СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Формирование предметных компетентностей средствами музейной педагогики"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование предметных компетентностей  средствами музейной педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Формирование предметных компетентностей средствами музейной педагогики"»

МОУ Ермоловская СШ им.П.Д. Дорогойченко Вешкаймского района Ульяновской области











Доклад по теме: Использование регионального компонента

в системе школьного исторического

образования.



Подготовила учитель истории Шорникова О.А.

















2018г.

Использование регионального в системе школьного исторического образования.

«Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».

В.О.Ключевский.

Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед школой в целом.

Знания о родном крае - существенная часть интеллек­туального потенциала челове­ка, гражданина.

Особая роль в воспитании патриота отведена учителю истории. Через использование регионального компонента на уроках истории и во внеурочной деятельности учитель решает, одну из самых важных задач в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине.

Также использование краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику проведения уроков и разнообразить формы внеурочной деятельности.

Остановлюсь на основных направлениях использования краеведческого материала в своей работе:

Организация музейных уроков в рамках курса истории на базе школьного комплексно-краеведческого музея школы. Наш краеведческий музей играет большую роль в образовательной деятельности. Его экспозиции:

1. Старейшие учителя школы.

2. История школы.

3. Учительские династии.

4. История жизни Петра Дмитриевича Дорогойченко.

5. Участники Великой Отечественной войны.

6. Ермоловцы- воины-интернационалисты.

7. Из истории села Ермоловки.

8.История колхоза и спиртзавода.

8. Культура и быт XIXвека.

позволяют проводить музейные уроки, например, по таким темам: «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX веке.»(экспозиция: Культура и быт XIX века), « Просвещение в кон XIX нач. XX века» (экспозиция: История школы. Учительские династии.) «Великая Отечественная война». ( экспозиция: Участники Великой Отечественной войны ), «Политика разрядки: надежды и результаты.» « Внешняя политика России в н. XXI века.» (экпозиция: Ермоловцы- воины-интернационалисты) и другие .

Привлечение музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися.

Использование в качестве регионального компонента на уроках – материалы из семейных архивов обучающихся. При подготовке к урокам сама стараюсь уделять большое внимание изучению локальной истории, источников краеведческой информации, памятников местной истории и культуры, поэтому обучаю и своих ребят владению методами краеведческих исследований. А для этого предлагаю детям опережающие домашние задания: написать мини-сочинение, рассказать, описать событие на основе рассказа или воспоминаний близких, найти на сайтах в сети Интернет нужную информацию по определенной теме. Приведу несколько примеров из своей практики.

Например: при изучении темы: «Коллективизация сельского хозяйства 20-30 годов» ребятам было дано задание: узнать какие колхозы существовали на территории нашего поселения ? Как жили и трудились колхозники в то время?

Конечно, не все ребята справляются с такими заданиями, но результат есть. В этом году была найдена и представлена справка Зимнёнского совета от 1932 года по сдаче мясозаготовок колхозниками государству, отражающая период того времени, которая послужила основанием для написания исследовательской работы для районной краеведческой конференции.

Многие материалы, используемые в качества регионального компонента, подготовленные самими ребятами участвовали в краеведческой конференции «Ульяновская область- край родной »

Номинация: «Краеведческий путеводитель-2016»- 3 место, 2018 год- 2 место;

номинация: «Краеведческая находка года- 2017»- 2 место,2018 год -3 место.

Номинация «Наш семейный архив» 2016- 2 место, 2017 -1 место.

Региональный конкурс «Моя семейная реликвия-2017» год призёр,2018 год участие;

При изучении темы: «Великая Отечественная война» предлагаю подготовить материал о жизни родных прошедших ВОв, о тружениках тыла. Как правило ребята с энтузиазмом выполняют данные задания, делятся воспоминаниями своих близких, рассказывают интересные случаи из жизни, о трудностях и радостях того времени. Во многих семьях есть старинные фотографии, почётные награды, письма, удостоверения, которые могут рассказать ребёнку о жизни близких и родных в те далёкие годы. Замечу, что ребёнок учится любить сначала свою семью, родных, потом друзей, школу, жителей своей местности и только потом – огромную страну. Так по крупицам формируется любовь к Родине!..

Многие материалы вошли в основу школьной Книги памяти , созданной к

70 летию Победы.

Ежегодно принимаем участие в областном проекте «1418 огненных верст» и становимся победителями. Изучая дивизии, сформированные в Ульяновской области и их боевой путь, отдельной строкой у нас в работах проходит тема: «Участие наших земляков в этих дивизиях». Многие ребята узнавали, где воевали или погибли их близкие. Результатом работы были поездки наших ребят по городам Боевого пути дивизий; Смоленск, Волгоград ,Орёл. Сейчас ждём поездку в Оршу. С нетерпением ждем следующего этапа конкурса.

Поскольку, одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирование гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Несколько лет я веду курс «Историческое краеведение», целью которого является изучение истории освоения и развития Поволжья, изучение многонационального населения нашего края, событий, характерных для российской истории и влияние их на наш край.

Ребята не только знакомятся аудиторно с данным курсом, но и активно путешествуют, пополняя свой багаж знаний.

За последние время мы посетили: Казань, Болгары, Чебоксары, Саранск, Йошкар-Ола, Свияжск . При посещении обязательно включаем в программу посещение музеев культуры и быта народов Поволжья.

Одним из результатов краеведческой работы является проведение открытого занятия для учителей школ района по теме : «Семья Ульяновых в истории нашего края». Проведению занятия предшествовал сбор краеведческого материала о жизнедеятельности И.Н.Ульянова- народного просветителя, его деятельности в качестве инспектора народных училищ в нашем районе ( тогда Карсунском уезде), сбор биографических сведений о членах семьи, изучение семейных традиций семьи Ульяновых.

Красной чертой через все занятие прошла идея семьи и образования. Познакомившись с семьей Ульяновых поближе, понимаешь, что эта семья – пример того, как нужно современным родителям воспитывать своих детей.

Считаю краеведение дополнением к школьному курсу «История Отечества» и хорошим подспорьем для подготовки обучающихся к предметным олимпиадам по истории и краеведению .

Представляю вашему вниманию результаты муниципального этапа предметных олимпиад.

Результаты участия в предметных олимпиадах по истории и краеведению.

2015год

2016год

2017год

9класс:

история -1 место

краеведение -1место

7 класс: история 1 место

8 класс: краеведение 3 место

8 класс: история- 1место

10класс:

краеведение -1место

история- 3место

10 класс:

краеведение -2место

история- 2место

9 класс: краеведение 3 место


11 класс

краеведение 1место

11 класс история 2 место

Последнее новшество в моей деятельности- индивидуальный проект.

С этого учебного года обязательным курсом учебного плана в 10-11 классах стал предмет «Индивидуальный проект». В сентябре ребята сами выбирали темы своих проектных работ. 60% ребят десятого класса выбрали проекты по краеведению:

-Роль преобразований П.А. Столыпина в развитии Симбирского края.

-А.Пластов: история жизни и творчества.

-Роль династии Тарасовых в истории Ермоловского спиртзавода.

-Трагедия Чапанного восстания в Симбирской губернии.

Наверное, это не случайно, так как проводится огромная работа по изучению истории родного края, как на уроках, так и во внеурочное время.

И для меня, учителя истории и обществознания, важно не только дать ученикам прочные знания, научить грамотно говорить, логически мыслить, не менее важно, кем и какими станут мои дети в жизни.

Спасибо за внимание!