Доклад на тему:
«Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков»
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков – это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
Артикуляционный уклад звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Звук Ш
Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:
губы слегка округлены и выдвинуты вперед:
между зубами есть небольшое расстояние;
кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;
язык находится в форме «чашечки»;
Звук Ж
Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий).
Если у ребенка есть звуки Ш, Ж, то оставшаяся группа шипящих звуков Ч, Щ обычно появляется автоматически.
Нарушения произношения шипящих звуков Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.
Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:
Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.
Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский Г.
Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.
Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.
Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.
Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.
Звук Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.
Техника выполнения упражнений
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Комплекс включает основные упражнения.
1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
2. Вытягивание губ вперед трубочкой.
3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
5. Язык широкий.
6. Язык узкий.
7. Чередование положений языка: широкий — узкий.
8. Подъем языка за верхние зубы.
9. Чередование движений языка вверх-вниз.
10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.
Техника выполнения:
начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Артикуляционная гимнастика «Слоник» зубы сомкнуты;
губы округлены и чуть выдвинуты вперед;
верхние и нижние резцы видны.
«Месим тесто» улыбнуться;
спокойно положить язык на нижнюю губу;
пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик» улыбнуться;
приоткрыть рот;
положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Качели» улыбнуться;
открыть рот;
языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
«Вкусное варенье» улыбнуться, рот открыть;
медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Чистим зубы» улыбнуться, открыть рот;
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» верхние зубы;
делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом сверху – вниз;
нижняя челюсть при этом не двигается.
«Футбол» рот закрыт;
кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
«Лошадка» присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку;
щелкать языком медленно и сильно;
нижняя челюсть должна быть неподвижной!!!
«Грибочек» улыбнуться;
присосать широкий язык к нёбу, растягивая подъязычную связку;
«Парашютики» улыбнуться;
положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф] сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.