка для групп Б и В в процессе перекрестного опроса (учащиеся из микрогруппы Б называют, чем выражено подлежащее, учащиеся из микрогруппы В проверяют место предложения в таблице, и наоборот).
Задание группе А потребует больше времени, т. к. оно не только распределительного, но и творческого характера. Поэтому совместную проверку работы группы А можно начать после завершения проверки в группах Б и В.
На этапе повторения были использованы трехвариантные задания различной степени трудности. При этом выбор варианта предоставлялся самому учащемуся.
При изучении нового материала возможны и общие задания с приложенными дополнительными заданиями все возрастающей степени трудности. Например, общее задание по опорному конспекту, который позволяет объединить в крупный блок сразу несколько тем.
Тема. Правописание согласных букв в корнях слов. На этом уроке каждый учащийся имеет возможность на своем уровне изучить материал, проконтролировать результаты, каждый ученик будет занят весь урок, а в конце урока сам поставит себе отметку. В одной теме можно повторить большое количество правил, которые дети не любят читать. На данном уроке они вынуждены повторить, так как не смогут правильно выполнить задания. Мотивация в начале урока направляет ребят на поиск истины, умение применять знания или повторение материала.
Цели:
1. Обобщение знаний по орфографии.
2. Развитие навыков самообучения и самоконтроля.
3. Развитие умения работать в группах, ставить задачи и находить их решения.
Ход урока:
На доске слова с пропусками букв и таблица.
- Что нужно сделать со словами и таблицей? ( - Вставить пропущенные буквы и распределить в таблице).
Бума..ка, ре..кий, ак(кк)умулятор, сер..це, сва..ьба, жени..ьба, чудес..ный, ил(лл)юзия, грамм(мм)атика, радос..ный, безрука..ка, прфес(сс)ия, чу..ство, ком(мм)ентарий.
Правописание звонких и глухих согласных. | Правописание непроизносимых согласных. | Правописание двойных согласных. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Ключ для самопроверки.
(Каждый ученик получает ключ для самопроверки и исправляет ошибки. Время – 5 минут.)
Правописание звонких и глухих согласных. | Правописание непроизносимых согласных. | Правописание двойных согласных. |
бумажка | лестница | иллюзия |
редкий или резкий | радостный | грамматика |
свадьба | сердце | комментарий |
женитьба | чувство | профессия |
безрукавка | | аккумулятор |
Оцените свой уровень знаний по следующей шкале: 0-1 – «5», 2-3 – «4», 4 5 – «3».
Работа в группах.
- На основе примеров из предыдущего задания сформируйте правила, за каждый правильный ответ добавляйте 0,5 балла. (5 минут).
3. Обобщение и систематизация материала по таблице. (6 минут).
Правописание согласных в корне.
Правописание звонких и глухих согласных.
Некоторые согласные при произношении оглушаются перед глухим согласным или в конце слова. Проверяем следующим образом: резкий – резок; гриб – грибы. |
Правописание непроизносимых согласных.
При произношении некоторых слов происходит выпадение согласного, проверяем: агентство – агент; радостный – радость. Обратите внимание! Но: ровесник – сверстник, косный (отсталый) взгляд, костный (из кости) мозг. Яства (еда, угощение) – явственно (наяву) видеть. Шествовать (идти) – шефствовать (над кем – либо). Происшествие. |
Правописание двойных согласных.
Двойные согласные пишутся: В корнях некоторых русских слов (ссора, жжение). На стыке приставки и корня (рассвет, воззвание). В сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а другая начинается с одной и той же буквы (главврач). В иноязычных словах, написание которых определяется по словарю (коррозия, агрессор). |
Вопросы по таблице.
- Как проверяем написание звонких и глухих согласных в словах?
- Как проверяем написание слов с непроизносимыми согласными?
- Написание каких слов необходимо запомнить?
- В каких словах пишутся двойные согласные?
Определите по таблице, как пишутся следующие слова:
Автомобили, корыстный, десерт, металлический, асфальт, ненавистный, группа, радостный, вязкий, сережка, подсказка, территория.
За каждый правильный ответ добавляйте по 0,5 балла.
Закрепление знаний.
А. Объяснительный диктант. (8 минут).
Дождь в течение дня постоянно менялся, переходя то в ливень, то с изморось. Резкий порыв ветра чуть не сбил спутника с ног. День без солнца – грустная картина. Если аккумулятор разрядился, то невозможно завести автомобиль.
За правильное выполнение задания – 2 балла.
Б. Составьте словосочетания из предложенных слов, используя обе колонки. (3 минуты). Сильные учащиеся составляют 2 предложения. Взаимоконтроль.
Кар..икатура доблес..ный
Взгля.. крупное
Грам..атика добрая
Воин фашис..ская
Ре..ьба умный
Улы..ка рус..кая
Аген..ство смешная
Ок..упация по дереву
Правильное выполнение – 2 балла.
В. Контроль и самоконтроль.
4. Упражнение для самопроверки. (3 минут выполнение и 5 минут проверка.)
Карточка № 1.
Отметьте номера тех слов, в которых пишутся звонкие согласные. А..тобиография. Ни..провержение. Не..быточные мечты. А..ганистан. |
Ответ: 1.
Карточка № 2.
Отметьте номера тех слов, в которых пишутся непроизносимые согласные. Хлес..нуть. Попу..чик. Ше..ствовать по городу. Безмол..ствовать. Ви..жать от счастья. |
Ответы: 1, 2, 4, 5.
Карточка № 3.
Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся непроизносимые согласные. Блес..нуть на вечере. Президен..ский указ. Поз..ний визит. Опас..ный поворот. Крутая лес..ница. |
Ответ: 4.
Карточка № 4.
Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные. Независимая интел..игенция. Криста..ьный блеск. Програм..ированное обучение. Авангардное искус..тво. |
Ответ: 2.
Карточка № 5.
Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные. Ал..ергическая реакция. Привил..егированный спорт. Тен..исный корт. Оф..сная мебель. |
Ответ: 2, 4.
Карточка № 6.
Отметьте номера тех слов, в которых нет непроизносимых согласных. Песчаный извес..няк. Неглас..ный закон. Декабрис..ское восстание. Радос..ное лицо. Детский праз..ник. |
Ответ: 2.
Карточка № 7.
Отметьте номера тех слов, в которых пишутся двойные согласные. Сим..етрия. Гал..юцинация. Ал..юминий. Рас..овая ненависть. |
Ответ: 1, 2.
За правильно выполненное задание – 1 балл.
4.Итоги: подсчитываем количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставляем отметки себе по шкале: 14 – 15 б. – «5»; 13 – 10 б. – «4»; 9 – 6 – «3». (3 минуты).
Дифференциация обучения «+»:
- слабые учащиеся охотно принимают участие в обсуждении заданий ,
- повышается интерес,
- создается благоприятный психологический климат,
- учащиеся испытывают чувство удовлетворения, после каждого решенного задания, чувство успеха,
- происходит повышение познавательной активности,
- растет уверенность в своих силах, нет чувства страха перед новыми заданиями,
- рискуют попробовать свои силы в незнакомой ситуации,
- берутся за решение задач более высокого уровня.
- активизация мыслительной деятельности,
- положительная мотивация к учебе.
Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.
Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.