МОУ Ермоловская СШ им.П.Д. Дорогойченко Вешкаймского района Ульяновской области
Доклад по теме: Использование регионального компонента
в системе школьного исторического
образования.
Подготовила учитель истории Шорникова О.А.
2018г.
Использование регионального в системе школьного исторического образования.
«Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».
В.О.Ключевский.
Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед школой в целом.
Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.
Особая роль в воспитании патриота отведена учителю истории. Через использование регионального компонента на уроках истории и во внеурочной деятельности учитель решает, одну из самых важных задач в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине.
Также использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику проведения уроков и разнообразить формы внеурочной деятельности.
Остановлюсь на основных направлениях использования краеведческого материала в своей работе:
Организация музейных уроков в рамках курса истории на базе школьного комплексно-краеведческого музея школы. Наш краеведческий музей играет большую роль в образовательной деятельности. Его экспозиции:
1. Старейшие учителя школы.
2. История школы.
3. Учительские династии.
4. История жизни Петра Дмитриевича Дорогойченко.
5. Участники Великой Отечественной войны.
6. Ермоловцы- воины-интернационалисты.
7. Из истории села Ермоловки.
8.История колхоза и спиртзавода.
8. Культура и быт XIXвека.
позволяют проводить музейные уроки, например, по таким темам: «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX веке.»(экспозиция: Культура и быт XIX века), « Просвещение в кон XIX нач. XX века» (экспозиция: История школы. Учительские династии.) «Великая Отечественная война». ( экспозиция: Участники Великой Отечественной войны ), «Политика разрядки: надежды и результаты.» « Внешняя политика России в н. XXI века.» (экпозиция: Ермоловцы- воины-интернационалисты) и другие .
Привлечение музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися.
Использование в качестве регионального компонента на уроках – материалы из семейных архивов обучающихся. При подготовке к урокам сама стараюсь уделять большое внимание изучению локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, поэтому обучаю и своих ребят владению методами краеведческих исследований. А для этого предлагаю детям опережающие домашние задания: написать мини-сочинение, рассказать, описать событие на основе рассказа или воспоминаний близких, найти на сайтах в сети Интернет нужную информацию по определенной теме. Приведу несколько примеров из своей практики.
Например: при изучении темы: «Коллективизация сельского хозяйства 20-30 годов» ребятам было дано задание: узнать какие колхозы существовали на территории нашего поселения ? Как жили и трудились колхозники в то время?
Конечно, не все ребята справляются с такими заданиями, но результат есть. В этом году была найдена и представлена справка Зимнёнского совета от 1932 года по сдаче мясозаготовок колхозниками государству, отражающая период того времени, которая послужила основанием для написания исследовательской работы для районной краеведческой конференции.
Многие материалы, используемые в качества регионального компонента, подготовленные самими ребятами участвовали в краеведческой конференции «Ульяновская область- край родной »
Номинация: «Краеведческий путеводитель-2016»- 3 место, 2018 год- 2 место;
номинация: «Краеведческая находка года- 2017»- 2 место,2018 год -3 место.
Номинация «Наш семейный архив» 2016- 2 место, 2017 -1 место.
Региональный конкурс «Моя семейная реликвия-2017» год призёр,2018 год участие;
При изучении темы: «Великая Отечественная война» предлагаю подготовить материал о жизни родных прошедших ВОв, о тружениках тыла. Как правило ребята с энтузиазмом выполняют данные задания, делятся воспоминаниями своих близких, рассказывают интересные случаи из жизни, о трудностях и радостях того времени. Во многих семьях есть старинные фотографии, почётные награды, письма, удостоверения, которые могут рассказать ребёнку о жизни близких и родных в те далёкие годы. Замечу, что ребёнок учится любить сначала свою семью, родных, потом друзей, школу, жителей своей местности и только потом – огромную страну. Так по крупицам формируется любовь к Родине!..
Многие материалы вошли в основу школьной Книги памяти , созданной к
70 летию Победы.
Ежегодно принимаем участие в областном проекте «1418 огненных верст» и становимся победителями. Изучая дивизии, сформированные в Ульяновской области и их боевой путь, отдельной строкой у нас в работах проходит тема: «Участие наших земляков в этих дивизиях». Многие ребята узнавали, где воевали или погибли их близкие. Результатом работы были поездки наших ребят по городам Боевого пути дивизий; Смоленск, Волгоград ,Орёл. Сейчас ждём поездку в Оршу. С нетерпением ждем следующего этапа конкурса.
Поскольку, одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Несколько лет я веду курс «Историческое краеведение», целью которого является изучение истории освоения и развития Поволжья, изучение многонационального населения нашего края, событий, характерных для российской истории и влияние их на наш край.
Ребята не только знакомятся аудиторно с данным курсом, но и активно путешествуют, пополняя свой багаж знаний.
За последние время мы посетили: Казань, Болгары, Чебоксары, Саранск, Йошкар-Ола, Свияжск . При посещении обязательно включаем в программу посещение музеев культуры и быта народов Поволжья.
Одним из результатов краеведческой работы является проведение открытого занятия для учителей школ района по теме : «Семья Ульяновых в истории нашего края». Проведению занятия предшествовал сбор краеведческого материала о жизнедеятельности И.Н.Ульянова- народного просветителя, его деятельности в качестве инспектора народных училищ в нашем районе ( тогда Карсунском уезде), сбор биографических сведений о членах семьи, изучение семейных традиций семьи Ульяновых.
Красной чертой через все занятие прошла идея семьи и образования. Познакомившись с семьей Ульяновых поближе, понимаешь, что эта семья – пример того, как нужно современным родителям воспитывать своих детей.
Считаю краеведение дополнением к школьному курсу «История Отечества» и хорошим подспорьем для подготовки обучающихся к предметным олимпиадам по истории и краеведению .
Представляю вашему вниманию результаты муниципального этапа предметных олимпиад.
Результаты участия в предметных олимпиадах по истории и краеведению.
2015год | 2016год | 2017год |
9класс: история -1 место краеведение -1место | 7 класс: история 1 место | 8 класс: краеведение 3 место |
8 класс: история- 1место |
10класс: краеведение -1место история- 3место | 10 класс: краеведение -2место история- 2место | 9 класс: краеведение 3 место |
| 11 класс краеведение 1место | 11 класс история 2 место |
Последнее новшество в моей деятельности- индивидуальный проект.
С этого учебного года обязательным курсом учебного плана в 10-11 классах стал предмет «Индивидуальный проект». В сентябре ребята сами выбирали темы своих проектных работ. 60% ребят десятого класса выбрали проекты по краеведению:
-Роль преобразований П.А. Столыпина в развитии Симбирского края.
-А.Пластов: история жизни и творчества.
-Роль династии Тарасовых в истории Ермоловского спиртзавода.
-Трагедия Чапанного восстания в Симбирской губернии.
Наверное, это не случайно, так как проводится огромная работа по изучению истории родного края, как на уроках, так и во внеурочное время.
И для меня, учителя истории и обществознания, важно не только дать ученикам прочные знания, научить грамотно говорить, логически мыслить, не менее важно, кем и какими станут мои дети в жизни.
Спасибо за внимание!