Учитель Багирова Светлана Викторовна
выступление на заседании МО с докладом на тему:
Гражданско-правовое воспитание младших школьников
через урочную и внеурочную деятельность
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти
Плутарх
В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «Смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.
Задачей гражданско-правового воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности.
В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:
воспитание личности, осознающую достоинства человека, терпимость;
формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»;
развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов
В обществе пробуждается практический интерес к гражданским институтам, укрепляется отношение к ним как к механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, они приобретают конкретные черты и значение для каждого. Современная социокультурная ситуация в России такова, что гражданская, правовая позиция не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем гражданского сознания. Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит школе. В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» подчеркивается, что в современном обществе приоритетными ориентирами для воспитания личности становятся умение отстаивать свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства. Создана и функционирует «Программа по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков». Важное направление этой программы – повышение профилактической роли правового образования, субъектами которого должны активнее становиться дети из так называемой «группы риска». Исходя из социокультурной ситуации, сложившейся в селе, мы определили основную проблему программы, как в направлении реализации задач модернизации российского образования, так и задач, поставленных нашим родительским и ученическим сообществом, так как формирование человека-гражданина, развитие норм правового поведения является одной из задач миссии школы.
Решение актуальных проблем современного этапа развития российского общества, заключается в «построении правового государства как задачи государства, построение гражданского общества как задачи социального развития, воспитание социально ответственного гражданина как задачи реформирования школьного образования». Все эти вопросы оказываются тесно связанными с обновлением целей, форм и содержания гражданско-правового воспитания и обучения в школе.
Создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации школьников на следующей ступени обучения и в социуме.
Задачи:
Обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России.
Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.
Программа гражданско-правового воспитания дает общее представление об основных правах и свободах граждан России, государственной символике.
Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:
принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
принцип преемственности (между классами школы: 1‑5-9);
принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).
Направления программы:
Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности). Права человека. Равноправие. Уважение к правам. Обязанности. Гражданин. Ребенок. Семья. Правовые документы. Конвенция о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. ООН. Конституция.
Правила для учащихся. Устав школы. Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах. Саморегуляция поведения. Закон. Беззаконие. Проступок. Преступление. Наказание. Ответственность. Добро. Зло. Золотое правило нравственности.
Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Столица. Москва. Президент. Символы Республики Татарстан.
Классификация часов гражданско-правового воспитания в зависимости от характера деятельности учащихся:
информационно-ознакомительные;
игровые (аукцион, презентация);
дискуссионные (разброс мнений);
оценочные (игры-соревнования, поле чудес).
Тематика классных часов по классам:
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Права ребенка.
Все дети имеют равные права.
Твои права и обязанности.
Твое здоровье охраняет государство.
Загадки из сундучка (правила учения).
Нет ничего дороже жизни.
Всякие истории о важных дядях и тетях или как сказать: «Нет!» (тренинг)
Путешествие по сказкам. (Какие права сказочных героев нарушены).
Мы отдыхаем.
Конкурс рисунков «Права детей».
2.Государственная символика.
Если скажем слово «Родина»…
Символы России.
Символы Республики Татарстан.
3.Правила для учащихся.
ВТОРОЙ КЛАСС
Права ребенка.
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка
Что человеку нужно, чтобы жить (право на жизнь, твои потребности).
Каждый имеет право на любовь и заботу со стороны близких.
Главные права и обязанности ребенка (игра «Ромашка»).
Государственная символика.
Наша Родина – Россия.
Что такое конституция.
Для чего нужны флаг и герб страны.
Гимн – торжественная песня.
Самый главный человек в стране.
Правила для учащихся.
Устав школы: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!»
Перемена! Перемена! (практическое занятие).
Правила дружной игры (практическое занятие).
ТРЕТИЙ КЛАСС
Права ребенка.
Документы ООН о правах ребенка. (Конвенция, Декларация).
История налоговой системы. Права и обязанности налогоплательщика»
Любовь к Родине начинается с любви к матери (праздник)
«Твои права и обязанности» игра Что? Где? Когда?
