СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочное время"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочное время"»




Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках. При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Русский язык - неотъемлемая часть культуры и национальной идентичности. Умение владеть им на должном уровне является важной составляющей образования каждого человека. Однако знание грамматики и правил написания слов - лишь начало. Формирование функциональной грамотности, способности грамотно и адекватно использовать язык в различных ситуациях, играет ключевую роль в обучении на уроках русского языка и литературы в 5-12 классах.

Функциональная грамотность включает в себя навыки правильного общения, понимания текста, анализа и критической оценки информации, умение аргументировать свои мысли и выражать собственное мнение. Она помогает ученикам эффективно общаться, решать задачи в разных сферах жизни и успешно учиться.

На уроках русского языка и литературы мы формируем языковую и читательскую ФГ (функциональную грамотность).

Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.

Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Сформированность языковой  функциональной  грамотности проявляется в:

  • умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;

  • соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);

  • соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;

  • умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;

  • умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

  Добиться вышеперечисленных результатов поможет учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного усвоения нoвого социального опыта.

Одним из главных принципов формирования и развития функциональной грамотности является индивидуальный подход к каждому ученику. Учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его уровень подготовки, интересы и потребности. Только такой подход позволит максимально эффективно развивать функциональную грамотность учащихся на уроках русского языка и литературы.

Важную роль в развитии функциональной грамотности играет групповая работа. Она помогает учащимся научиться работать в команде, обмениваться мнениями, аргументировать свою позицию, слушать и учитывать точку зрения других участников процесса.

На уроках русского языка и литературы используются  различные методы и приёмы, которые способствуют  развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Одним из основных способов развивать функциональную грамотность учащихся является работа над текстом. Необходимо научить учащихся не просто читать и понимать текст, но и анализировать его структуру, определять функцию каждой части текста, выявлять необходимую информацию и излагать свои мысли в адекватной форме. Например:

- при изучении художественного текста учащиеся могут анализировать стиль автора, его языковые средства, оценивать эмоциональную окраску текста и т.д.;

- при изучении научно-популярного текста учащиеся могут учиться выделять главную мысль, сравнивать различные точки зрения, анализировать используемую лексику и т.д.

Для этого можно использовать различные методы работы с текстом, например:

  • метод чтения с пониманием, который помогает учащимся развивать умение дифференцировать ключевые и второстепенные мысли в тексте;

  • метод активного чтения позволяет учащимся прочувствовать текст и осознать его смысл, а также формирует у них навыки работы с выразительностью текста.

Одним из основных компонентов функциональной грамотности является умение составлять и формулировать свои мысли на различных уровнях языковой системы. Для этого необходимо научить учащихся работать с грамматическими конструкциями, умело использовать лексические средства языка, применять различные синтаксические приемы.

Для формирования умения писать рассказы, сочинения, доклады и другие письменные тексты можно использовать различные методики.

Например, метод написания автоматических текстов, когда учащиеся пишут мини-руководство по решению конкретной задачи. Также можно использовать метод написания писем разными категориями адресатов.

Немаловажное значение для развития функциональной грамотности обучающихся имеет применение различных приемов, например:

  • Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

-умение анализировать и сопоставлять факты;

-умение определять противоречие;

-умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.  

  • Прием «Верные – неверные утверждения».

Данный прием повышает мотивацию к изучению материала, развивает умение прогнозировать. Ученикам предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии необходимо возвратиться к  этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

  • Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

На уроке детям предлагается составить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». К последней графе нашей таблицы возвращаются уже в конце урока.

  • Приём «Бортовой журнал».

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

  • Приём «Диктант на засыпку».

 Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии. 

  • Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла используется прием: «Чтение с остановками».  

  • Прием «Ассоциаций»  (Технология развития критического мышления).

Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.

Пример: урок в 6 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?

Составим кластер на доске и в тетради.

- Какое настроение передают ваши ассоциации?

Перед чтением рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» (в 6 классе) ребятам предлагается записать свои ассоциации, которые вызывает название «Конь с розовой гривой». После прочтения 1 главы учащиеся дополняют свой ассоциативный ряд.

  • Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления).

Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Иногда его применяю на обоих этапах сразу.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе .Таким образом, нам становится  известна ключевая идея  – упорство и мужество всегда побеждают.

  • Приём «Незаконченные предложения».

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

  • Приём «Мозговой штурм»

Работая над статьей учебника о жизни И.С.Тургенева, можно предложить учащимся следующее задание: «Найдите изображения домов, расположенных по указанным московским адресам. Какой из домов послужил прототипом знаменитого «дома барыни» из рассказа И.С. Тургенева «Муму»? Почему вы так решили?».

  • Приём «Кластер»

После прочтения рассказа дается задание на дом составить двойной кластер «Образ Лидии Михайловны»/ «Образ современного учителя-наставника». После дискуссии на уроке ученикам предлагается творческое задание – групповой проект «Создание иллюстрированного альбома «Учитель, перед именем твоим…».

  • Рефлексия.

Осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить:

- Какие трудности встретились?

- Что нового узнали на уроке?

- Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»). 

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности  имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:

•        творческая работа

•        лингвистическое исследование текста

•        подготовка иллюстраций к литературным произведениям

•        рисование обложек к литературным произведениям

•        художественное чтение

•        инсценировка художественного произведения

•        создание самостоятельных литературных произведений различных жанров

•        продолжение неоконченных произведений

•        наблюдение за природой

•        составление вопросника к зачету по теме

•        составление конспекта, опорных таблиц

•        письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия  в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора,  педагога.

Развитием функциональной грамотности занимаемся не только на уроках, но и во внеурочное время. Так как урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком, в нашей школе были разработаны две программы:

  • Программа «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» (5-6 класс);

  • Программа «Загадки русского языка» (7-10 класс), данный курс расчитан на четыре года изучения и состоит из четырёх разделов, каждый из которых изучается в отдельном классе:

1) «Пиши грамотно!» - 7 класс;

2) «Тайны русского языка» - 8 класс;

3) «Загадки русского языка» - 9 класс;

4) «Говори и пиши правильно. Культура речи» - 10 класс.

Данная внеурочная деятельность способствует формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках. Формы проведения занятий: турниры; грамматические сказки; викторины; КВНы; практические занятия с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц; творческие работы; работа с текстом; редактирование предложений; написание сочинений – миниатюр; работа с разнообразными словарями, справочной литературой; подготовка сообщений; выполнение проектов.

Для проведения таких занятий используются игровые элементы, кроссворды, головоломки, считалки, пословицы и поговорки, ребусы, тесты, дидактический и раздаточный материал.

В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая.

Такие занятия оказывают благотворное влияние на развитие речи обучающихся, пробуждают интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений. Поэтому работа здесь строится таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

Разнообразные методы и приемы делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика.  Важно не в готовом виде давать знания учащимся, а добывать их в совместной работе.

В заключение можно сказать, что формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время – плодотворный процесс. Он требует терпения, настойчивости, самообразования и непрерывной практики участников. Только таким образом можно обеспечить максимальный успех обучающихся в использовании языка в реальной жизни.