Нарисуй и расскажи «Я о людях расскажу» (Я и общество) беседа рассуждение.
«Что такое мир».
Правила для учащихся.
Права и культура поведения (Не навреди!).
Разброс мнений «А нужны ли правила!?»
Закон для нас. Закон внутри нас.
Государственная символика.
Россия – священная наша держава…
Государственный флаг в истории России.
Откуда пришел герб.
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Права ребенка.
Конвенция о правах ребенка – главный детский документ.
Декларация прав ребенка.
Всеобщая декларация прав человека.
Самое главное право всех людей. Разброс мнений.
Обязанности и права – неразлучные друзья. (Без обязанностей нет прав).
Уважай права тех, кто рядом. Разброс мнений «Что значит уважать человека»
Закон и беззаконие. Анализ правовых ситуаций.
Путешествие в страну «Конституция» (права россиян).
Человек неученый, что топор неточеный (право на образование).
Без труда не выловишь и рыбку из пруда (о праве на труд).
Правовой словарик (поле чудес).
Правила для учащихся.
Школьные правила безопасного поведения.
О вреде сквернословия.
Разброс мнений: что такое общественное место и как там нужно себя вести.
Государственная символика.
Урок России. Государственный гимн.
Флаг и герб современной России.
Листаем словарь: игровой час.
Символика нашего города.
Формы работы по реализации программы: беседа, турнир, путешествие, разброс мнений, анализ ситуаций, конкурс рисунков, ролевая игра, дидактические игры («Ромашка», кроссворд, волшебный четырехугольник, разлетевшиеся шары - собери и объясни слово, шифровка), игровые технологии типа «поля чудес», чтение и обсуждение сказок, рассказов, «Волшебный сундучок», тренинги, презентации, дискуссии, диалоги, устный журнал.
В настоящее время российское образование начинает переориентироваться на формирование у юных граждан России таких качеств, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского образования.
Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий развития образования, при определении основных направлений школьной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений, так как при системном подходе оно способствует воспитанию внутренней свободы личности, участию ее в системе социализации. Осваивая основы гражданско-правовой культуры, ребенок учится самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества.
В одном из нормативных документов Министерства образования России, «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ» (2003) подчеркивается, что «главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а так же быть готовым к участию в общественно-политической жизни школы, местных сообществ». Таким образом, в основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия школьника в жизни школы, общества, социума.
Под гражданским образованием мы понимаем воспитание Гражданина, который обладает определенными правовыми знаниями, умениями, имеет ценности демократического государства, умеет анализировать, принимать решения, занимает четкую гражданскую позицию.
Неотъемлемой частью гражданского образования и воспитания является правовое образование, как необходимая и важная составляющая социальной адаптации личности. Право, как ни одно из других явлений общественной жизни, может претендовать на роль «инструмента» гражданского общества и любого гражданина как социального субъекта. Центральной частью гражданских умений и навыков гражданской компетентности являются правовые ценности, правовые умения и навыки: представления о равенстве, свободе, законности, правопорядке. Правовые знания, установки и ценности организуются в систему ценностных ориентаций, которые важны в сфере реализации права. Знание и восприятие (осознание) положительного права молодыми гражданами является несомненным условием их правовой защищенности.
При организации гражданско-правового воспитания и обучения основными методологическими принципами являются:
- принцип системности – процесс обучения и воспитания организуется в соответствии с проблемой развития школы; с использованием внутри предметных и межпредметных связей;
- принцип последовательности – работа над реализацией проекта осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы;
-принцип преемственности – содержание программ учебных, элективных курсов, аспектов воспитательной работы определяется для разных возрастов учащихся, развивающих и углубляющих знания, умения, опыт гражданско-правовой культуры;
- принцип непрерывности – воспитание и обучение гражданско-правовой культуры школьников осуществляется поэтапно; этапы должны быть логично взаимосвязаны друг с другом.
Отличительной особенностью нашего проекта является построение воспитательно-образовательного процесса в виде последовательного осмысления, анализа и принятия решений по наиболее актуальным социально- и политико-правовым проблемам. Позитивные результаты нами отмечены в тех случаях, когда обучение и воспитание осуществляется на материале, близком для учащихся, согласовано с их реальными жизненными проблемами и интересами (например, работа с законодательством по защите прав потребителей, изучение и создание правовой базы деятельности своей школы, класса, «пробы» в проектах социальных практик др.).
При этом центральным вопросом в реализации программы развития является не расширение и углубление гражданско-правовых знаний, а в первую очередь «культивирование» правового поведения, развитие, выработка прочных правовых традиций, способствующих социализации личности выпускника в современном динамично развивающемся обществе
Целью системы гражданско-правового воспитания и образования, по нашему убеждению, является формирование совокупности гражданских свойств личности, к которым мы относим:
· Гражданственность – наличие у выпускника системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.
· Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в социальных проектах.
· Гражданско-правовая компетентность, позволяющая личности свободно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы.
Модель выпускника является конечным продуктом воспитательной и образовательной деятельности и должна представлять собой:
· гражданина, знающего и уважающего законы России и способного использовать их;
· личность, способную критически мыслить, искать пути рационального решения, уметь выходить из конфликтных ситуаций, руководствуясь этическими нормами и нормами права;
· человека коммуникабельного, толерантного, способного адаптироваться к новым жизненным условиям, работать в различных социальных группах.
Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим:
- самоопределение личности;
- уважение прав и свобод;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение к институтам гражданского общества;
- уважение к нормам и правилам современной демократии;
- справедливость;
- равенство человека перед законом;
- общественное благо;
- уважение к национальным традициям;
- ценность политического многообразия;
- патриотизм;
- готовность к разумному компромиссу;
- толерантность;
- правдивость.
Серия уроков гражданско-правового воспитания:
1 класс
Окружающий мир
1. «Я и мой мир» урок-знакомство;
2. «Наша страна – Россия» урок - презентация;
3. «Дом, в котором ты живешь» урок-ролевая игра.
Изобразительное искусство
4. Нарисуй и расскажи «Флаг России»;
5. «Мы граждане России» раскраска
Литературное чтение
6. Речевая разминка «Мы Россияне».
7. «Родной край» урок – беседа.
2 класс
Окружающий мир
Родина – что это значит.
Из истории нашей Родины. Как Русь начиналась.
Мы граждане России.
Изобразительное искусство
Рисование на тему: «Мои друзья на границе»
Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»
Технология
6. Народные игрушки.
Литературное чтение
7. Татарская сказка «Три сестры» В.Солоухин «Деревья».
3 класс
Окружающий мир
1. «Где и когда ты живешь?» (Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России);
2. Красная книга России. (Красная книга России, её значение);
3. «Во что верили славяне»;
4. «Как называли нашу Родину в разные времена».
Изобразительное искусство
«Наследие предков: памятники архитектуры»;
Литературное чтение
1. Басни Эзопа, И.А. Крылова (внутри текстовая мораль в басне);
2. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга»;
3. М. Пришвин «Моя Родина».
Русский язык
Изложение с элементами сочинения «Что же дорогое?».
4 класс
1. «Символы российского государства» урок –беседа по предмету Окружающий мир.
2. Урок – диспут по технологии «Что значит быть счастливым в своей стране».
3. Час доверительного разговора на уроке математике «Я человек и гражданин»;
4. Интересные факты из газет и журналов о моей стране «Это интересно»;
5. Доверительная беседа на уроке музыки «Мои мечты, мои желания»
6. Ролевая игра на литературном чтении «Что такое права и свобода»
Ожидаемые результаты реализации программы:
обеспечение соблюдения прав человека;
повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников;
снижение уровня правонарушений в среде учащихся;
активизация общественного участия в управлении образовательным процессом;
углубление процессов демократизации общества, упрочение институтов гражданского общества.
Требования к уровню реализации программы
К концу изучения программы учащиеся должны:
знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья;
применять: закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.
Саратов 2021 год